news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Сергей БРИЛЕВ:

«У журналистики четыре стадии»

Ведущий программы "Вести в субботу" на телеканале "Россия-1" Сергей Брилев поделился секретами профессионального мастерства с казанскими журналистами во время мастер-класса "Официальный ракурс" в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям в Казани. Звезда федерального канала рассказал коллегам из региональных СМИ о наиболее распространенных ошибках телевизионщиков, привел примеры из личной практики.

Какие ошибки в своей работе журналисты допускают наиболее часто?
С.Б.: В журналисты нас никто не выбирал. Поэтому полагать, что ты умнее собеседника – это грех, полагать, что ты участвуешь в политике – глупость. Мы находимся не в политике, а около нее. Нас ценят не за смелость, а за умение достать приличную информацию и внятно ее рассказать. Если вы не работаете в партийной газете, то ваши политические взгляды знать никто не должен. У нас очень интересная профессия, но не всегда интересная работа. Чтобы журналиста показывали по ТВ хорошо, надо стараться. В 90 процентах случаев я во время интервью сажусь слева от собеседника, чтобы не оказаться главным в кадре. Это, конечно, прописные истины, но о них мы с вами часто забываем. В нашей практике встречаются неудачные примеры. К примеру, мое интервью с Дмитрием Медведевым в его кабинете, где между нами слишком длинная дистанция в виде стола, или  интервью с Бушем в Белом Доме, где мы сидим слишком близко и почти касаемся друг друга ногами под столом. Во время разговора многие люди непроизвольно начинают стучать ногами, таких собеседников лучше ставить на ковер. Безусловно, хорошо снимать интервью в 2-3 камеры. Когда  работает одна камера, часто случаются форс-мажоры, но главное при этом не паниковать. Удачной, на мой взгляд, бывает картинка, когда журналист и собеседник сидят во время интервью у камина.

У вас есть положительные примеры?
С.Б.: Мне нравится первое интервью с Владимиром Путиным. Придя к власти, он 8 лет отказывался беседовать с российскими журналистами. Мне первому удалось разрушить эту стену. Продолжительность того интервью с Владимиром Владимировичем составила около 8 минут и оно  прошло весьма успешно. Вообще, на мой взгляд, существует четыре стадии журналистики. Первая – это когда ты работаешь, чтобы твоя фамилия прозвучала в эфире, либо появилась на газетной полосе, вторая – когда чем больше, тем лучше, третья – когда ты делаешь то, что тебе интересно и четвертая – когда тебе все надоедает, и ты меняешь профессию.

Следует ли согласовывать вопросы заранее?
С.Б.: Интересен тот факт, что считающийся кудесником обаяния Барак Обама попросил меня заранее прислать вопросы, а Буш, считающийся благодаря творчеству Задорнова тупым человеком, ответил на все мои  вопросы без подготовки. Я  не смогу вывести вам критерии демократических стран, в которых не просят заранее присылать вопросы. По моему опыту, в 90 процентах случаев пресс-службы бьются над согласованием вопросов.  Но поскольку они  выступают своеобразным шлюзом перед органами государственной власти, то лучше пройти через них, не царапая борт корабля. Согласовывать вопросы возможно, но, не теряя при этом собственного достоинства и профессиональной состоятельности, хотя мне самому это не очень нравится.

Как правильно журналистам в беседах следует задавать вопросы?
С.Б.: Из интервью следует исключить фразу «как известно», которая часто звучит из уст наших коллег. Не следует начинать вопрос «Собираетесь ли вы баллотироваться?», с цитаты из Библии или Корана. Задавая вопрос, не стоит быть многословным. Лично я редко формулирую вопрос до запятой. Не стоит пытаться выстраивать причинно-следственные связи до ответа человека. Вопросы должны быть короткими и внятными. 

Каково оптимальное время длительности беседы?
С.Б.: В большинстве случаев российские политики не обладают навыками публичных выступлений, особенно телевизионными, у них отсутствует чувство хронометража. Полезным в этом плане является участие в медиа-тренингах. Я пишу интервью максимум на 12 минут, которые потом можно сократить до 7. Это оптимальное время, хотя бывают и исключения. Абсолютными рекордсменами у меня являются Барак Обама (16 минут) и Михаил Фрадков (11 минут). Среднестатистический россиянин длинное интервью у экрана просто не высидит.

Какие приемы вы используете, чтобы расположить собеседника?
С.Б.: Люди всегда ценят то, когда журналист о них что-то знает. Поэтому корреспондентам следует тщательно готовиться перед встречей, изучать биографию собеседника. Иногда разрядить обстановку можно просто хорошим анекдотом, либо удачной шуткой. Лично для меня самыми тяжелыми являются интервью с мастерами искусств. На подготовку к такой беседе порой уходит целая неделя, ведь для этого следует прочесть много литературы, многое посмотреть. Мы, готовясь к интервью, читаем много других интервью, сделанных с этим же человеком. Упоминая информацию своих коллег, необходимо ссылаться на источник, в котором вы это узнали. И, конечно, на интервью нужно приходить подготовленным. Плавающих интервьюеров у нас пока очень много.

Вам часто доводилось общаться с политиками из Татарстана?
С.Б.: В первый раз первого Президента Татарстана я писал в памятную зиму монетизации, когда приехал Алексей Кудрин. Они оба были для меня новыми персонажами, и я предложил взять интервью одновременно. Беседа оказалась очень интересной. Следующий раз я беседовал с Минтимером Шаймиевым, когда мы гуляли по дворику Президентского дворца в Казанском Кремле. Это было накануне 1000-летия. Мы уложились очень быстро, потому что пошел холодный дождь. После этого я с Минтимером Шаймиевым писал интервью еще несколько раз. С новым Президентом республики Рустамом Миннихановым я знаком давно. Чаще писал с ним интервью,  связанные со строительством ТАНЕКО. Также в моей студии побывал Ильсур Метшин.

Работа сотрудников федеральных СМИ с первыми лицами отличается от работы их коллег из регионов?
С.Б.: С представителями власти региональным журналистам в некоторой степени работать сложнее, чем коллегам из Москвы. Дело в том, что региональная власть ближе и журналисту нужно выстроить свою работу таким образом, чтобы, в конечном счете, в выигрыше остался зритель, читатель либо радиослушатель.

Материал с мастер-класса подготовила Наталья Рыбакова.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100