Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Шаляпинский фестиваль в Казани завершился грандиозным гала-концертом
В свой юбилейный год, впрочем, как и всегда, фестиваль собрал беспрецедентный состав участников.
(Казань, 20 февраля, «Татар-информ», Эльза Кузнецова). Сегодня в Казани, в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля завершился XXXV Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина.
«"Праздник, который всегда с тобой" – так когда-то сказал Эрнест Хемингуэй о Париже. Федор Иванович Шаляпин – это праздник, который всегда с нами», – этими словами ведущий, народный артист Татарстана Эдуард Трескин, открыл вечер, перенеся зрителя в далекое прошлое, почти на 120 лет назад.
«В 1890 году критик Стасов писал: "Радость безмерная…Новый великий талант народился. Боже, какой талант!" Прошло почти 120 лет с опубликования этой статьи, но фигура Шаляпина становится все больше и значительнее. То же самое можно сказать и об оперном фестивале имени нашего великого земляка. Начавшись 35 лет назад культурным явлением республиканского масштаба, семимильными шагами фестиваль стал явлением международного масштаба. Старейший в России оперный фестиваль стал в один ряд с крупнейшими фестивалями мира», – продолжил экскурс в историю Трескин.
Конферансье отметил, что на сцене театра выступали Ирина Архипова, Елена Образцова, Юрий Борисенко, Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Альбина Шагимуратова и другие знаменитые личности.
В этом, юбилейном для себя, году Шаляпинский, как всегда, собрал беспрецедентный состав участников. Это хорошо знакомые поклонникам Елена Максимова (Венская государственная опера), Михаил Светлов-Крутиков (США), Рональд Самм (Великобритания), Эвез Абдулла (Германия), Оксана Крамарева, Сергей Ковнир (Национальная оперы Украины им. Т. Шевченко), Оксана Давыденко (Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая). Впервые на сцене ТАГТОиБ им. М. Джалиля выступил тенор из Турции Левент Гундуз.
В программу фестиваля вошли шедевры мировой оперной сцены – «Пиковая дама», «Аида», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Турандот», «Мадам Баттерфляй», «Трубадур», «Севильский цирюльник» и другие.
Гала-концерт начался с исполнения увертюры Дж. Верди к опере «Сицилийская вечерня» в исполнении оркестра театра. Дирижером выступил непревзойденный маэстро из Италии Марко Боэми. Концерт продолжил пролог из оперы «Паяцы» в исполнении Василия Ладюка (Московской театр «Новая опера» им. Е. В. Колобова).
Очень тепло публика принимала Нурлана Бекмухамбетова. Артист исполнил песенку Герцога из оперы «Риголетто» Верди. Анна Аглатова (Большой театр) произвела фурор великолепным сопрано – певица также исполнила произведение Дж. Верди – болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня». А уже любимый казанским зрителем Рональд Самм из Великобритании представил арию Отелло из одноименной оперы. Яркие ноты внес Ахмед Агади (Мариинский театр), исполнив арию Турриду из оперы «Сельская честь» П. Масканьи.
Публика неистово аплодировала артистам, слышались восторженные возгласы, крики «Браво!»
«Мне удалось попасть на гала-концерт, и я с таким удовольствием здесь присутствую. Это внутреннее ощущение торжественности. Это особый мир, атмосфера. Здесь люди понимают друг друга с полуслова. Все такие нарядные, красивые. Особенно мне хочется услышать арии из "Травиаты". Я такой человек, мне все нравится!» – рассказала зрительница Наиля Клевлеева, которая ежегодно посещает фестиваль.
«Мне очень хотелось, чтобы приехала Анна Нетребко. В прошлом году она приезжала с мужем. Ее пение и пение ее мужа – это что-то такое…мало описать словом "классное". Мне нравится весь репертуар фестиваля и все голоса артистов. Вообще Шаляпинский и подобные фестивали объединяют людей. И люди, даже которые не разбираются в искусстве, приобщаются к музыке, появляется интерес», – поделилась мнением с корреспондентом ИА «Татар-информ» еще одна зрительница.
Стоит отметить, что с каждым годом фестиваль становится еще более солидным: повышается уровень исполнительства, появляется все больше новых имен, приезжает публика из разных городов. По мнению театральных критиков, в этом году особенно поразителен был хор театра в «Реквиеме» Дж. Верди; необычным было прочтение «Пиковой дамы» Петра Чайковского в постановке Юрия Александрова; очень интересно прозвучал концертный вариант оперы «Порги и Бесс» .
«Весь мир питаем нашим искусством, – говорит бывшая скрипачка оркестра, а ныне – капельдинер правого сектора Алевтина Сорожкина. – Публика тоже растет вместе с фестивалем. Мне очень приятно, что приходят молодые, они же должны приобщаться к музыке. Конечно, много театралов. Они не жалеют никаких денег на это».
Шаляпин всюду возил с собой кожаный портфель, в котором находился маленький ящик, и никто не знал, что в нем. Только после смерти певца стало известно, что там находилась горсть родной казанской земли. На сегодняшний день Шаляпинский фестиваль по праву считается главным событием в жанре классической музыки в Татарстане. Заполняемость зала оперного театра составляет 99 процентов, а билеты на концерты и спектакли раскупаются за 2-3 месяца до начала события. Мероприятия фестиваля проходят при неизменных аншлагах. И сегодняшний день не стал исключением. Гала-концерт завершился взрывом аплодисментов, артисты вышли на поклон, а из зала еще долго доносились крики: «Браво!»
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»