news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Ректор Российского исламского института: «Джадидизм и кадимизм должны идти рука об руку»

В Казани прошла первая часть пленарного заседания VIII Всероссийского форума татарских религиозных деятелей.

Ректор Российского исламского института: «Джадидизм и кадимизм должны идти рука об руку»

(Казань, 19 мая, «Татар-информ», Гульнар Гарифуллина). Ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин считает, что выпускники Болгарской академии, воспитанные в духе джадидизма, должны быть пригодны к работе в любой области современной жизни. Об этом он заявил в ходе работы секции «Болгарская исламская академия – центр обновления национальной религиозной мысли», прошедшей вчера в рамках VIII Всероссийского форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия».

«Многие говорят о том, что джадидизм – это лицо татарского ислама. Мы свою мысль должны донести открыто. Конечно, кадимизм и джадидизм – очень важные для нашей истории направления. Если говорить о джадидизме, он сыграл большую роль в татарском мире. Но что такое джадидизм? Мы должны ответить на вопрос, кого подготовили джадидистские медресе», – подчеркнул Рафик Мухаметшин.

Спикер остановился на истории джадидизма. В середине XIX века в татарском мире работали кадимистские медресе, продолжавшие традиции Бухары, в которых давалось глубокое религиозное образование. Но, по словам Мухаметшина, проблема кроется не в получении хорошего образования, проблема в том, где потом эти выпускники работали.

«Кадимисты не знали русского языка, не знали светских наук. Поэтому в середине XIX века Гаспринский и другие потихоньку стали поднимать вопросы открытия джадидистских медресе. Основная их цель – не подготовка религиозных деятелей и богословов, а подготовка мусульманской интеллигенции. Если посмотреть программы джадидистских медресе, в них светские науки занимают 60 – 70 процентов. Если мы введем эти 60 – 70 процентов, кого мы будем выпускать из Болгарской академии? Кто выпустился из медресе “Мухаммадия”, “Хусаиния”, уфимского “Галия”? В первую очередь из джадидистских медресе выходили писатели, артисты, поэты, композиторы. А религиозные деятели выпускались из кадимистских медресе. Поэтому мы эту проблему должны сформулировать четко. Если мы откроем Болгарскую академию, основываясь на джадидистской традиции, мы должны будем готовить образованных людей, способных работать в любой области нашей жизни», – сказал спикер.

Он считает, что Российский исламский институт – это джадидистское учебное заведение. «Экономисты, теологи, лингвисты, журналисты – это представители джадидизма», – пояснил Рафик Мухаметшин.

«Я как ректор возрождаю традиции джадидизма. Но в то же время кадимистские традиции нельзя оставлять в стороне. Поэтому мы открыли Казанский исламский университет. Он близок к кадимизму. В первую очередь он должен готовить богословов. Его программа близка к исламским учебным заведениям всего мира», – сказал имам.

Рафик Мухаметшин считает, что сегодня Болгарская исламская академия должна быть традиционным учебным заведением, готовящим богословов, так как джадидистское образование уже дается.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100