news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА 23/01

Мозговой шторм

Мозговой шторм
В Татарстане создают межмуниципальные сосудистые центры

Что даст создание межмуниципальных сосудистых центров? Об этом корреспондент "РГ" беседует с министром здравоохранения Республики Татарстан Айратом Фарраховым.
Российская газета: Болезни органов сердечно-сосудистой системы стабильно занимают первое место в структуре смертности?
Айрат Фаррахов: Да. Сегодня ими страдает каждый третий взрослый житель республики, а это более 900 тысяч человек. Сердечно-сосудистые катастрофы - причина смертности, в том числе и преждевременной, в 70 случаях из ста. Каждый год в Татарстане регистрируется до 8 тысяч инсультов. Значительная их часть заканчивается летально либо приводит к глубокой инвалидности. При этом невозможность, а подчас и неумение врачей грамотно помочь больным зачастую фатальны. Вот и решили мы кардинально изменить подходы к лечению сосудистых заболеваний, да и не только их. Пошли по пути создания межмуниципальных центров… Разработаны кратчайшие маршруты доставки в них больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Это очень важно: при возникновении сосудистых катастроф важен каждый час. Ведь при инсульте так называемое "терапевтическое окно" составляет не более шести часов.
РГ: Как теперь будет оказываться неотложная помощь при сосудистых заболеваниях?
Фаррахов: Она будет на трех уровнях. Первый - центральные районные больницы: здесь мы убираем излишние мощности и койки, освобождаем так необходимые средства. Второй - первичные межмуниципальные сосудистые центры в Нижнекамске, Чистополе, Буинске, Арске. Они созданы на базе существующих больниц, но теперь там кроме квалифицированного персонала, использующего современные стандарты лечения, есть необходимая для диагностики компьютерная томография, реанимация. Плюс два более мощных региональных центра - в Набережных Челнах и Альметьевске. Кстати, альметьевский центр, который обслуживает население всего юго-востока республики, - частное медицинское учреждение, и работает оно по контракту. Это пример частно-государственного партнерства. Наконец, третий уровень - Межрегиональный клинико-диагностический центр в Казани, выполняющий функции республиканского головного сосудистого центра. Такая структура оказания неотложной помощи позволит сделать доступными высокотехнологичные методы диагностики и лечения инсульта, инфаркта для 90 процентов населения республики.
РГ: Но коек в обычных районных больницах станет меньше. Не получится ли, что медицинская помощь станет более качественной, но менее доступной для сельчан?
Фаррахов: Давайте честно признаем: те койки, которые сегодня есть в участковых больницах, априори неэффективны. На их содержание, оплату коммунальных услуг и прочее уходит существенная сумма денег. Но при этом в них невозможно оказать больным современную технологичную помощь. Мы последовательно сокращаем неэффективные койки и переводим эти учреждения во врачебные амбулатории. Убеждены, что первичная помощь, которая зачастую носит амбулаторный характер, должна быть квалифицированной. При разработке проекта мы учитывали режим доступности, наличие в республике дорог хорошего качества, связи между населенными пунктами, транспорта, включая санитарную авиацию. Создание высокотехнологичных центров - это серьезная бизнес-модель. Ею можно управлять только при хорошей информационной поддержке.
В Татарстане открыт первый в России центр по обучению высоким медицинским технологиям, где проходят стажировку и переподготовку специалисты со всей страны. Кроме того, у нас есть несколько ноу-хау, которые мы планируем внедрить в ближайшее время. К примеру, намерены сделать так, чтобы квалификационная категория врачей первичного звена и уровень оплаты их труда зависели в том числе и от того, сколько часов они потратили на свое обучение. Увеличивая средства на содержание страховых компаний, мы будем обязывать их проводить мастер-классы, обучающие семинары. Опыт показывает: сама направленность на большой объем высокотехнологичных вмешательств заставляет полностью менять те стереотипы, которые есть сегодня у врачей первичного звена. Другая важнейшая проблема - стандартизация. Как только на территории всей страны будут действовать единые стандарты и протоколы, мы сможем требовать их неукоснительного выполнения и качество помощи возрастет.
РГ: Татарстан не вошел в перечень пилотных территорий, которые будут финансироваться за счет федерального бюджета в рамках программы снижения смертности от сосудистых заболеваний в Российской Федерации на 2008-2010 годы. Не отразится это на планах республики?
Фаррахов: На уровне республики принято решение о том, что Татарстан будет находить резервы и реализовывать эту программу самостоятельно за счет средств регионального бюджета. Я согласен, что таким образом мы ущемляем определенные проекты. Но это системное решение, часть стратегии развития здравоохранения Татарстана на ближайшие годы, и от него нельзя отказываться.
РГ: Даже под негативным влиянием мирового кризиса?
Фаррахов: Денег, которые тратятся на здоровье, всегда недостаточно. Причем даже в наиболее богатых странах, где расходы на здравоохранение составляют до 15 процентов от валового внутреннего продукта.
Ежедневно появляются современные методики, которые становятся стандартами лечения, а это постоянно требует дополнительных затрат. Поэтому наша задача - максимально эффективно тратить те средства, которые имеются в здравоохранении. Мы хотим создать конкурентную систему здравоохранения, в которой каждый рубль будет работать на конкретный результат. (Ольга Кондрева)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100