news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Рустам ХАБИБУЛЛИН: «Предприятия пищевой индустрии, работающие по стандартам «халяль», вступление в ВТО не пугает»

Каждому известна ставшая хрестоматийной истина: «Человек есть то, что он ест». В исламском вероучении все то, что законно для мусульман во всех сферах их деятельности и быта, в том числе и в питании, емко и кратко выражено понятием «халяль». «Халяль ризык» означает - «дозволенная», т.е. полезная еда. Противоположностью «халяль» является «харам» - «запрещенное». К сожалению, не только молодежь, но и старшее поколение не всегда имеют правильное представление о принципиальном различии между «халяль» и «харам». Между тем, на прилавках магазинов все чаще можно видеть разнообразную продукцию с маркой «халяль». И не редки случаи, когда у потребителя возникают сомнения: действительно ли приобретаемый продукт - халяльная продукция? Как же отличать «халяль» от «харам»? Этот вопрос был обращен к гостям в студии агентства «Татар-информ» на прошедшей здесь недавно интернет-конференции - заместителю председателя комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ Рустему хазрету Хабибуллину и заместителю председателя Духовного управления мусульман республики Сулейману хазрету Зарипову.

Сулейман хазрет, объясните, пожалуйста, нашим интернет-пользователям значение понятий «халяль» и «харам».


С. З.:
В эти два понятия включены обязанности мусульман, вмененные исламом, в целом в части добывания средств к существованию. А не только узко понимаемый некоторыми стандарт в выборе продуктов питания. Поэтому «халяль» и «харам» - это критерии поведения мусульманина, как на уровне индивидуальном, так и общественном. Это всегда выбор между «дозволенным» и «запрещенным», касается ли то бизнеса, иного рода занятий, еды, питья, досуга - в общем, всех сторон жизни мусульманина. В аятах Корана есть неоднократные указания на необходимость употреблять людям в пищу только дозволенное и совершать праведные дела. К примеру, из продуктов, по Корану, халяльным является мясо животных, заколотых по законам шариата с упоминанием имени Аллаха (говядина, баранина, курятина и т. п.). Ислам запрещает мусульманам заниматься такими видами деятельности, как, например, азартные игры, эксплуатация женщин, взимание процентов (ростовщичество). Отсюда следует, что и пища, приобретаемая на средства, заработанные запретными способами, тоже будет «харам». В основе своей, мусульманину запрещено употреблять в пищу мертвичину (мясо животного, умершего своей естественной смертью), кровь, свинину, алкоголь. Перечень «недозволенного» этим не ограничивается. Что касается мясных продуктов, то халяльными являются те из них, которые изготовлены с соблюдением законов шариата и соответствующих исламских стандартов.

Комитет стандарта «Халяль» при Духовном управлении мусульман республики был создан, как известно, полтора года тому назад. Что удалось сделать за это время, Рустем хазрет?
Р. Х.:
Перед нашим комитетом стоят две взаимосвязанные задачи: обучать предприятия технологии производства халяльной продукции и, одновременно, осуществлять контроль. На настоящий момент регистрацию при комитете прошли 22 организации, каждая из них получила специальный сертификат. В перспективе работы у нас прибавится: от желающих производить и реализовывать халяльную продукцию поступило еще 30 заявлений, и это еще не предел. Получение сертификата и лицензий – дело не простое. Вначале предприятие проходит всестороннюю проверку на возможность налаживания производства халяльной продукции. Случается, что некоторые наши партнеры допускают отклонения от халяль-стандарта, тогда мы их предупреждаем, если нарушение повторяется, то, по истечении срока действия, сертификат изымается.

Однако нет ли противоречия в самом подходе к изготовлению халяльной продукции, ведь она производится на том же оборудовании мясокомбината, на котором обрабатывается та же свинина, к примеру. Да и забой скота производят одни и те же люди.

Р. Х.: При изготовлении халяльной мясной продукции, скажем, забоя птицы соблюдается своя особая технология. Еще с вечера производится тщательная уборка и помывка оборудования, а утром в присутствии наших специалистов и соблюдением канонов шариата начинается забой птицы и обработка тушек. Таким образом, в течение 4-5 часов первой смены производится только халяль-продукция, которая завершается ее размещением в холодильники.

Можно ли быть уверенным, что вся продукция в торговой сети, маркированная как «халяль», соответствует данному стандарту?
Р. Х.:
К сожалению, нет. Подделок очень много. Уже в самом начале своей деятельности наш комитет выявил и пресек реализацию в торговых точках контрафактной халяльной продукции, объемы которой доходили до 70 процентов. Причем, найти изготовителей стоит огромных трудов, ведь на товаре они, обычно, проставляют адрес подставной фирмы. В целях пресечения распространения в торговле лжехаляльной продукции мы вынуждены были обращаться и к органам милиции. После того, как совместно с представителями санитарно-эпидемиологической, ветеринарной служб и правоохранительных органов мы начали проводить регулярные рейды в торговых точках, подобные случаи – редкость.

Продукцию, которая производится на пищевых предприятиях Татарстана, вы можете проверить. А как быть с той, что завозится из других регионов? На прилавках наших магазинов часто встречаются мясные продукты с пометкой «халяль», скажем, Йошкаролинского, Самарского мясокомбинатов…

Р. Х.: Со всеми предприятиями за пределами Татарстана, желающими сертифицировать свою продукцию на стандарт «халяль», в том числе, и в Санкт-Петербурге, Москве, Марий Эл и других регионах, мы работаем через местное Духовное управление мусульман. Имамы имеют четкое представление о требованиях стандарта «халяль», они и контролируют их выполнение на производстве. Или, в случае необходимости, на места выезжают наши специалисты. Добавлю к сказанному, что комитет по стандарту «халяль» при ДУМ РТ не ограничивается технологическими вопросами, он занимается и маркетингом. Мы уже экспортируем халяльную продукцию в другие страны.

Говоря о дозволенных мусульманам мясных продуктах, мы упустили из виду другие виды продукции: сладости, выпечку и многое другое. Как тут ориентироваться, где «халяль», а где «харам»?
С. З.:
Очень правильный вопрос. В самом деле, в большинстве видов разнообразной кондитерской продукции, реализуемой через торговую сеть, присутствуют различные комбижиры, другие добавки, употребление которых исламом запрещено. Следовательно, надо искать и находить дозволенное – в этом долг истинного мусульманина.

Р. Х.: Ко всему сказанному здесь хочу добавить лишь то, что Татарстан – единственный в России регион, где по вопросам сертификации выпускаемой продукции на стандарт «халяль» проводится последовательная работа. Именно поэтому так много обращений в наш комитет. Это означает, что спрос на халяльную продукцию растет. И, надо полагать, после вступления страны во Всемирную торговую организацию, предприятия, выпускающую продукцию по стандартам «халяль» в широком ассортименте, сохранят свою конкурентоспособность, их продукция будет востребована.

Беседу вел журналист Сулейман НАЗМИЕВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100