news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Рустем АБЯЗОВ: «Рецепта сюрпризов у меня нет»

11 октября Казанский государственный камерный оркестр “La Primavera” открыл новый концертный сезон. На сцене Большого концертного зала им. С.Сайдашева коллектив представил программу с участием заслуженной артистки РФ, солистки Московского академического музыкального театра им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко Хиблы Герзмавы. Беседа с художественным руководителем и главным дирижером оркестра, заслуженным деятелем искусств РФ Рустемом Абязовым состоялась перед концертом.

В новый концертный сезон вы преподносите публике подарок, открывая его в тандеме с неподражаемой Хиблой Герзмавой. Как возникла идея о таком сотрудничестве?
Р.А.: Три года назад по приглашению Татьяны Шахниной Хибла Герзмава приезжала с сольным концертом. Татьяна Зиновьевна специально пригласила меня, чтобы я послушал эту певицу, и, может быть, у нас возникли бы какие-то творческие идеи, совместные проекты. После концерта я влюбился в голос Хиблы, для меня в тот момент было ясно, что до этого я ничего подобного «живьем» не слышал. Мы переговорили и пришли к тому, что она тоже не против создания совместного проекта. Но прошло какое-то время, прежде чем мы «созрели» до его воплощения. Последние наши переговоры состоялись весной прошлого года, когда Хибла приезжала на гастроли в Казань в составе труппы театра, и мы нашли время, которое было бы удобно и нам, и ей, поскольку у певицы очень напряженный концертный график. Это время как раз совпало с открытием нашего концертного сезона, и мне кажется, что это и символично, и хорошо.

Как составлялась программа концерта?
Р.А.: Репертуар мы обговаривали, исходя из наших возможностей - в зависимости от того, какими оркестровками располагаем мы сами, и от того, какие ноты были у Хиблы Герзмавы для исполнения камерным оркестром. Получилась очень симпатичная программа: в первом отделении - арии из опер Верди и Пуччини. Оркестр открывает концерт симфонией Верди. Это единственное инструментальное сочинение маэстро, изначально написанное для квартета и уже после смерти композитора переложенное для камерного оркестра, звучащее в наше время по большей части в исполнении именно такого состава. Исполняется она достаточно редко, но тем не менее, это настоящая «вердиевская» музыка – очень театральная, эффектная. А во втором отделении решили представить “Ave Maria” трех разных композиторов – Каччини, Баха в переложении Гуно, и Шуберта. И я так составил программу, что заканчивать концерт мы будем «Мотетом» Моцарта. Во многих отношениях мне кажется это правильным: во-первых, в этом году мы отмечаем юбилей композитора, и, во-вторых, это та музыка, которой можно и завершать и начинать концерт - настолько она потрясающая. И, конечно же, прозвучат бисы, совершенно очаровательные, которые привезла сама Хибла Герзмава.

В прошлом сезоне ваши концерты проходили под знаком «золотых хитов» оркестра, вы представляли цикл бисов “La Primavera”, а есть ли какая-то концептуальная подоплека на предстоящий сезон?
Р.А.: Какой-то специальной идеи, которая объединяет все концерты, пожалуй, нет. Но предстоит достаточно яркий концерт, который завершит прошлогоднюю нашу «эпопею». В декабре, я надеюсь, состоится концерт-презентация компакт-дисков «Бисы «La Primavera». Из всего материала, который мы сыграли в рамках прошлогоднего цикла, а это достаточно большое количество, мы отобрали 64 произведения и скомпоновали четыре компакт-диска. Они выйдут в одной коробке, и мы в концерте представим публике этот «подарочный набор». Все остальные концерты будут связаны с приезжими музыкантами, ожидается приезд очень хороших солистов. Завершать сезон будет Левон Абарцумян, выдающийся, на мой взгляд, скрипач, проживающий сейчас в США. В ноябре приезжает очень интересный дирижер, художественный руководитель Архангельского государственного камерного оркестра Владимир Онуфриев. Его имя, быть может, не так знакомо публике, но я могу сказать, что это настоящий музыкант, очень тонкий и думающий. В первом отделении будет звучать музыка Альфреда Шнитке, его «Сюита в старинном стиле», в которой я буду исполнять сольную партию, и Первая скрипичная соната с солистом Сергеем Емельяновым, концертмейстером нашего коллектива. А во втором отделении будет звучать квинтет Шуберта, аранжированный Владимиром Онуфриевым для нашего оркестра.

Вы постоянно преподносите публике какие-нибудь сюрпризы. Откуда вы черпаете идеи, что вам помогает в этом?
Р.А.: Вы знаете, у меня нет специального рецепта по созданию сюрпризов, идеи приходят совершенно спонтанно, но до сих пор еще не было такого случая, чтобы чего-то не удалось воплотить.

Все чаще ваше имя появляется на афишах концертов Государственного симфонического оркестра, есть ли у вас еще какие-либо задумки?
Р.А.: Да, я начинаю достаточно активно сотрудничать с симфоническим оркестром. К сожалению, у оркестра сейчас непростой период. Это связано с тем, что закрыт на ремонт концертный зал филармонии, закрыта на ремонт консерватория, и очень большие сложности с тем, чтобы получить Большой концертный зал. По этой причине сокращено большое количество симфонических концертов. Я не знаю, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, но оркестр должен играть, причем достаточно много и часто. Несмотря на все сложности, есть идеи по работе с этим коллективом. Это цикл четырех концертов под общим названием «Классика и…». Идея возникла благодаря тому, что у меня появился очень интересный материал. Мне попали в руки двенадцать совершенно роскошных аранжировок хитов «Битлз» для симфонического оркестра. Первый концерт цикла состоится 1 ноября, будет представлена программа «Классика и рок Туманного Альбиона». В первом отделении будет звучать симфония Элгара, и, мне кажется, такое сочетание образует очень интересный временной «мост». Второй концерт будет называться «Классика и поп Скандинавии», и в нем прозвучат «Пер Гюнт» Грига и двенадцать хитов группы “ABBA”. Также надеюсь сделать программу из «Времен года» Вивальди и «Четырех времен года в Буэнос-Айресе» Пьяцоллы. И завершит этот цикл концерт, в первом отделении которого будет исполнена симфония Франка, а во втором – четырнадцать хитов Поля Мориа.

Открытие сезона для артиста - своеобразная точка отсчета. Что вы в связи с этим пожелали бы себе, своему коллективу и публике?
Р.А.: Я бы не сказал, что открытие сезона является для меня какой-то отправной точкой – я стараюсь, чтобы работа не прекращалась весь год, исключая, естественно, время отпуска. А пожелать хочется всегда одного: чтобы вся эта рабочая круговерть не останавливалась. Если оркестр будет востребован, если публика будет ходить на концерты, а музыканты, соответственно, повышать свой уровень – мне, кажется, чего еще можно желать?

Материал подготовила Айсылу МИРХАНОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100