news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Резонанс//СТРАНА БУЛГАР И ТОЛЬКО?..//23 апреля, №15

Уважаемая редакция! В статье Гумера Сабирзянова я прочитал: «В Волжской Болгарии население состояло не из чувашей и не из татар - это была страна болгар и только!» (ТК, 2006, 40).

Думаю, не скажу ничего нового ни для редакции, ни для читателей газеты, если напишу, что в Волжско-Камской Булгарии, кроме булгар (пишу это слово через «у», чтобы не спутать тюркоязычных булгар со славоязычными болгарами), жили еще сувары, чья история не во всем совпадает с историей булгар. Читал, что предки сувар были отчасти маньчжурского происхождения и что это происхождение и сейчас чувствуется у некоторых групп современных чувашей. Позволю себе привести некоторые выдержки из Интернета.

«Вслед за булгарами в V-VI вв. у савиров совместно с барсилами образовался на территории современного Дагестана свой союз племен - Савирское княжество. В VI в. у его жителей существовала своя письменность. Под савирами авторы V-VIII вв. подразумевали различные гуннские племена, занимавшие степи от Дербента до Азовского моря и Волги». «Часть сувар переселилась в Албанию, оставшиеся попали в вассальную зависимость от хазар. В 70-х гг. VI в. хазары, сувары и булгары попали под власть Западно-Tюркского каганата, образовавшегося на территории Казахстана и распространившего свою власть на Северный Кавказ и Причерноморье». В VII веке при вожде булгарских племен Кубрате сувары жили в составе Великой Булгарии на территории между Азовским и Каспийским морями. «Сувары с 60-х гг. VII в. находились в составе Хазарского каганата». «Основные элементы языческой религии сувар были характерны также для булгар, хазар и других тюрков.

Верования сувар близки языческой религии чувашей ХVI- ХVIII веков». «В эти грозные годы сувары вместе с барсилами, покинув насиженные места, переселились в Среднее Поволжье и разместились в лесостепных районах Закамья южнее обосновавшихся здесь ранее булгар». «Былое тесное соседство булгар и суваров с местными кавказскими народами находит свое проявление в традиционной культуре и языке чувашей». «На Северном Кавказе, в Приазовье и Причерноморье сувары и булгары смешивались с ираноязычными сарматами и аланами, хазарами и кавказскими народами, что отразилось в изменении физического типа булгар и сувар, а в последующем в появлении у них потомков чувашей европеоидов кавказского типа». «Древнеболгарские слова в «Именнике болгарских ханов» («Именник на бjлгарските ханове») расшифровывают с помощью чувашского языка. Причем ряд зафиксированных в нем имен сходен с дохристианскими чувашскими именами.

Многие слова славянского языка дунайских болгар сходны с чувашскими и не содержатся в других тюркских языках (болгарское слово душек - «перина», чувашское - тушек; капия - «калитка», чув. - хапха)».

«Оcтатки болгар оказались в Казанском ханстве. И в начале XVI в. в документах стало появляться слово «чуваши». Так, считают ученые, называли себя язычники прежней Болгарии (по другим версиям слово «чуваш» произошло от «сувар», «сувас»), и за болгарами, в основном сельскими жителями, так и осталось это название «чуваши».

Небольшая часть болгарского населения смешалась с кыпчаками (кочевыми племенами, покоренными татаро-монголами) и стала предками современных казанских татар». «Предки чувашей были в 4-й по счету орде Великой Булгарии, предки современных болгар - в 5-й.

Сейчас чуваши и болгары генетически разные. Чуваши генетически наиболее близки с французами, русскими, испанцами, немцами и датчанами. В то же время чуваши генетически далеки от турок». По-видимому, генетическое сходство - не то же самое, что сходство во внешнем облике. «У северных чувашей язык на основе булгарского и марийского, у южных - булгарского и суварского. В то же время северные и южные чуваши хорошо понимают друг друга». Автор статьи считает булгарский язык близко родственным суварскому, но я не знаю, чем, по его мнению, булгарский отличался от суварского. Сейчас, как я понимаю, многие ученые склоняются к тому, что булгарский язык не был проточувашским. По-видимому, слова, которые можно было считать проточувашскими, были не булгарскими, а суварскими (суварский язык, по-видимому, считали диалектом и даже ведущим диалектом булгарского языка). Проточувашские слова в славянском болгарском языке, по-видимому, были заимствованы у сувар. Известно, что сувары жили в Великой Булгарии, они, по-видимому могли быть также и среди аспаруховых булгар. В одной брошюре я прочитал, что в Удмуртии есть татарское село, жители которого говорят на булгарском языке. Судя по образцам, это явно не проточувашский язык. Если бы не было сувар в Волжско-Камской Булгарии, то и не появились бы чуваши.

Русские летописи заметили чувашей в качестве самостоятельного этноса не позднее ХVI века. Сувары, по-видимому, не стали принимать ислам ни во времена Волжско-Камской Булгарии, ни в эпоху Золотой Орды. Насколько я знаю, среди чувашей и сейчас есть язычники, в т.ч. за пределами Чувашии.

С уважением

Олег БРЯНСКИЙ

Екатеринбург

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100