Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Сегодня Тамара Гвердцители отмечает день рождения
Исторические события дня и памятные даты.
(Казань, 18 января, «Татар-информ»). В 1962 году в этот день родилась Тамара Гвердцители – эстрадная певица, композитор, народная артистка Грузии, России.
Тамара Михайловна Гвердцители родилась 18 января 1962 года. В начале 1970-х годов стала участницей детского эстрадного ансамбля «Мзиури», в составе которого много гастролировала по бывшему Советскому Союзу. Закончив специальную музыкальную школу, в 1979 году стала студенткой Тбилисской консерватории по классу композиции и фортепиано, а также специального колледжа по классу вокала.
Выступала в качестве специального гостя на фестивалях эстрадной песни в Сопоте (1989) и Сан-Ремо (1990). В 1991 году Тамара Гвердцители была приглашена своим французским агентом в Париж, где познакомилась с Мишелем Леграном и Жаном Дрежаком. В том же году прошел их первый совместный концерт. В 1994 году певица выступила с сольным концертом в парижском зале «Олимпия». В 1995 году состоялись концерты Тамары Гвердцители в нью-йоркском «Карнеги-холле», в которых приняли участие Легран и ансамбль Алексея Козлова «Арсенал». В апреле 1996 года Тамара Гвердцители и Мишель Легран дали концерт в нью-йоркском «Ассембли-холле». В конце 1995 года певица решила вернуться на концертные площадки России и стран СНГ.
Тамара Гвердцители поет на 7 языках – русском, грузинском, французском, английском, испанском, итальянском и древнееврейском. В 1989 году получила звание народной артистки Грузинской ССР. Народная артистка РФ (2004). В 19 лет Тамара Гвердцители стала лауреатом первой премии международного конкурса «Красная гвоздика» в Сочи. Затем участвовала в конкурсе поп-музыки в Дрездене (1982), завоевала первую премию на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Софии (1988). Награждена орденами Чести Грузии «За мужества и отвагу» (за выступления в Афганистане), национальной премией Украины «Человек года».
В апреле 2001 года приняла российское гражданство. Семейное положение: первый муж – телережиссер Георгий Кахабришвили, второй – врач-кардиолог Сергей Амбатьелло. Есть сын от первого брака – Сандро.
***
В 1825 году в этот день года назад прологом «Торжество муз» композиторов А.Верстовского и А.Алябьева в Москве торжественно открылся Большой театр (новое здание).
История зданий главной московской оперы драматична. Первую театральную постройку воздвигли в 1776 году, когда московский губернатор Петр Урусов получил от Екатерины II привилегию на содержание в Москве русского театра. Театр назывался Знаменским, в 1780 году он сгорел дотла. В том же году первых зрителей принял новый театр. Его построил на углу улицы Петровки всего за пять месяцев компаньон Урусова англичанин Мэдокс. Этот театр уже назывался Петровским и простоял 25 лет. В октябре 1805 года во время действия оперы «Днепровская русалка» он сгорел.
Следующий театр был выстроен Карлом Росси на Арбатской площади. Его открытие состоялось в апреле 1808 года. Деревянный фасад Арбатского стал одной из первых жертв пожара при нашествии Наполеона в 1812 году.
В 1818 году в Петербургской Академии художеств объявили конкурс на проект нового театра в первопрестольной. Его победителем стал ректор Академии Алексей Михайлов, который передал свой проект Осипу Бове. Бове переработал проект Михайлова, уменьшил высоту здания, изменил его пропорции, отказался от размещения в нижнем этаже торговых лавок. Начатое в 1821 году строительство театра на месте старого Петровского длилось 3 года. Впечатленные грандиозностью нового театра, москвичи называли его «Колизей».
18 января 1825 года прологом «Торжество муз» композиторов А.Верстовского и А.Алябьева театр был торжественно открыт. Перед началом спектакля публика овацией вызвала на сцену главного строителя театра архитектора Бове и забросала его цветами.
11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра. Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом.
20 августа 1856 года восстановленный Большой театр был открыт. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр О.Бове, погибла при пожаре. Для создания новой А.Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. П.Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.
***
В 1835 году в этот день родился Цезарь Кюи – русский композитор, член «Могучей кучки».
Цезарь Антонович Кюи – ученый, композитор и музыкальный критик, член прославленной «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), один из основоположников национального движения в русской музыке.
Родился 18 января 1835 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва); мать его была литовкой, отец - французом. Музыкой начал заниматься в 10 лет, первым учителем Кюи по композиции был С.Монюшко. Учился в Главном инженерном училище, а затем в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, которую окончил в 1857 году. Кюи сделал блестящую карьеру на военном поприще, дослужился до генеральского чина и стал специалистом в вопросах фортификации.
В 1857 году познакомился с Балакиревым, и это послужило толчком для возобновления занятий музыкой. Кюи стал одним из учеников Балакирева и впоследствии членом «Могучей кучки». В своих публикациях в периодике активно поддерживал принципы «новой русской музыкальной школы». Пропагандист творчества М.Глинки, А.Даргомыжского, современных ему русских композиторов.
В наследии композитора 10 опер, наиболее интересная из них (первая) – «Вильям Ратклиф» (по Генриху Гейне). Он сочинил также ряд оркестровых пьес малых жанров, три струнных квартета, около 30 хоров, пьесы для скрипки с фортепиано и более 300 романсов. Самое ценное в творческом наследии Кюи – вокальная лирика, романсы. Кюи завершил (по эскизам) неоконченные оперы Даргомыжского «Каменный гость» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. Умер Кюи в Петрограде 26 марта 1918 года.
По материалам Calend.ru.
***Н
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»