news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Сергей МОСУНОВ:

«Фактов прямых укрытий преступлений в республике единицы»

«Фактов прямых укрытий преступлений в республике единицы»

Оnline-конференция на тему «Учет, регистрация и рассмотрение сообщений о преступлениях в правоохранительных органах Татарстана» состоялась в студии интернет-телевидения ИА «Татар-информ». Как добиться, чтобы ваше заявление приняли в милиции и других правоохранительных органах? И как проследить его «судьбу»? На эти и другие вопросы ответил начальник отдела №2 по надзору за расследованием преступлений Прокуратуры РТ, старший советник юстиции Сергей Мосунов. Вел беседу журналист Олег Павлов.

С.М.: Отдел по надзору за расследованием преступлений №2 Прокуратуры республики осуществляет надзор за тем, как расследуются преступления в органах следствия и дознания на территории республики. К компетенции отдела относится расследование преступлений в правоохранительных органах Набережных Челнов и закамской зоны – это около 27 районов и городов Татарстана. В нашем отделе рассматриваются и разрешаются жалобы на следствие и дознание, которые проводятся в этих районах и городах, поступающие в Прокуратуру республики. Мы же оцениваем правильность реакции той или иной городской или районной прокуратуры на жалобы, поступающие к районным прокурорам. Также отдел занимается методической помощью по тем вопросам, которые возникают у сотрудников районных прокуратур.

Как часто приходится сталкиваться с фактами сокрытия преступлений?
С.М.:
На наш отдел и конкретно на меня возложено такое направление работы в прокуратуре республики, как осуществление надзора за учетом, регистрацией и разрешением заявлений и сообщений во всех правоохранительных органах нашей республики. Еще несколько лет назад факты сокрытия преступлений были довольно часты, сейчас случаев прямых укрытий в районах республики буквально единицы, примерно с 2005 года очень жестко за них взялись в целом по России и конкретно в республике. Сейчас чаще преступления укрывают путем неправильной квалификации или искажения обстоятельств совершенного дела. За 11 месяцев этого года в Республике Татарстан 4 процента всех возбужденных в республике уголовных дел были возбуждены в результате отмены так называемых отказных материалов – тех материалов, по которым ранее было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В большей мере это касается неполноты собранных материалов.

На сегодняшний день в связи с изменениями, которые были внесены в уголовно-процессуальное законодательство в сентябре 2007 года, когда из органов прокуратуры выделили следственный аппарат в отдельное ведомство, постановление о возбуждении каждого уголовного дела в течение суток поступает прокурору. В случае, если возбуждение уголовного дела на взгляд районного прокурора является необоснованным или незаконным, прокурор ставит вопрос об отмене, если возбудили следственные органы, путем внесения требования об отмене, или отменяет своим постановлением, если это решение органов дознания. Если прокурору недостаточно постановления, он затребует материалы, которые должны поступить к нему в течение суток. По результатам изучения материалов принимается решение, законно дело возбуждено или нет. То есть, надзор за возбуждением уголовного дела занимает буквально сутки.

Материалы, по которым принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, - это заявления или сообщения граждан, поступающие в дежурную часть милиции или любому сотруднику милиции. Сотрудник милиции обязан принять любое заявление или сообщение, которое делают граждане, независимо от того, в этом ли районе совершено преступление. Уже сами органы правопорядка пересылают заявление в тот район, в который нужно. Отказ в принятии заявления – это нарушение, за которое мы очень жестко спрашиваем с сотрудников правоохранительных органов. Принимают заявления и сообщения о преступлениях не только органы милиции, но и органы ФСБ, таможни, службы судебных приставов, МЧС, они обязаны принять заявление и потом переслать в тот орган, которому подведомственно рассмотрение этого заявления.

А как добиться, чтобы заявление приняли?
С.М.:
Если ваше заявление по каким-либо причинам не хотят регистрировать, сразу обращайтесь к руководителю этого правоохранительного органа. Сегодня идет очень жесткий контроль над тем, чтобы все заявления принимались к рассмотрению. Если и руководитель органа внутренних дел не собирается принимать у вас заявление, обращайтесь непосредственно к районному прокурору. В каждой районной прокуратуре за одним из сотрудников – как правило, это заместитель районного прокурора – закреплен надзор за полнотой учета, рассмотрения и приема заявлений о совершенных правонарушениях. В районной прокуратуре примут заявление, с сотрудником милиции будет разбираться уже прокуратура. Факты прямых укрытий, когда прямо отказываются принять заявление, в нашей республике последние 2 года единичны. В этом году два сотрудника милиции привлечены к уголовной ответственности за отказ принимать заявления граждан. По каждому такому случаю проводится проверка.

Все заявления или сообщения должны быть рассмотрены, и по ним принято решение в срок до 3 суток. В случае если требуется проведение дополнительной проверки, этот срок может быть продлен до 10 суток. В исключительных случаях, когда требуется проведение экспертных исследований, срок рассмотрения заявления может быть продлен до 1 месяца. После этого гражданину в письменном виде должно сообщаться, какое решение принято по его заявлению, чтобы это письменное решение он мог обжаловать в дальнейшем, если он с ним не согласен. В Республике Татарстан в срок до 3 суток в 2008 году разрешалось около 58 процентов всех заявлений, поступивших в правоохранительные органы, в срок до 10 суток – около 40 процентов, свыше 10 суток – около 1,5 процента.

Как понять, зарегистрировали заявление или нет?
С.М.:
В дежурной части должны выдать отрывной талон. Он состоит из двух частей, одна часть для контроля остается в дежурной части, вторая часть с указанием даты, времени, когда было принято заявление, фамилии сотрудника, принявшего заявление, и учетным номером выдается гражданину. В случае, если решение невозможно принять в течение 3 суток и продлевается до 10, человеку обязаны письменно сообщить. Если прошло более 10 суток, а вам никаких сообщений не поступило, это уже повод зайти в прокуратуру.

На что жители жалуются чаще всего?
С.М.:
Поскольку наш отдел занимается надзором за расследованием преступлений в органах следствия и дознания, к нам попадают те заявления, которые касаются производства предварительного следствия и дознания. Жалуются большей частью на неправильные с точки зрения граждан решения, которые приняты следователями или дознавателями, на непроведение каких-либо следственных действий. Также есть жалобы на незаконные методы ведения следствия – грубость и т.д. Если вопрос не был предметом рассмотрения районной прокуратуры, мы отправляем в районную прокуратуру и, как правило, берем такие жалобы на контроль. Если человек не удовлетворен ответом районного прокурора, или информация, присланная из районной прокуратуры по жалобе, не удовлетворяет нас, мы запрашиваем документы, изучаем. Куда жаловаться, прокурору или в суд – это право гражданина. Если решение прокуратуры гражданина не устраивает, он впоследствии может также обратиться в суд.

Какие преступления в республике происходят чаще?
С.М.:
За 11 месяцев в республике примерно на 0,1 процента совершено преступлений меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом по Российской Федерации идет снижение числа преступлений. В Татарстане за 11 месяцев преступления небольшой тяжести составили в структуре преступности около 35 процентов, средней тяжести – 40, тяжкие и особо тяжкие – около 23 процентов. В соответствии с УК РФ, преступлениями небольшой тяжести считаются преступления, максимальное наказание за которые не превышает 2 лет лишения свободы, преступлениями средней тяжести - 5 лет лишения свободы, тяжкими – 10 лет, особо тяжкими – свыше 10 лет лишения свободы.

Поступают ли заявления, связанные с неквалифицированными действиями медиков?
С.М.:
Такие заявления есть, они составляют менее 1 процента от всех заявлений. По ним проводятся проверки, в ряде случаев речь идет о недостаточной компетенции медицинского персонала, в ряде случаев связано с ошибками медицинского персонала. Не каждое такое заявление влечет за собой возбуждение уголовного дела, по республике это единичные факты. Это связано с тем, что довольно сложно разобраться в таких специфических вопросах, как вопросы оказания медицинской помощи. Разграничить преступную халатность врача и обоснованный врачебный риск довольно сложно. В настоящее время в вузах этому практически не учат, последнее время эта тема поднимается на курсах повышения квалификации, но сегодня юристы еще довольно слабо ориентируются в этих вопросах.

Хочу сказать тем гражданам, которые считают, что им неправильно оказали медпомощь – у медиков существуют так называемые медико-экономические стандарты, вводимые приказами министерства. В этих стандартах расписывается комплекс мероприятий по тому или иному случаю. Врач может отойти от этих стандартов в случае наличия сопутствующих заболеваний, но он обязан это мотивировать. Как правило, люди обращаются с такими жалобами, когда наступила смерть или тяжкие последствия. По каждому такому случаю проводится проверка, назначается служебное расследование, которое проводит Минздрав республики.

Что можно сказать о качестве проведения следствия у нас в республике?
С.М.:
Качество еще не на той высоте, на какой бы хотелось. Имеется определенное количество дел, которые суды возвращают для устранения препятствий рассмотрения дел в суде. Есть факты, когда оправдывают из-за того, что следствие некачественно собрало материал. По приказу генерального прокурора по каждому случаю оправдания в суде проводится заслушивание в Прокуратуре республики, каждому факту оправдания дается очень жесткая оценка, вплоть до оргвыводов. Одна из причин – в нашем следственном аппарате на сегодняшний день очень большое количество людей, чей следственный опыт – до 3-5 лет, много молодежи. Эта тенденция стала прослеживаться со второй половины 90-х годов – омоложение следственного аппарата. Есть недочеты в организации работы и районных и городских прокуроров, и руководителей следственных органов и органов дознания. На сегодняшний день по республике порядка 20 процентов случаев, когда органы следствия и органы дознания обращаются в суд за избранием меры пресечения в виде ареста, и примерно в каждом пятом случае суды не поддерживают эту позицию, что говорит о том, что некачественно собирается материал.

Материал подготовила Елена ЧЕМБАЕВА
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100