news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА 09/06

Семеро на дороге в Мекку

Семеро на дороге в Мекку
В столице Татарстана завершился театральный "Науруз"

История крупнейшего фестиваля тюркоязычных театров началась в период исторических катаклизмов: в 1989 году Союз театральных деятелей СССР провел первый фестиваль республик Средней Азии и Казахстана в Алма-Ате. Затем были Бишкек, Душанбе, Ташкент и Ашхабад. За эти первые годы своего существования фестиваль "Навуруз" стал Меккой для многих ученых, критиков, режиссеров и актеров. С тех пор Центральная Азия стала ярким и полноправным членом мирового театрального пространства.
Распад СССР, а вместе с ним разрыв многолетних культурных связей повлияли на судьбу "Науруза". Возникнув как ежегодный, он не проводился целых пять лет. Лишь в 1998 году по инициативе Республики Татарстан "Науруз" возродился в Казани, став театральным форумом тюркских народов.
Казань, превратившаяся благодаря празднованию своего 1000-летия в один из красивейших городов страны, представила фестивальной публике самые разные типы и уровни театра. Несмотря на единую языковую основу, позволявшую татарской публике легко понимать азербайджанцев и якутов, киргизов и чувашей, хакасов и турок, театральный язык спектаклей резко различался.
Чувашский академический театр драмы (Чебоксары) представил на фестивале советский театр 40-50-х годов в его нетронутом виде. От такого "дня сурка" публика буквально оторопела.
Наряду с этим затерянным в эстетике 50-х годов театром, "Науруз" представил дерзкий постмодернистский спектакль "38 или Черная вдова" по назиданиям великого казахского поэта Абая. Его привез Мангистауский театр имени Жантурина из казахстанского города Актау.
Одной из самых интересных коллизий на фестивале было столкновение разных концепций и переживаний исторического времени. Бурная дискуссия развернулась вокруг одно-го из самых ярких участников фестиваля - спектакля "Дивана" Татарского академического театра имени Камала (который взял на себя организацию "Науруза") в постановке его художественного руководителя Фарида Бикчантаева.
Таджикский режиссер Барзу Абдураззаков и киргизский драматург Султан Раев разорвали круг исторического времени, чтобы прорваться сразу к "концу времен". В спектакле Молодежного театра "Учур" из Бишкека "Долга дорога в Мекку" семеро персонажей движутся в Мекку, но находятся в пространстве одной комнаты, полубезумные, полубольные.
Фестиваль "Науруз" в Казани завершился традиционным театральным "Сабантуем" и пожеланием министра Республики Татарстан сделать фестиваль ежегодным. (Алена Карась)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100