news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Равиль МУРАТОВ:

«Ущерб, нанесенный бюджету РТ неплательщиками налогов, составляет 12 миллиардов рублей»

О социальной ответственности бизнеса в условиях мирового экономического кризиса, попытках компаний уйти от уплаты налогов и платежей по программе социальной ипотеки, проблемах в банковской сфере Татарстана почти два часа шел разговор на встрече первого заместителя Премьер-министра РТ Равиля Муратова с руководителями электронных СМИ. Мы предлагаем нашим читателям краткое изложение этой беседы.

 
Какой общий ущерб бюджету РТ нанесли компании, уклоняющиеся от уплаты налогов?
Р.М.: Ущерб, нанесенный бюджету, мы оцениваем в 12 миллиардов рублей. Проверки по фирмам-однодневкам выявили доначисления в бюджет порядка 4 миллиардов рублей, плюс общая сумма уклонений по налогу на прибыль составила 8 миллиардов рублей. Также используются конвертные схемы оплаты труда, которые позволяют уходить от начислений НДФЛ и пенсионных составляющих заработной платы. В течение 9 месяцев 2009 года снялись с учета в связи с изменением места нахождения 2234 налогоплательщика, из них 1237 организаций перешли в другие субъекты РФ.
 
Подобный исход компаний в другие регионы - это новое явление?
Р.М.: Такой массовости до кризиса не было. Часть компаний  уходит в Самарскую область, Республику Марий Эл. Причину миграции около 50 процентов организаций объясняет проведением в отношении них контрольных мероприятий. Как только начинают требовать налог на добавленную стоимость, организации уходят в другие регионы. Для нас это большой ущерб и вред.
 
В ходе 30 выездных проверок факты взаимодействия с фирмами- однодневками установлены в 43 процентах случаев. По результатам проверок за 10 месяцев доначислено в бюджет 4 млрд. рублей, в том числе  по нарушениям, связанными с фирмами- однодневками, 745 млн. рублей (19 процентов), индивидуальными предпринимателями - 264,5 млн. рублей доначислений. Привлечь к ответственности за использование фирм-однодневок очень сложно. Все эти факты вынуждают просить внесение изменений в федеральный закон.
 
Мое личное мнение - надо меры уголовной ответственности ужесточать за такие нарушения, а не усложнять процедуру регистрации фирм (это не ударит по фирмам-однодневкам). Из крупных предприятий "Казанькомпрессормаш" сотрудничал с рядом фирм-однодневок, по которым доначислено налогов 4 млн. рублей (НДС и налог на прибыль). В свое время "Красный Восток" тоже сотрудничал с фирмами-однодневками, а потом после продажи компании новые хозяева решили жить в согласии с законодательством. Сразу в разы подскочили платежи в бюджеты, заработная плата, НДФЛ.  
 
Президент Татарстана на Совете безопасности РТ заявил, что всех беглецов от налогов мы будем доставать, где бы они не находились.
 
А как обстоят дела в банковской сфере Татарстана?
Р.М.: Не лучше дела обстоят и в банках, что тоже прозвучало на заседании Совета безопасности РТ. Банки работают с деньгами населения и предприятий реального сектора экономики. К сожалению, в банковской среде выявляются элементы коррупции. На "липовые" бизнес-проекты в Татарстане было направлено 3,9 млрд. рублей - это только те случаи, по которым заведены уголовные дела. Львиная доля из них приходится на Сбербанк. У нас ведь как - приходишь в банк с реальным бизнес-проектом, но кредит ни за что не получишь! Пока не познакомишься с менеджерами, пока не наладишь откатные схемы. Несмотря на объявленную в России борьбу с коррупцией, число подобных явлений растет в банковской среде. Наказания не боятся.
 
Процент невозврата кредитов высок. Если пройтись по невозвращенным кредитам, то в большинстве своем они аффилированные. Это более значимая проблема для общества, чем проблемы с предприятиями. С предприятиями мы научились работать, а банки всегда пытаются прикрыться тем, что мы, мол, подрываем им имидж, и население, и инвесторы от них откажутся… Я бы сказал наоборот - чем больше порядка мы наведем, тем более привлекательный имидж будет у республики. Для любого инвестора, который вкладывает свои деньги, очень важно, чтобы эти деньги вернулись и принесли с собой прибыль. Какой инвестор даст деньги тому, над кем Фемида занесла свой меч?
 
Мы намерены и в банковской среде навести порядок. Одной из причин, вызвавших мировой кризис, является слишком вольготное отношение банковских менеджеров к деньгам населения и реального сектора экономики. Банкиры живут пока еще "сытой жизнью", у них, мол, все нормально. Подумаешь, украли на 2 млрд. рублей, но ведь прибыль получили на 1,7 млрд. рублей. И банкиры радуются, они перекладывают не свои деньги - средства населения и реального сектора экономики на процентные ставки кредитов,  от этого будут страдать население и реальный сектор. За их счет они будут погашать свои прожекты. Люди потеряли всякое чувство меры и ответственности.
 
Какие меры будут применять к неплательщикам налогов?
Р.М.: В отношении руководителей компаний-неплательщиков будем применять административные меры. К уголовным наказаниям будем прибегать редко, чтобы они могли спокойно работать. Ясно, что под угрозой страха нет никакой работы. Нам нужна среда, благоприятная обстановка, нет интереса разваливать бизнес. Всегда можно понять друг друга. Если предприятие говорит - из-за кризиса в этом году мы не можем заплатить по всем обязательствам (компания проводила модернизацию производства и т.д.), всегда есть возможность пойти на компромисс.
 
Для меня характерен пример КАМАЗа - когда мы там разгребали сложную ситуацию, мы остановили там конвейер на 8 месяцев, уничтожив, таким образом, серый рынок автомобилей. Тогда один грузовик уходил и по 90, и по 180 млн. рублей (неденомированных), а на рынке его можно было купить за 40 млн. За один год убрали около 300 фирм-прилипал и сократили издержки на 20-30 процентов.
 
Я на сто процентов уверен, что менеджмент Автоваза имеет наряду с корпоративными интересами свои личные интересы по ряду направлений и из этого заколдованного круга они не могут выйти. Там нужен беспристрастный и эффективный кризисный управляющий, который бы преследовал интересы, естественно, работающих на предприятии людей, и государства. Навести порядок там можно очень быстро. Лучше бы сначала провели реструктуризацию задолженности "Автоваза", а живые деньги отдать на модернизацию технологического процесса, поставку на конвейер новых моделей и т.д. Нам на КАМАЗе было сложнее, но история быстро забывается. Посмотрите, сейчас всем работающим Автоваза дают двухмесячную зарплату, когда КАМАЗу было плохо, таких денег никто не давал. Весь комплекс принятых антикризисных мер поразительно отличают КАМАЗ и Автоваз.
 
В чем причина использования схем ухода от налогов?
Р.М.: На предприятиях у нас хромает культура корпоративного управления. Есть собственник, который практически в неведении, что творит менеджмент, и есть менеджмент, который заинтересован в росте собственного бизнеса рядом с предприятием. Отсюда и отток средств в "свои" фирмы, образованные около основного предприятия. Все эти обстоятельства и выливаются в проблемы, но они не являются непреодолимыми. Есть меры административного воздействия, и есть еще ряд неапробированных средств, которые разрешаются федеральными законами. Но мы, конечно, не будем оставлять ситуацию как есть. Особенно в сфере борьбы с серым рынком труда и конвертными выплатами зарплаты. Кризис повлиял на состояние консолидированного бюджета республики. И нам, чтобы выполнить социальные обязательства перед населением, пришлось влезать в долги, но это бесконечно не может продолжаться. Можно уходить от налогов. У человека бизнес появился всего год назад, а он хочет уже ездить на хорошей машине. И никто не соглашается на маржу 4-5 процентов, нужно 40-50 как минимум, а еще лучше 200-300, это наша ментальность. И дурной пример заразителен. Когда мы стали применять более жесткие требования, неплательщики налогов стали утекать в другие регионы. Причем делают это вызывающе - мол, нас здесь притесняют.
 
Какие статистические показатели у Татарстана?
Р.М.: По денежным доходам Татарстан на 22-м месте в России, по потребительским расходам - на 67-м месте. В республике самая низкая стоимость потребительской корзины, это сказывается на уровне потребительских расходов. По ВРП и уровню промышленного производства мы на 4-5 месте, а по номинальной заработной плате мы на 34-м месте - о чем это говорит? О том, что рынок неадекватно реагирует на то место, которое мы занимаем по выпуску товаров и услуг и выплачиваемой заработной плате. Отчасти на это влияют высокотехнологичные предприятия нефтехимического комплекса, которые при больших объемах производства имеют мало работающих. По покупательской способности мы занимаем 6-7 место.
 
Как государство поддерживает бизнес?
Р.М.: Мы всегда поддерживали бизнес. Даже в те годы, когда только-только переходили из плановой экономики в рыночную. Мы давали налоговые льготы, в частности, нефтехимической отрасли мы давали "налоговые каникулы". Это было оправдано. А сейчас в бизнесе пошло разгильдяйство, позиция такова: мы уйдем от налогов в другие регионы. А ведь предприятия остаются здесь - налог на землю, НДФЛ, тоже остаются здесь. Поэтому позиция страуса не пройдет. И хотелось, чтобы это осознали.
 
Можно метаться по всей стране, можно уехать на Чукотку, но лучше находить точки соприкосновения, понимания, договариваться. Если сложно - дадим отсрочку на решение проблем. Мы в первую очередь ставим вопросы с аудитом. Если тебе плохо - пусть твои бухгалтера, экономисты придут и расскажут, какова маржинальная прибыль, каковы издержки, какова добавленная стоимость, размещается ли предприятие на электронной площадке, прозрачна ли компания. Генеральный директор Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер нам демонстрировал возможности электронных торгов по ТАНЕКО в режиме реального времени на сумму 38 млн. рублей. В результате размещения на электронной площадке сумма контракта снизилась до 18 млн. рублей, то есть, 20 миллионов сэкономили. Для нас показатель - если крупный и средний бизнес идет на электронную площадку, значит, там все благополучно. Если бы во время реструктуризации КАМАЗа была такая электронная площадка, то мы бы сэкономили еще больше.
 
На заседании Совета безопасности РТ Президент республики заявил, что возможны серьезные кадровые решения. О ком идет речь?
Р.М.: И о чиновниках, и о топ-менеджерах, председателях совета директоров - на которых Правительство РТ имеет влияние через наши пакеты акций. Мы пока еще привыкли работать на доверии и не проявляли во всю мощь весь административный ресурс, которым обладает власть. Сейчас и суды начали более принципиально подходить к налоговым делам.
 
Многие, даже прозрачные предприятия, столкнулись с проблемой выплат в ГЖФ. Не слишком ли тяжелый груз лег на их плечи?
Р.М.: Общая задача в республике - выйти на один квадратный метр строительства жилья  в год на человека, значит, необходимо сдавать 3,8 миллиона кв.м., из них примерно 50 процентов должна составлять социальная ипотека. В настоящее время по программе социальной ипотеки строится жилья на 17 млрд. рублей - это большие масштабы. От выплат в Госжилфонд мы не можем отказаться. Возможно, для кого-то груз слишком обременительный. Но надо выходить на ГЖФ, подписывать соглашения, договариваться - раз сейчас платить не могу, заплачу в будущем году. Но когда нет ни НДФЛ, ни налога на прибыль, ни выплат в ГЖФ, то тогда возникает вопрос: где деньги, куда они уходят? Ведь объем реализации товаров упал всего на 4-5 пунктов, а добавленная стоимость падает гораздо больше. Значит всякие "левые схемы" растут. Значит, под сурдинку многие стараются извлечь для себя выгоду.
 
Можете озвучить прогнозы на 2010 год?
Р.М.: Пока нельзя говорить о долгосрочных прогнозах. Поработаем первый квартал, посмотрим.
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100