news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Руслан МАМЕЕВ:

«Наша задача - консолидация татарской молодежи»

 

Молодые люди во все времена являлись активными участниками общественных перемен. 2009 год объявлен в России Годом молодежи, поэтому сегодня уделяется особое внимание повышению роли молодого поколения в укреплении экономической мощи нашей страны, в духовно-нравственном обновлении общества, формировании здорового образа жизни, развитии культуры. Дружба народов в многонациональном обществе, разнообразие культур являются нашим главным богатством. Общество осознает, что будущее нашей национальной культуры, родного языка, системы образования - в руках молодежи, что в системе воспитания подрастающего поколения должен быть сделан особый акцент на повышение статуса молодой семьи, значимость семейных ценностей, основанных на культурно-этнических традициях своего народа.

Отрадно отметить, что в последнее время заметно активизировалось татарское молодежное движение. Результатом консолидации молодежи явилось создание Союза татарской молодежи Тюменской области.
Наш собеседник – руководитель Союза татарской молодежи Тюменской области, член Молодежной общественной палаты при Думе Тюменской области Руслан Ринадович Мамеев.
 
Руслан, ты стал лидером татарской молодежи, был одним из инициаторов создания Союза татарской молодежи, расскажи, пожалуйста, что побудило тебя заняться этой общественной деятельностью? 
Р.М.: Родился я  в татарской семье в Салехарде, мама, зовут ее Тагира, имеет высшее педагогическое образование, работает заведующей детским садом, отец – Ринад – авиатехник, у меня две сестры, семья наша очень дружная. В городе, где я родился и вырос, получил школьное образование и прошел 3 курса филиала Тюменского государственного университета, почти отсутствовала работа по возрождению татарской культуры, не было среды общения с соплеменниками. Правда, в нашей семье в той или иной степени всегда присутствовал национальный дух, соблюдались определенные традиции, однако, этого было недостаточно   для постижения самобытной культуры моего народа, а желание такое было. Особенно остро это чувствовалось, когда я бывал у родственников отца в Тобольске, там я попадал в атмосферу, где звучала татарская речь, лились родные мелодии, мне было приятно, комфортно в этой среде. Еще тогда зародилось у меня желание быть причастным к этому движению, принимать активное участие в деле возрождения и развития родной культуры. И вот я оказался в Тюмени, здесь окончил отделение права и государственного управления Тюменского государственного университета, стал аспирантом, теперь готовлюсь к защите кандидатской диссертации, приобщился к молодежному движению и начал претворять в жизнь свою давнюю мечту.
 

Тема твоей диссертации связана с религией - «Ислам во взаимодействии с органами власти». Этот выбор обусловлен твоими устремлениями?  

Р.М.: Естественно. В Тюмени, влившись в среду татарской молодежи, я приблизился к национальной культуре, через культуру пришел в ислам. Теперь я убежден, что без религиозных ценностей исчезает культура, разрушаются нравственные устои. Мировоззренческой основой культуры нашего народа является ислам, он – стержень бытия. Религия играет огромную роль в сохранении благополучия в семье, в обществе, способствует укреплению межнационального согласия в нашем многоконфессиональном, многонациональном общем доме. Взаимодействие органов власти с религиозными общинами способствует единению народов, тем самым - укреплению государства, кроме того, с религией переплетаются животрепещущие проблемы текущего времени. Занимаясь научными исследованиями в этой области, я решил внести свою лепту в дело сохранения национально-культурного наследия, развития духовной культуры народа. 
 
Что, по-твоему, необходимо для сохранения национальной самобытности?
Р.М.: То, о чем мы говорим так много: развитие национального самосознания, родного языка, религии, национальной семьи.
 
В нашем регионе с первых дней демократических преобразований начался процесс возрождения национальной культуры, в начале он шел стремительно, затем год за годом начал угасать. Повсюду воздвигнуты мечети, но туда ходят в основном люди преклонного возраста, а их ряды редеют с каждым годом. Теперь от наших земляков все чаще слышим,  что вот уже два десятилетия возрождаемся и никак не можем возродиться, топчемся на одном месте. Старшее поколение сетует на то, что молодежь - наше будущее, не владеет родным языком, не стремится создать национальную семью.
Р.М.: Да, я вынужден в большей степени согласиться с этим мнением. У меня создалось впечатление, что татары не любят свой родной язык. Меня очень беспокоит то, что среди определенной части молодежи, особенно городской, мало желающих изучить родной язык, что является следствием низкого национального самосознания у них, хотя не было отбоя от желающих принять участие в конкурсе «Звезда Сибири» и «Татарский джигит». Татарская молодежь испытывает потребность в общении с соплеменниками, наблюдается стремление к созданию национальной семьи, но нет потребности в общении на родном языке, потому как они не владеют им.   Я считаю, что без родного языка семья не может быть национальной, семья, утратившая родной язык, будет лишена и духовности. Это и не удивительно, ведь выросло два-три поколения татар, отторгнутых от родного языка, национальной культуры и религии, отсюда и отсутствие национальной ментальности. Менталитет формируется в семье, а у нас, я считаю, национальная семья практически отсутствует. К сожалению, я сам плохо говорю на татарском языке, стремлюсь овладеть им, но отсутствие среды общения на родном языке является препятствием в этом деле. Парни и девушки, вышедшие из аулов, владеют татарским языком, но они быстро растворяются в русскоязычной среде.  
 
Пытается молодежная организация поправить положение, хотя бы начать изучение родного языка?
Р.М.: Конечно, попытки есть, но нет бурного движения в этом направлении. Призывы овладеть родным языком, навязывание изучения его не дает и не даст желаемого результата. Для успеха дела нужно заинтересовать языком, убедить молодежь, что знание родного языка сегодня не только модно, но и престижно, ведь он источник духовности, показатель уровня культуры человека, кроме того, татарский язык является языком общения для многих тюркских народов. А в нашем регионе не востребован родной язык, все культурные мероприятия, собрания, конференции, совещания проводятся на русском языке, представители общественности общаются между собой на государственном русском языке. Я не могу назвать ни одного мероприятия, проведенного в Тюмени, где бы звучала полнокровная татарская речь, пробуждая чувство национальной гордости. Не было ни одного вечера поэзии или фестиваля родного языка, ничего такого, что было бы направлено на привитие любви у молодежи к родному языку, где бы была продемонстрирована красота, богатство и мощь родного языка, великого языка. Национальный праздник Сабантуй утратил национальный дух, общественную значимость, он превратился в обыкновенную тусовку, простое массовое гулянье, где жарят шашлыки из свинины, продают водку, напиваются. На таких Сабантуях проводимые национальные игры не имеют особого значения. 
 
Как ты думаешь, кто в этом виноват?
Р.М.:  Не надо искать виновных на стороне. Прежде всего, надо признать, что во многом виноваты сами. Кто мешает учреждениям культуры проводить Сабантуй лучше, разрабатывать интересные проекты на родном языке, привлекать к культурным мероприятиям более широкие массы населения? Кто мешает родителям, бабушкам и дедушкам обучать детей родному языку в семье, приобщать их с раннего детства к национально-культурным ценностям, воспитывать детей в традициях ислама? В одном из аятов Священного Корана сказано: «Аллах не изменит положение человека, пока он не изменится сам». А другой аят гласит: «Тот народ, которому была дарована Истина, и он отвернется от этой Истины, Аллах заменит его другим народом». Боюсь, что с нашим народом произойдет то же самое, если мы окончательно предадим забвению родной язык, духовно-культурное наследие предков, отвергнем религию.
 
Что считаешь необходимым для того, чтобы изменить создавшееся положение?
Р.М.:  Каждая общественная организация действует сама по себе, светские организации идут своей дорогой, духовенство – своей, и никак не найдут точки соприкосновения. Татарское молодежное движение началось еще на заре демократических преобразований, было несколько организаций, но они не могли работать в полную силу, так как не имели поддержки, помещения, материально-технического оснащения. Союз татарской молодежи и возник на их базе. Далее – необходимо совершенствование системы национального образования, поднять эффективность работы учреждений татарской культуры, создать областное учреждение татарской культуры. Меня поражает то, что нет системы в работе по национально-культурному развитию, нет единой программы развития, а разрозненные мероприятия, проводимые отдельными организациями, никогда не приведут к успеху, не дадут желаемых результатов. Развитие должно идти в комплексе, непрерывно, взаимосвязь общественности с органами управления должна быть эффективной. Если не изменим ситуацию, мы как народ исчезнем с лица земли. В то же время очень важно не замкнуться в кругу национальных интересов, необходимо сохранить уважительное отношение к ценностям других народов при бережном отношении к своим духовным ценностям. Мы должны стремиться к тому, чтобы перед нами открывались двери в широкий мир. 
 
Я согласна, Руслан, с тобой, кто не умеет ценить свою культуру, не оценит культуры других народов. Однако отмечу, для консолидации татар необходимо сначала разработать национальную идею, вокруг чего можно будет осуществлять объединение интеллектуальных сил, специалистов по образованию и культуре, общественность, духовенство, молодежь. Кстати, немаловажно в интересах дальнейшего развития соблюдение преемственности между поколениями. Если у молодого поколения присутствует жажда знаний, кипучая энергия, стремление ко всему новому, то за плечами старшего поколения - огромный жизненный опыт, житейская мудрость, оно всегда готово поделиться с молодежью тем, чем оно богато.
Р.М.: Согласен. Одной из главных задач для себя мы уже определили создание Попечительского совета, в который вошли бы предприниматели, руководители предприятий, специалисты, представители старшего поколения, духовенства, чтобы можно было совместно решать насущные проблемы. Мы будем рады любой поддержке.
 
Поговорим о деятельности вашей молодежной организации, о ее успехах и проблемах
Р.М.: Союз наш молодой, но на его счету уже есть весомые дела. Мы принимаем активное участие в молодежных форумах, проводимых в Казани, стараемся претворять в жизнь их рекомендации. Собрал много гостей-участников праздник «Чак-чак – Пати», который мы проводили в прошлом году в ДК Железнодорожников. Активное участие приняла молодежь в акции « Я говорю по-татарски», проведенной нами на Цветном бульваре города Тюмени. Коллективное посещение группой молодежи городских и сельских мечетей по пятницам, слушание проповедей не проходит бесследно, в результате у молодых людей пробуждается интерес к духовным ценностям, значительная часть парней уже приобщилась к намазу. Отрадно отметить, что наши коллеги – члены общественной организации «Яшь Буын», руководимой Фаридом Курмановым, организовала коллектив художественной самодеятельности, который выезжает в аулы с концертными программами, сельские жители принимают их очень тепло, благодарны им за это.
Весной этого года провели областной Форум татарской молодежи, обсудили актуальные проблемы, касающиеся нашей деятельности, были приняты решения, сейчас работаем над их реализацией. Нынешняя научно-практическая конференция в рамках чтений имени писателя Якуба Занкиева прошла при активном участии молодых ученых, членов нашей организации. К нашей радости, гость из Казани - доктор исторических наук Дамир Исхаков отметил, что молодые ученые подают надежды. Мы приняли самое активное участие в подготовке и проведении конкурса «Звезда Сибири» и «Татарский джигит», организованного Конгрессом татар Тюменской области, проводили в районах первый выездной тур конкурса. Открытие Дней татарской культуры было поручено организации молодежи. Актив Союза один раз в неделю – по четвергам собирается в зале Офицеров ДК «Строитель», где мы обсуждаем планы, проводим тематические вечера, различные конкурсы, встречи с интересными людьми. Главная задача Союза татарской молодежи на данном этапе – это заинтересовать более широкий круг молодых людей, объединить, привлечь к культурным мероприятиям. Вся наша деятельность направлена на консолидацию татарской молодежи, формирование национального самосознания. Надеюсь, что со временем наша деятельность поднимется на более высокий уровень.
 
Для проведения мероприятий нужны средства, кто оказывает вам материальную помощь?
Р.М.: Нас и материально, и морально поддерживает Конгресс татар области, за что мы очень благодарны его руководителям Нурулле Саттарову и Ринату Насырову. На помощь от других не приходится рассчитывать. Меценатство среди новых татарских богатых предпринимателей не развито, они далеки от проблем, которые волнуют нас. Правильно говорит Ринат абый Насыров, что невозможно продвигаться вперед без экономической базы, что молодежь и сама должна об этом позаботиться, начинать заниматься предпринимательством, но у нас пока не получается, нет у нас для этого даже мало-мальской базы.
 
В чем испытываете особую нужду? 
Р.М.: В помещении. Хорошо, что руководители ДК «Строитель» предоставляют нам, хотя один раз в неделю, в вечернее время Зал офицеров, спасибо им за это, но положение приходящих квартирантов не позволяет нам развернуть целенаправленную деятельность. Жаль, что у татар нет своего помещения, которое позволяло бы вести работу в системе, создавая постепенно свою материально-техническую базу. Мы не претендуем на отдельное помещение, в случае возрождении областного учреждения татарской культуры оно бы приютило нас, вместе мы стали бы намного сильнее. Только при наличии своего помещения можно было бы по-настоящему заинтересовать молодежь общественно-полезной деятельностью, создать стройную систему работы.   Мы пытались заработать деньги для осуществления своей деятельности, но это не увенчалось успехом из-за отсутствия соответствующей базы. Боюсь, что из-за отсутствия самого главного – своего помещения татарское молодежное движение может угаснуть, за чем может последовать разочарование, духовное опустошение среди молодых людей. Не дай Бог!     
 
Беседовала Бибинур САБИРОВА 
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100