news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Саид КСЕМБАЕВ: «Наука – это самая доходная отрасль»

В середине декабря в Казани состоится церемония награждения победителей II республиканского конкурса «Пятьдесят лучших инновационных идей РТ», который проводит государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд РТ». Примечательно, что в числе участвующего в нынешнем конкурсе 621-го заявителя есть и победители прошлого года. Один из них – доктор медицинских наук, профессор, руководитель последипломного стоматологического образования КГМУ Саид Ксембаев.

Саид Сальменович, расскажите, пожалуйста, о своей разработке, принесший вам диплом лауреата прошлогоднего конкурса.
С. К.: Наш продукт имеет рабочее название «Целоформ». Он представляет собой традиционную медицинскую вату, сделанную из натурального хлопка, которая обработана специальным механическим способом и выглядит как порошок. В результате вата приобретает два удивительных свойства - противомикробное и ранозаживляющее. Скажем, при лечении гнойной раны в нее засыпают различные сорбенты, затем ее заматывают, подкладывают вату, чтобы рана не промокала, и еще раз заматывают. Таким образом, вата является вспомогательным средством. В повязках она служит материалом, который впитывает в себя гной и кровь, или служит тепловой прослойкой – прогревает ткани, улучшает их кровообращение и т.д. Ну, может еще для протирания использоваться, других функций нет.

В чем же суть нашей разработки? Известно, что каждая рана проходит в своем развитии три этапа: воспаление, появление грануляции и эпителизацию, т.е. когда она закрывается. На каждом из них требуются различные сорбенты. В фазу воспаления нужны вещества, подавляющие рост микрофлоры, обладающие бактерицидным действием. Когда рана очистилась, уже их использовать не надо, нужны другие, которые способствуют регенерации, т.е. ускоряют заживление. Наш же сорбент «Целоформ» можно использовать во всех фазах.

То есть, этот сорбент можно не вытаскивать из раны в ходе прохождения перечисленных вами процессов?
С. К.: А зачем вытаскивать, он сам будет оттуда выходить. У него в 16 раз больше всасываемость, чем у обычной ваты. Когда этот сорбент в гнойную рану засыпаешь, он начинает в себя всасывать. Микробы, попадающие внутрь этого порошка, погибают, а по окружности остаются. Ведь микробы ране нужны, поскольку они выделяют ферменты, которые расщепляют омертвевшие ткани и способствуют быстрому очищению, сама эволюция придумала такой способ. То есть в ране микробы не бесполезны и не вредны. Наш механизм так и работает – порошок лишние все микробы убирает, по окружности же они живут. Мы даже проводили исследования в НИИ эпидемиологии и микробиологии в Казани, которые подтвердили локальное действие на микроорганизмы нашего сорбента. Получился пролонгированный эффект – через неделю, две, месяц, полтора, два, в этом месте ничего не росло. И еще одна немаловажная деталь: порошок полностью выходит из раны. Он состоит из трех атомов – кислорода, углерода и водорода. Обычные углеродные сорбенты могут остаться внутри раны как инородные тела. Здесь же рана промывается, и все лишнее из нее выходит. У нас не было случаев, чтобы что-то оставалось внутри ткани.

Вы говорите «Мы». А кто вам помогал?
С. К.:
При подаче заявки на конкурс «50 лучших инновационных идей РТ» я выступил в качестве единственного разработчика, хотя у меня есть партнер - он раньше работал профессором одной из кафедр Казанского государственного технологического университета. Заявка была подана так, по его совету «на всякий случай». Я и не рассчитывал, что будет финансирование. Подавать нужно обязательно, потому что сразу резонанс идет. В итоге мы вошли в число победителей. Сама идея «Целоформа» зародилась еще 3-4 года назад. Мы все это время искали деловых партнеров, людей, готовых вложить деньги. Нам обещали из Москвы и других регионов, но дальше разговоров дело не продвинулось.

Как складывалось ваше сотрудничество с ИВФ РТ после победы в конкурсе?
С. К.:
Вместе с дипломом нам выдали приз в размере 50 тысяч рублей, которые были вложены в проект. Кроме того, через два месяца после награждения ИВФ предложил наш проект проталкивать дальше. Был выделен грант в размере 2 миллионов рублей на проведение НИОКР, а затем вложены 14 миллионов на промышленное производство. Первоначально ИВФ будет входить в число учредителей создаваемого нами предприятия. После того, как проект заработает, фонд пустит нас в «свободное плавание».

На деньги, которые нам выделили, мы будем проводить дальнейшие исследования. Необходимо выяснить, за счет чего наша продукция обладает противомикробным эффектом. В бытовых условиях обычную вату в такой порошок не превратишь не раздробишь, т.е. «ноу-хау» заключается именно в технологии изготовления. Сначала из ваты мы готовим полуфабрикат, затем производим из него порошок. Метод чисто механический, никаких добавок и никакой химии мы не применяем.

Насколько вы оцениваете рентабельность проекта?
С. К.: Я считаю, что очень высокая. Мы уже подыскали производственные площади за городом, поставили модуль, привлекли специалиста. Экономисты, финансисты венчурного фонда помогали мне, сейчас патентовед подключился.

Возвращаясь к вашей разработке, каковы перспективные направления ее использования?
С. К.: «Целоформ» является сорбентом при лечении всевозможных гнойных ран любой локализации в хирургии и стоматологии, гнойно-воспалительных заболеваний (таких как перитонит, флегмоны, абсцессы любой локализации) и многие другие направления современной медицины. Дали мы, например, токсикологам для пробы. Уже получен первый результат - хорошо снимает вспучивание живота. Ведь это обычная целлюлоза – мы же с вами употребляем в пищу клетчатку. Токсикологи намерены использовать порошок как средство, которое будет в себя вбирать токсичные вещества при отравлениях. Дали также гинекологам, дерматологам, ЛОР-врачи тоже взяли - использовать при гнойно-воспалительных заболеваниях, отитах. Все, кому ни даю образцы, убеждаются, что средство работает. Я хочу, чтобы его включили в перечень предметов, которые обязательно входят в автомобильную аптечку. Представляете, какой рынок сбыта?!

Кстати, все пациенты, при лечении которых использовался наш сорбент, отмечают безболезненность перевязок, не приходится ее отдирать, намачивать и т.д.

Насколько сложно сегодня внедрить в практику новый медицинский препарат?
С. К.: Препарат, действительно, сложно - я имею в виду лекарства. Нужны годы испытаний. Наш же продукт является не препаратом, а средством медицинского назначения. Вата сама давно применяется, и мы позиционируем сорбент как перевязочное средство.

Я был в Федеральном агентстве по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, получил все нужные формы документов для включения в разрешенный перечень медицинских средств и мы прошли первый этап. Продукт отправили в Московский НИИ «Новой медицинской техники» на токсикологические, морфологические и испытания на стерильность, которые он благополучно прошел. От них мы ждем заключение, с которым мы поедем в Институт хирургии им. Вишневского. Там находится экспертный совет, куда мы все отвезем, в том числе и заключение из института новой медицинской техники. Они проведут свои испытания на перевязках и дадут свое заключение. С этим заключением и другими документами мы уже сможем включиться в перечень разрешенных средств медицинского назначения.

У вас нет опасения, что по воле каких-то чиновников затормозится реализация проекта?
С. К.: Я на 100 процентов уверен в успехе, поскольку препарат работает, востребован, многие главные врачи ждут, когда мы получим разрешение для использования в практике. Причем его можно будет реализовывать как в России, так и странах СНГ, за рубежом.

Отмечу, что из двух миллионов полученных в виде гранта средств, по 50 тысяч рублей уйдет на получение разрешительных документов и оплату командировочных, остальное – на получение технических условий, международного патента, проведение всероссийской конференции по сорбентам в Казани в мае будущего года, издание сборника работ конференции. Дальше, я считаю, надо будет подключить административный ресурс, с тем, чтобы наш продукт начать массово использовать. Например, при авариях с большим количеством пострадавших – чтобы сразу на месте спасатели посыпали порошком раны и отправляли людей в больницы. Часто привозят в клиники пациентов с грязными ранами, инфицированными. Этот порошок и в быту востребован – при потертостях, пролежнях, когда палец порежешь - засыпаешь его, и на другой день не болит, все нормально. Как присыпку детскую можно использовать. В обычную присыпку входит тальк и крахмал, являющийся питательной средой для микробов. Наше средство экологически чистое, биосовместимое с тканями, не вызывает аллергии.

Будучи человеком от науки, как вы расцениваете применяемую в республике форму поддержки инновационных идей?
С. К.: Она вполне работоспособна. Я вижу, что сейчас организовался Российский венчурный фонд и Татарстан в этом плане оказался пионером. Будет наука, будет и процветающая нация. Хорошо, что в Татарстане это понимают. Наука – это самая доходная отрасль.

В завершение беседы, несколько слов об изобретении, которое вы заявили для участия в нынешнем конкурсе.
С. К.: Мы придумали устройство, изготавливаемое из пищевой резины, заменяющее зубную щетку и жевательную резинку. Оно не только очищает зубы и полость рта, но и массирует десны, улучшает кровообращение. Хотим сделать переворот в стоматологии.

Беседовал Булат СРУРОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100