news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Шаляпинский фестиваль в Казани с аншлагом продолжила опера «Турандот»

Действие спектакля останавливается на том же месте, где закончил писать Джакомо Пуччини.

(Казань, 9 февраля, «Татар-информ», Алсу Гатауллина). Сегодня программу XXXIV Международного оперного фестиваля им.Ф.И.Шаляпина продолжила опера великого композитора Джакомо Пуччини «Турандот».

К зданию театра оперы и балета им.М.Джалиля зрители стали подтягиваться, как всегда, задолго до начала. В фойе театра можно было заметить людей в напрасных поисках лишнего билетика. Как известно, билеты на фестиваль распродаются в первые несколько дней после старта продажи.

На втором этаже, по традиции на темно-синих стендах, разместилась выставка, рассказывающая о жизни Федора Шаляпина, а также об участниках фестиваля этого года, в частности об Альбине Шагимуратовой. Зрители с интересом изучали фотографии и подписи к ним. Но среди посетителей по-прежнему было мало молодежи.

Как рассказала корреспонденту ИА «Татар-информ» одна из зрителей Галина Четверякова, она с мужем посещает Шаляпинский фестиваль не один десяток лет. За это время фестиваль очень сильно вырос, улучшились костюмы, декорации, также появились иностранные артисты – лучшие голоса мира. Но в последние годы семейная чета может позволить себе посетить только один спектакль в фестивале, так как пенсии не хватает для этого. Собеседница поделилась, что пытается уговорить внука пойти на фестиваль, но безуспешно. Женщина считает, что здесь встречается публика, которая посещает спектакли из года в год. Не ходить на фестиваль невозможно –это позыв души, считает зрительница.

Другая зрительница Гелюся Сафина отметила, что впервые с дочерью посещает Шаляпинский фестиваль, но в целом практически не ходит в театр. Желание посетить фестиваль появилось после посещения «Кармен» в Казани. Женщина была потрясена до глубины души, и ей захотелось испытать это чувство еще раз, именно поэтому она заинтересовалась Шаляпинским фестивалем и жалеет, что раньше его пропускала. Отныне это будет семейная традиция, пообещала она.

Когда представление началось, с вступительным словом на сцену вышел заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков. Он кратко рассказал биографию великого Джакомо Пуччини. Однажды в юности он услышал в одном из итальянских театров оперу «Аида» Джузеппе Верди. «Мне показалось, что кто-то подошел ко мне и коснулся меня кончиками пальцев. Это был сам Бог. Он сказал: «Иди в театр. Театр – твое призвание», вспоминал Джакомо Пуччини.

Как известно, Пуччини не успел дописать оперу, в 1923 году он умер. По его эскизам ученик и друг композитора Франко Альфано дописал оперу. Существует предположение, что Пуччини намеренно не торопился с написанием оперы «Турандот» и представлял ее своим главным философским музыкальным посланием потомкам. Он не знал, как разобраться с сюжетом, как отнестись к сложной, противоречивой натуре главной героини. Вероятно, он мнил себя татарским принцем Калафом, который ищет красоту. Если брать не внешний сюжет оперы, а внутренний, то можно сказать, что сама принцесса Турандот представлялась Пуччини той самой недостижимой мечтой, той совершенной оперой, к которой он, как принц Калаф, стремился всю свою жизнь и старался стать победителем.

Опера представляет собой не только столкновение Запада и Востока, но и стремление автора к волшебной красоте оперы. Спектакль Татарского государственного театра оперы и балета остановил действие там, где перо выпало из рук маэстро.

Любовь, пожертвование –это главная загадка многосоставного сюжета, по которому написана опера. Рабыня Лиу жертвует своей жизнью для того, чтобы показать, что совершенная красота недостижима, а тот, кто рядом, дает искреннее и близкое тепло. Эта философия лежит в основе той концепции, на которой основан спектакль театра оперы и балета им.М.Джалиля.

«Турандот» – трудная опера, трудная по тембровым гармониям, по вокальным партиям. В сегодняшнем спектакле главную партию вела солистка Национальной оперы Украины им.Т.Шевченко Оксана Крамарева, партию Калафа – солист Мариинского театра Ахмед Агади, партию рабыни Лиу – солистка Национальной оперы Украины им.Т.Шевченко Лилия Гревцова, партию хана Тимура – солист Национального Большого театра Республики Беларусь Андрей Валентий. Главным хормейстером выступила заслуженный деятель искусств РТ Любовь Дразнина, за дирижерским пультом стоял маэстро Ренат Салаватов.

Спектакль с первых минут поразил огромным количеством певцов, а также декорациями: китайский замок с башнями раскинулся во всю сцену. Первое действие создает очень мрачную, напряженную атмосферу, которую нагнетает музыка и удары гонга, на сцене темно, едва можно различить героев. Здесь показывают, как расправляются с теми, кто не разгадал загадок принцессы Турандот, преследуя желание жениться на ней.

Во втором действии появляются знаменитые китайские фонарики. Декорации меняются на глазах у зрителей, замок раздвигается, и на передний план выдвигается огромная каменная лестница с водопадами, символизирующая владения принцессы Турандот. На сцене появляются белые цветы в горшках, жители города и слуги разодеты в ярко-красные, синие, желтые платья – все приобретает очень яркий, жизнерадостный вид, и музыка играет светлая, задорная.

Безусловно, момент, когда Калаф приходит к Турандот и она по очереди озвучивает загадки, является самым напряженным и захватывающим. Зритель вместе с героем мысленно пытается тоже дать на них ответ.

После того, как состоялось повешение Лиу, опера, как и было обещано, закончилась словами: «На этом месте перо выпало из рук маэстро».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100