news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Рустам БАТРОВ: «Шамаиль – один из инструментов, который поможет сохранить татарский народ»

 В ИА «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная Всероссийскому художественному конкурсу «Шамаиль моей семьи». В ней приняли участие первый заместитель муфтия РТ Рустам Батров, директор галереи татарского шамаиля, арт-директор клуба татарского искусства и культуры Рустем Шамсутов, директор музея исламской культуры Казанского Кремля Нурия Гараева. 

Напомним, республиканская акция «Шамаиль моей семьи», инициатором которой является ДУМ Татарстана, проводится впервые в России. Всероссийский художественный конкурс шамаилей, проходящий в рамках данной акции направлен на то, чтобы пробудить у всех верующих татар республики интерес к национальному изобразительному искусству ислама, родословной своей семьи, возродить традицию украшения домашних интерьеров шамаилями. 

Расскажите об этом конкурсе подробнее, когда она начался, и сколько человек приняли в нем участие? 

Р.Б.:
 Идея такого конкурса была у нас давно. Конкурс у нас является такой связующей нитью целого комплекса мероприятий. Мы вообще говорим об акции под названием «Шамаиль моей семьи», цель которой – популяризировать традиционное, народное, мусульманское, духовное искусство, именуемое татарским шамаилем. Вообще надо сказать, что мусульманская каллиграфия имеет для всех народов, исповедующих ислам, очень важное значение. В каждом народе есть своя традиция исламской, арабской каллиграфии. Есть своя уникальная техника. Например, мы знаем, в Турции есть техника эбру. И татарский народ тоже внес свой вклад в развитие традиции каллиграфии. Татарский народ выработал свою, уникальную технику шамаиля, который пишется на стекле с использованием подсветки из фольги. В этом смысле татарский шамаиль постепенно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Это уникальная, самобытная часть нашей традиции, которая нигде больше в мире не встречается. Так как в татарском шамаиле используется национальный орнамент, виды мечетей или сакральных мест. 

 

Мы столкнулись с тем, что постепенно эта традиция не то чтобы вымирает, есть угроза ее исчезновения. Я с удивлением обнаружил, что у нас нигде этому не обучают, ни в одном из художественных училищ. Мы говорим о возрождении национальных традиций, но при этом никто не учит этому ремеслу. Поэтому у нас возникла идея провести эту акцию «Шамаиль моей семьи», которую мы хотим сделать ежегодной. То есть мы хотим актуализировать эту древнюю традицию татарского народа. 

Сегодня не секрет, что все татары обеспокоены будущим нашего народа, мы все понимаем, что ассимиляционные процессы очень сильны, и мы говорим о выживании татар, в принципе, как нации. Может быть, в Татарстане это не так остро чувствуется, но за пределами республики эта проблема особенно остро стоит. И шамаиль – это один из инструментов, который поможет нам сохранить татарский народ. Я говорю это без преувеличения. 

 

Когда шамаиль присутствует дома с национальным орнаментом, с видами Болгар, с татарскими мечетями и ребенок растет, глядя на него, у него с детства закладывается национальный татарский архетип, вот почему мы хотим, чтобы это искусство возродилось. Это один из инструментов, который поможет нам сохранить наш народ. 

О старте конкурса мы объявили в начале февраля. На конкурс прислали порядка 300 работ, что достаточно много. Конкурс проводится по 4 номинациям: «Традиционный татарский шамаиль на стекле», «Другие жанры и виды шамаиля», «Шамаиль руками детей», «Шамаиль как семейная реликвия». Лучшие работы представлены на выставках музея-заповедника «Казанский Кремль». 

 

Мне бы хотелось передать слово Рустему Шамсутову, можно ли сегодня говорить о том, что традиция создания татарских шамаилей уходит, мне кажется, что и сегодня шамаиль есть в каждой татарской семье? 

Р.Ш.: 
Сегодня это народное искусство развивается благодаря усилиям профессиональных художников. Проблема конкретно шамаиля еще и в том, что в его основе каллиграфия. Сегодня уже мало кто по-арабски читает. Сегодня шамаиль превратился в символ истории нашей татарской письменности и символ духовного стержня. Было очень неожиданно, что во многих семьях это все сохранилось, наверняка, многие не представили свои шамаили, так как очень трепетно к ним относятся. Если говорить об уникальности татарского шамаиля, то сам термин шамаиль есть еще в иранской культуре, который обозначает вид искусства. В татарской культуре термин шамаиль впервые употребляет Каюм Насыри, тогда именно и появились шамаили – это конец XIX начало XX века. 

 

Исследователи считают, что сама техника пришла к нам из Турции. В Турцию это, возможно, пришло из Ирана. В татарской культуре первично слово и изображение в шамаиле встречается редко. Потому этот термин стал распространяться на все произведения. Современное искусство ищет свои формы самовыражения. Первая волна интереса к шамаилям поднялась в 90-е годы, когда проснулось национальное самосознание, возникло переосмысление истории, когда люди обратились к религии как к какой-то надежной почве под ногами. Предвесником этой волны был Баки Урманче, он создавал шамаили еще в 70-х годах. Правда он ушел от религиозной тематики и начал внедрять пословицы, поговорки на арабском языке и в результате рамки этого искусства растворились. Художники пишут шамаили и маслом на холсте, и графикой. И в конце 90-х годов у нас в Казани сложилась ассоциация каллиграфов «Алиф». На одной из выставок мы объединились и решили, что вместе нам будет легче решать наши проблемы. Далее возникла идея создания галереи татарского шамаиля, которая в мечети Кул Шариф функционирует. Сейчас наши каллиграфы очень успешно работают. Есть и специалисты для росписи мечетей, ранее была такая проблема. 

  

Данная акция «Шамаиль моей семьи» выводит на новый уровень этот вид искусства, и здесь уже в фокус попадает традиционный татарский шамаиль, что не может не радовать, и спасибо за это Духовному управлению мусульман Татарстана. На современном этапе это очень важная акция как стимул для современных художников и толчок для дальнейшего развития этого искусства. Думаю, это качественно новый этап в развитии татарского шамаиля. 

Музей-заповедник «Казанский Кремль» поддержал эту акцию, хотелось бы обратиться к Нурие Гараевой, какой вы видите цель проведения этого конкурса? 

Н.Г.: 
Идея проведения этого конкурса зародилась в деятельности Музея исламской культуры и Галереи татарского шамаиля музея-заповедника «Казанский Кремль». За последние четверть века для людей понятие шамаиля знакомо. Но часто дома висят произведения из Турции или Китая. Мы много говорим о шамаиле, а он разный и цель акции показать разницу. Есть печатные, вышитые, выполненные на коже шамаили. Татарский шамаиль выполнен на стекле, и он очень отличается от классической арабской каллиграфии. 

 

Другая задача, это было видно, что существуют не только профессиональные каллиграфы, чьи работы появляются на рынке. То есть, изготовление шамаилей продолжается, мастера работают и это не всегда профессиональные художники, которых мы знаем. Когда жюри стало рассматривать номинации, то стало видно, что довольно профессионально выполнены шамаили людьми, которые не являются профессионалами. Одна из целей была – выявить людей, которые умело работают в изготовлении традиционного татарского шамаиля на стекле. Кроме того, мы увидели, что есть ребята, например, из Австралии прислали работы, которые выполнены достаточно профессионально.  

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100