news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Ринат НУРИЕВ: «Вербовщики ИГИЛ давят на жертву морально и психологически»

В последнее время тревогу у мусульманской уммы вызывает активизация вербовщиков разных мастей, пытающихся втянуть молодежь в ряды радикальных группировок, в том числе ИГИЛ. О том, как действуют вербовщики и кого они выбирают в качестве своих жертв, корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказал член Общественной палаты при Государственном Совете РТ, руководитель центра мусульманской молодежи «Тренд» Ринат Нуриев. 

Считается, что вербовщики ИГИЛ находят своих жертв в соцсетях. Каких людей они ищут? 

Р.Н.: 
У человека, интересующегося исламом, на странице появляются хадисы, высказывания Всевышнего. Вербовщики находят профили в крупных группах, вроде паблика "Расскажи мне об исламе". В этой группе почти сто тысяч читателей. Вербовщикам интересны те люди, которые только-только стали интересоваться исламом. Они заходят к ним на страницы, знакомятся. Недавно и ко мне один такой добавился. 

 

Как ты понял, что на тебя вышел вербовщик? 

Р.Н.: 
Вот его страничка (показывает профиль «ВКонтакте»). Он добавил меня в друзья. Вот он пишет об исламе, а дальше - постит какие-то приколы. А еще у него были статьи, видимо, он их удалил. У него была статья про ИГИЛ, что-то про "помогайте братьям". Я решил от него отписаться. И он мне пишет, мол, почему удалился. Я не ответил. 

 

А что происходит с людьми, которые не распознают сигналов и продолжают общение с вербовщиком? 

Р.Н.: 
Вербовщики скидывают собеседникам видео о том, как прекрасен мир ислама. А потом уже начинается "вот смотри, что эти неверные правители с нами делают, убивают наших мусульман". Они показывают, как убивают детей и стариков. Вербовщики давят на жертву морально и психически. Посыл такой: "Защитите ради Аллаха, мы вас просим, приезжайте". Говорят, что мусульман притесняют, а потом уже показывают видеоролики о том, как ИГИЛовцы расправляются с врагами. 

 

Почему неофиты выбирают не традиционный ислам, а его псевдо-версию? 

Р.Н.: 
Традиционный ислам очень строг. Некоторым становится "скучно". А ИГИЛ говорит: "У нас - исламское государство, нам все можно. У нас нет притеснений, мы живем по законам шариата". И после этого человек меняет свои убеждения. Я всем говорю, что игиловцы никакого отношения к исламу не имеют. 

А человека могут завербовать в мечети? 

Р.Н.: 
Конечно. Вербовщик может спокойно прийти в мечеть. Они у нас для всех открыты. А если еще бородку отрастит и тюбетейку наденет, то все, спокойно сможет подойти к любому. Людей, которые ничего не знают о религии, видно сразу. Вербовщики сразу замечают их. Сначала они просто мило улыбаются, здороваются. А потом: "Брат, как дела? Давно ходишь в эту мечеть?". 

 

Как ты думаешь, как нужно работать с человеком, которого завербовали, но вернули обратно на родину? 

Р.Н.: 
Я думаю, эту проблему несложно решить, если подключить к решению авторитетного муллу. У нас в Духовном управлении мусульман РТ есть отдел, который занимается с преступниками. Раз в неделю в тюрьмах читают проповеди. Они могут работать и с завербованными людьми. Но нужен именно "знающий" мулла, который закончил университет. А еще нужен психолог. 

 

То есть, можно еще и с психологом решить проблему? 

Р.Н.: 
Конечно. Психолог и мулла. Чтобы они работали с завербованным. Потому что у психолога нет знаний об исламе, а у муллы есть. Но будет еще лучше, если психолог и мулла - один и тот же человек. У нас есть такие люди. 

 

В вашем молодежном центре "Тренд" проводятся беседы, тренинги, лекции о вреде ИГИЛ? 

Р.Н.: 
По пятницам, в обед, хазрат читает нам проповеди. Но он не делает основной акцент на ИГИЛ, а рассказывает об экстремизме в целом. У нас был месячник борьбы с экстремизмом. К нам приезжали специалисты по вопросам рерадикализации из Москвы и проводили трехдневный семинар. Мы планируем в этом году также провести такой семинар для хазратов и молодых студентов. 

 

Фото:  Валерия Берестова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100