news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Районные будни. Почти смешная кредитная история


 

Жители села Верхние Тарханы Тетюшского района, пытаясь спасти родное сельхозпредприятие от разорения, согласились оформить на себя банковские кредиты, которые, как им обещало начальство, будут погашаться за счет будущего урожая. Но предприятие обанкротилось, а 17 его бывших работников очутились в глубокой долговой яме: банки выставили им счета на десятки миллионов рублей.

 

«Ракета» вылетела в трубу

Галина Захарова работала в ООО «Агрофирма «Ракета» с 2005 года. Зарплата у бригадира небольшая - всего несколько тысяч, но и за то спасибо. Где же в селе больше найдешь? Но бизнес у агрофирмы не пошел.

- Барахлить наша «Ракета» стала летом 2008 года, - рассказывает Галина. - Вызвала меня наш главбух Мария Казаева и говорит, что в кассе нет денег, а надо всем зарплату платить, ГСМ покупать. Я, дескать, возьму кредит на себя, а ты принеси паспорт - будешь у меня поручителем. Я подумала, если «Ракета» разорится, где буду работу искать? И согласилась. Сумма кредита была 900 тысяч рублей.

Чуть позже, в сентябре 2008 года, Галина согласилась оформить еще один кредит на благо родного предприятия, уже на свое имя. Так же поступили еще 16 работников «Ракеты» - каждый взял по 700 тысяч рублей. Сельчане подписали с гендиректором ООО «АФ «Ракета» Олегом Вороновым договор займа, что, дескать, средства, полученные в банке в кредит, они добровольно сдают в кассу хозяйства «для целенаправленного расхода», а заемщик, то есть агрофирма, обязуется ежемесячно вносить в банк деньги «согласно графику платежей».

И действительно, первый год начальство свое обещание худо-бедно выполняло. Но летом 2009-го некое ООО «Сервис-Агро» из Балтасей, которому «Ракета» задолжала 10,66 миллиона рублей, потребовало признать агрофирму банкротом, и Арбитражный суд РТ ввел в отношении должника процедуру наблюдения. Тогда на балансе «Ракеты» кое-какие активы еще были: почти 10 миллионов рублей, незавершенное строительство на 828 тысяч и запасы в закромах на 17 миллионов 264 тысячи. В конце лета 2009-го агрофирма даже приступила к севу озимых.

- Мы надеялись, что все еще обойдется, - вспоминает Галина. - Но пришли какие-то люди и выгнали с полей нашу технику. Мы стали требовать объяснений у гендиректора, а он сказал, что теперь на предприятии не хозяин. Однако главбух нас успокоила: дескать, всё под контролем, график платежей она не нарушит, ведь зерно-то никуда не денется.

Но арбитражный управляющий выяснил, что часть зерна, принадлежащего «Ракете», продана в Ульяновскую область, а часть забрал Тетюшский маслосыркомбинат - якобы за долги…

 

С чистого листа

В итоге в конце октября 2009-го «Ракета» была признана банкротом, и конкурсные управляющие приступили к взысканию долгов. При этом работники агрофирмы, которые помогли деньгами родному предприятию, в список кредиторов не вошли. Ведь кредиты они оформляли на себя, а их договор с гендиректором с юридической точки зрения оказался филькиной грамотой.

В январе нынешнего года бывших «ракетчиков» собрали в правлении и объявили, что агрофирмы «Ракета» больше нет, а есть КФК, которое возглавил директор Тетюшского маслосыркомбината Фаннур Ибятов. Все поля и техника банкрота перешли новому предприятию. А вот от банковских кредитов, которые пошли на оплату ГСМ для этой техники, новое начальство открестилось.

- Новый директор нам так и сказал на собрании: «Я начну с чистого листа», - рассказывает Захарова. - Дескать, с вами бывший директор обещал расплатиться, вот пускай он и выполняет обещание. Но Воронов на связь не выходит, дверь не открывает и даже от судебных приставов на машине по полям удирает. Главбух тоже с нами не разговаривает, никакие документы не показывает. Мы считаем, что раз новое руководство получило наши земли и наше зерно, то должно и кредиты наши выплачивать. Ведь мы же не для себя брали - для общего дела.

 

Справки поддельные, долги настоящие

Тем временем банки подали на должников в суд и выиграли иски. Большинство экс-«ракетчиков» решили не связываться с банкирами, и сейчас потихоньку выплачивают банкам по 50% от заработка. А трое, в том числе и Захарова, не сдались и забросали жалобами МВД, прокуратуру, минсельхоз. В случившемся заемщики винят и руководство своей агрофирмы, и банкиров. Они утверждают, что в руках не держали занятых денег и даже практически не участвовали в оформлении кредитов, все хлопоты взяла на себя главбух, а крестьяне лишь ставили на документах свои закорючки. Уже позже, в суде, выяснилось, что работникам «Ракеты» оформляли кредиты по поддельным справкам.

- Оказывается, я работала в «Ракете» не бригадиром, а главным ветврачом и получала в год почти 300 тысяч рублей! Хотя на самом деле у меня не выходило больше 5 тысяч в месяц, - возмущается Галина Захарова. - Разнорабочую Зину Солдатову записали завскладом с годовой зарплатой в 133 тысячи. А одному неработающему инвалиду состряпали справку, что он работает механизатором и получает 20 тысяч в месяц, и сделали поручителем по кредиту.

Вопрос - почему сотрудники банков не проверили достоверность сведений? Впрочем, по словам Захаровой, служба безопасности одного из банков затеяла проверку по этому поводу, якобы сельчан даже успокоили, что раз справки поддельные, им не придется платить по кредитам. Но на этом все застопорилось. В начале сентября к Галине Захаровой постучались судебные приставы и потребовали заплатить проценты по кредиту - 37 тысяч рублей.

- Откуда у меня такие деньги? - сетует женщина. - В новую фирму тех, кто отказался платить по кредитам, не взяли. Я сейчас безработная и получаю пособие 850 рублей. Приставы сказали, что теперь каждый месяц будут у меня половину забирать в счет долга.

От правоохранительных органов Захарова и ее односельчане окончательного ответа пока не получили, только «промежуточные» - дескать, разбираемся, о результате сообщим дополнительно…

Елена МЕЛЬНИК


news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100