news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Римма РАТНИКОВА: «У нас есть время для разбега, для того, чтобы «подращивать» местное самоуправление на уровне поселений»

Римма РАТНИКОВА: «У нас есть время для разбега, для того, чтобы «подращивать» местное самоуправление на уровне поселений»

До выборов в представительные органы муниципалитетов осталось чуть больше недели, но вопросов о статусе и механизмах новой власти пока еще много. Об отличиях предстоящих выборов от предыдущих, о том, какие полномочия будут переданы органам местного самоуправления, какие преобразования ожидают жителей республики шла речь на пресс-конференции в агентстве «Татар-информ» с заместителем Председателя Госсовета РТ Риммой Ратниковой. Вел беседу генеральный директор агентства «Татар-информ» Леонид Толчинский.

Л.Т.: Эта избирательная кампания отличается тишиной. Не видно баталий, не видно недобросовестных технологий. Это даже несколько пугает – это равнодушие или это особая корректность этой кампании?
Р.Р.: С вами трудно не согласиться. Действительно, эта кампания проходит на удивление спокойно, конструктивно. Ответ на вопрос кроется в том самом виде власти, который формируется. Федеральное и татарстанское законодательство, да и весь международный опыт публичной власти завязан на том, что эта власть будет решать вопросы местного значения. Да, это власть, но те вопросы, которые ей предстоит решать – это вопросы местного значения. И полномочия ее очень приближены к народу, к его жизни, к земле. Это вопросы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий. Эта власть не политическая – в этом и кроется суть вопроса. Поскольку решение политических, глобальных вопросов отводится государственной власти.

29,75 KbЕсли кандидаты, которые выдвинулись в органы местного самоуправления, будут ставить вопросы политического и глобального характера, если они будут говорить о том, что они организуют экспедицию на Марс, отдадут Курилы Японии, то это не наши кандидаты. А вот те претенденты, которые будут говорить о том, как они благоустроят территорию того или иного поселка, как помогут населению формировать власть и контролировать ее, то это, наверное, наши кандидаты, за которых мы можем голосовать. Это нормально, что предвыборная кампания идет в таких конструктивных условиях.

Но говорить только в положительных тонах было бы тоже не совсем верно. Действительно, немного настораживает, что в некоторых округах уж очень спокойная обстановка. Недостаточно, может быть, кандидатов выдвинулось. И население не осознало, что за реформа свалилась на наши головы. Есть проблемы, потому что это не просто очередные рядовые выборы. Это выборы, которые отличаются, во-первых, масштабностью, а они пройдут в 999 муниципальных образованиях, огромным числом кандидатов – более 8 тысяч никогда не выбиралось. И в таких условиях, когда перевернулись доктрины государственного устройства в стране. По-новому организуется система власти, и все это не до конца доведено до граждан. Конечно, в таких условиях мы выборы еще не проводили никогда.

Л.Г.: На днях в пресс-клубе Дома журналистов вы рассказали об особенностях, которые ждут казанцев – об упразднении семи городских районов. Как сложится судьба этих, как власть станет ближе к населению, если все идет на уровень большого городского образования.
Р.Р.: 131-й федеральный закон не предполагает на территории городского округа иных представительных органов кроме формируемой городской структуры – Городского совета или Городской Думы. Тем не менее, управлять таким большим городом из одного только центра, наверно, будет очень сложно. Но это уже будет не вопрос полномочий государственных органов. Как будет управляться Казань, которая становится муниципальным образованием – это предстоит решать самим депутатам представительного органа первого созыва муниципалитета.

Городская дума на своем первом или втором организационном заседании будет решать вопрос, кто будет заниматься исполнением тех решений, которая она будет принимать. То есть они должны нанять некую администрацию. В российском законе она называется местная администрация, в татарстанском – исполнительный комитет. Депутаты должны определить человека, которого они наймут по контракту управлять городом. К слову, за рубежом они называются – «сити-менеджеры» - городские управляющие. Они будут избираться по конкурсу. Как только будет сформирован представительный орган, он публикует в СМИ объявление о том, что открывается конкурс на замещение вакантной должности руководителя исполкома. Все желающие, которые имеют опыт управленческой и организационной работы, некие амбиции, могут претендовать на занятие этой должности. Далее создается конкурсная комиссия, которая будет отбирать людей, изучать их биографию и рекомендовать на кого необходимо обратить внимание. И тогда уже депутаты рассматривают, какая кандидатура более подходит, кому они могут доверить судьбу своего города. Безусловно, уже возрастает роль представительной власти, возрастает роль депутатов. Поскольку высшее лицо муниципального образования становится главой представительного органа власти.

Но ведь если только принимать решения, то вряд ли этим мы сможем осчастливить наших жителей, принятые решения надо осуществлять, а для этого нам нужна сильная исполнительная власть.

Если хоть малейшим образом ухудшится жизнь людей в городе или селе, хуже станет работать транспорт или завозиться продукты, плохо убираться территории, остановятся лифты – вот эта новая власть должна обеспечить нормальную жизнь людей на своих территориях.

Л.Г.: Как республиканские органы власти будут себя чувствовать после того, как будут созданы после выборов новые структуры. У нас есть территориальные отделения различных министерств, которые решают вопросы, которые невозможно решить на уровне районов.
Р.Р.: Вы еще довольно мягко ставите свой вопрос, поскольку у нас на сегодняшний день на уровне районов существуют еще органы государственного управления, в том числе и районные администрации. Поскольку сформируется с января 2006 года новая муниципальная власть, то надо пояснить, что местное самоуправление – это власть негосударственная. Конечно, она имеет двойственную природу – общественно-государственную.

Предполагается, что если создается полноценное двухуровневое местное самоуправление – на уровне поселений и на уровне районов, то государственная власть как бы должна уйти оттуда. Но это не совсем так. Поскольку эта задача переходного периода, мы можем ее растянуть до 2009 года, поскольку такая поправка принята Госдумой. Сейчас решается, в какой форме, какие органы власти, какая сфера сохранит свои территориальные органы. Эти подходы вырабатываются Кабинетом министров.

Вот, к примеру, в полномочия районов переданы вопросы обеспечения пожарной безопасности. Могут ли сегодня сами поселения обеспечить эту функцию? Это очень сложно, потому что может не оказаться и пожарных машин, и подготовленных людей. Эта функция – пожаротушения и обеспечения пожарной безопасности находится у МЧС. Я предполагаю, что еще не скоро МЧС уйдет из этой сферы и свои территориальные органы ликвидирует в районах, потому что это важнейший вопрос, который ни коим образом нельзя оставлять без внимания.

Муниципальная милиция – закон пока в стадии разработки, пока неизвестно в каких рамках он будет принят и как станет работать. До того, как будет создана муниципальная милиция, естественно, на территориях всех поселений останутся и участковые милиционеры, и их структуры.

Я знаю, что есть вопросы, которые обсуждаются Министерством жилищного хозяйства – вся эта сфера будет передана со временем муниципалитетам. Тем не менее, контрольные вопросы за министерством остаются. Наверно, останутся территориальные органы, где есть вопросы межмуниципальные. Допустим, строительство дорог, крупных объектов, обеспечение их работы – там, конечно, органы государственной власти будут присутствовать.

Возвращаясь к началу вопроса, поясню. Действительно была принята Госдумой поправка о том, что полномочия можно передавать населению по мере того, как они «дозревают», готовят кадры, которые могут принять на себя осуществление данных полномочий. Это может продолжаться до 2009 года. Поэтому у нас есть время для разбега, для того, чтобы «подращивать» местное самоуправление на уровне поселений, продолжать формировать общественное мнение в пользу реформы, готовить кадры. На мой взгляд, это должна быть особая программа подготовки муниципальных кадров, потому что они нужны в очень разных сферах. Один из важнейших вопросов – это принятие бюджетов. На мой взгляд, наверно, не каждое поселение сможет пройти весь это процесс.

Л.Г.: Будет ли некое лицо, уполномоченное Президентом или Правительством, которое будет координировать работу территорий?
Р.Р.: Эти варианты тоже обсуждаются, может быть, появится зональное управление на несколько районов, или каждое министерство на несколько районов будет иметь одно лицо. Но все это пока в порядке обсуждения.

Л.Г.: Мы говорим много о муниципалитетах, а каковы перспективы территориального общественного самоуправления, стоит ли гражданам работать в этом направлении?
Р.Р.: Территориальное общественное самоуправление имеет большой смысл развивать на территории больших городов, там, где власть довольно-таки отделена от народа. Местное самоуправление очень изменит жизнь людей на селе, там, где люди встречаются друг с другом и видятся в глаза.

Вместе с тем, полномочия у ТОСов будут достаточно ограничены. Суть дела в том, что они ни в коей мере не приравниваются избираемым представительным органам власти.

К примеру, ТОСы могут объединить жителей подъезда, нескольких домов, улицы, микрорайона. Эти ТОСы будут помощниками муниципальных органов. Все эти формы должны приветствоваться. В частности, в республике есть тенденция - власть активизирует людей, государство уходит от полномочий, которые считает избыточными. Пытается переложить исполнение и организацию жизни на самом низовом участке под инициативу самих граждан.

Л.Г.: Бюджеты органов МСУ – неподконтрольны. Но существуют очень деликатные вопросы, например одна центральная районная больница – как правило, она в райцентре. Как будут строиться взаимоотношения? Допустим, на уровне села нужно человека направить в больницу. За лечение будет платить местный совет?
Р.Р.: В этом случае нам надо очень четко смотреть по закону, чьи полномочия распространяются на эту сферу. Вопрос о муниципальной медицине находится в ведении муниципального района. Одно юридическое лицо – центральная районная больница и все ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), участковые больницы на местах как филиалы входят в это единое юридическое лицо. Думаю, здесь особых проблем на сегодняшний день не должно быть. Там, где стоят вопросы лечения в специализированных республиканских больницах – кардиологических и других учреждениях – там вступают в силу договорные отношения.

Серьезный вопрос о бюджете. Если маленькие местные поселения не смогут самостоятельно подготовить свой бюджет, им вправе помочь районный финансовый орган в этом вопросе. Потом надо будет у людей спросить – вы согласны с этими бюджетами, вы сможете по нему жить – утверждение этих документов все-таки за населением.

В Татарстане была проведена огромная работа. У нас были просчитаны и утверждены социальные нормативы и стандарты, что значительно облегчает работу по разработке бюджетов. Главная наша беда в том, что у поселений своих средств, исходя из закрепленных налогов, не будет хватать. 90 процентов поселений будут дополнительно финансироваться.

Л.Г.: В соответствии с республиканским законодательством, мы будем выбирать представительные органы на пять лет. Если они не 33,45 Kbсправятся со своими полномочиями, не сумеют отрегулировать жизненно важные вопросы, предусмотрены ли механизмы роспуска и перевыборы?
Р.Р.: Механизм отзыва в законодательстве не прописан. Это касается, как муниципальных органов власти, так и государственных. Зачастую в своих предвыборных обещаниях кандидаты в депутаты Госдумы РФ заявляют о необходимости закона об отзыве депутатов, между тем, когда они приходят в нижнюю палату федерального парламента, принятие такого рода документа откладывается.

В настоящее время инициативная группа депутатов татарстанского парламента занимается разработкой законопроекта о статусе депутата Госсовета РТ. Если депутат не исполняет своих обязанностей: не встречается с избирателями, не исполняет своих обещаний – то, конечно, это никудышный депутат и, на мой взгляд, не имеет права продолжать свою деятельность. Но подобного механизма пока нет. Мы понимаем, что для действующего созыва это сложно принять. Возможно, под конец срока своей работы нынешние парламентарии примут законопроект для депутатов уже следующего созыва.

Что касается вопроса отзывов депутатов представительных органов муниципальных образований, мы стараемся заложить в примерные проекты уставов данные механизмы. Но все это остается на усмотрение самих депутатов. Думаю, это под большим вопросом – захотят ли они сами. Это еще раз говорит о том, что нам необходимо внимательно отнестись к выбору депутатов.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100