news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Сегодня 99 лет со дня рождения Ростислава Плятта

(Казань, 13 декабря, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1908 году в этот день родился Ростислав Плятт – актер, народный артист СССР.

Ростислав Плятт в Ростове-на-Дону в семье адвоката. С 1916 года жил в Москве, учился в Девятой школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й студий МХАТ. В 1926 году поступил в театральную студию Ю.А.Завадского на Сретенке, в 1927 году переименованную в Театр-студию под руководством Завадского.

В том же 1927 году состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» (по рассказам Б.Лавренева), где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Актер удачно показался в «Ученике дьявола» Б.Шоу (1933) и «Школе неплательщиков» Л.Вернейля (1935). В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. На ростовской сцене играл Болинброка («Стакан воды» Э.Скриба), Скалозуба («Горе от ума» А.С.Грибоедова) и др. По-настоящему крупный успех имел его фон Ранкен («Дни нашей жизни» Л.Н.Андреева).

В 1938 году Плятт вернулся в Москву и до 1941 года работал в Театре им.Ленинского комсомола, где создал образ Крогстада («Нора» Х.Ибсена). Проработав в Московском театре драмы с 1941 по 1943 год, Плятт вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру им.Моссовета.

За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его репертуаре – эксцентрические Болингброк («Стакан воды» Скриба) и Нинкович («Госпожа министерша» Б.Нушича), чеховские Тапер (по рассказам А.П.Чехова) и Дорн («Чайка»), Гарри Смит («Русский вопрос» Симонова) и Добротворский («Закон чести» А.Штейна, 1948), Казарин («Маскарад» М.Ю.Лермонтова, 1952) и Яропегов («Сомов и другие» М.Горького). В 1964 году Плятт сыграл Бернарда Шоу («Милый лжец» Килти) и Цезаря («Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу). Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера («Дальше - тишина» В.Дельмара). В 1970-е годы он создал интересную портретную галерею: писатель Лавренев («Поющие пески» А.Штейна), Постоянно действующий персонаж («Возможны варианты» В.Азерникова), Старорежимное Лицо («Версия» Штейна), Федор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф.М.Достоевскому).

Ростислав Плятт работал и на радио. Особый тембр его голоса, проникновенные интонации завораживали не одно поколение радиослушателей. С 1938 года Плятт снимался в кино: Холостяк («Подкидыш»), завхоз Бубенцов («Весна»), Грин («Убийство на улице Данте»), аферист Кока («Судьба резидента). Неоднократно принимал участие в телеспектаклях и телефильмах: граф Любин («Провинциалка» И.С.Тургенева), пастор Шлаг («Семнадцать мгновений весны» Ю.Семенова), Грюджиус («Тайна Эдвина Друда»).

Умер выдающийся артист 4 июля 1989 года.

***

13 декабря 1742 года, в царствование Елизаветы Петровны, был издан указ, предписывающий немедленно выслать евреев за границу и впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать.

История свидетельствует, что еще Владимир Мономах в 1114 году собрал совет князей, который постановил: «Выслать их из русской земли со всем их имуществом и впредь не принимать их, а если они тайно войдут, то убивать их». В договоре России с Польшей 1678 года указано на разрешение свободного пребывания польских торговых людей в России, «кроме евреев». Эта же оговорка - «кроме евреев» - имеет место и в актах 1686 года «О вечном мире» между Россией и Польшей. К ранним годам царствования Петра I, в связи с его манифестом (1702), призывающим в Россию искусных иностранцев, относится его оговорка о евреях: «Я хочу видеть у себя лучше народов магометанской и языческой веры, нежели евреев. Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются, и как ближних ко мне ни подкупают».

Однако за все время царствования Петра нет никаких сведений о притеснениях евреев, не издано ни одного закона, их ограничивающего. Напротив, при общей благожелательности ко всяким иностранцам была широко открыта деятельность и для евреев. В ближайшем доверенном окружении императора были: вице-канцлер барон Петр Шафиров, его двоюродные племянники Абрам Веселовский, весьма приближенный к Петру, и Исаак Веселовский; Антон Девьер, первый генерал-полицеймейстер Петербурга; Вивьер, начальник тайного розыска. В письме к А.Веселовскому Петр сообщал: «Для меня совершенно безразлично, крещен ли человек или обрезан, чтобы он только знал свое дело и отличался порядочностью».

После смерти Петра императрицей Екатериной I в 1727 году был издан указ: «Евреев как мужского, так и женского пола, которые обретаются на Украине и в других российских городах, всех выслать вон из России за рубеж немедленно. Впредь их ни под каким предлогом в Россию не впускать и так предостерегать во всех местах накрепко». Этот указ был подтвержден императрицей Анной Иоанновной в 1740 году, а в 1742 году появляется известный указ императрицы Елизаветы Петровны: «Как-то уже по неоднократным предков наших указам, во всей нашей Империи евреям жить запрещено. Но ныне нам известно учинилось, что оные еще в нашей Империи под разными видами жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но только нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно. Потому всемилостивейше повелеваем: из всей нашей империи, из городов, сел и деревень всех мужеского и женского пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением, немедленно выслать за границу и впредь их ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания».

Даже тогда, когда Генеральная войсковая канцелярия Малороссии и Лифляндская губернская канцелярия в 1743 году предъявили всеподданнейшее ходатайство о разрешении временного въезда купцам-евреям, с указанием колоссальной выгоды для государственной казны от развития торговли, «в которой евреи действительно мастера», - императрица Елизавета Петровна наложила свою знаменитую резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».

Встретив многочисленное сопротивление и у евреев, и у помещиков, и в государственном аппарате, указ Елизаветы не был полностью исполнен, как и подобные предыдущие указы. Да и при самой Елизавете на видных постах служили евреи. Был возвращен к государственным делам и «осыпан царскими милостями» дипломат Исаак Веселовский (позже он преподавал русский язык наследнику, будущему Петру III, брат его Федор к концу царствования Елизаветы стал куратором Московского университета).

Много неясного в законодательство о евреях внесло правление Екатерины II. Императрица высказывала благие пожелания, но одновременно вводила и строгие ограничения. Тем не менее, в первый период ее царствования у евреев появились надежды на улучшение их состояния. Власти почти не вмешивались в их внутреннюю жизнь, и еврейские общины располагали полной автономией: у них были собственные суды, синагоги со школами, и они по необходимости собирали средства на нужды общины. Именно в царствование Екатерины II была установлена «черта для постоянной оседлости», которая была отменена указом Временного правительства от 2 апреля 1917 года.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100