news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Рауфаль Мухаметзянов раскритиковал режиссеров, захвативших власть в музыкальном театре

Директор Татарского театра оперы и балета имени Джалиля обвинил режиссеров в игнорировании музыкальной основы и свержении власти дирижеров в театре.

(Казань, 5 мая, «Татар-информ»). В последние 60 – 70 лет в музыкальном театре произошли «роковые» изменения: режиссура «подвинула» музыку и дирижерское искусство, решающее слово в принятии решений теперь принадлежит именно режиссерам, а не дирижерам, как было ранее. Такие сдвиги повлекли за собой ужасные последствия – в погоне за дешевой славой и сиюминутным успехом некомпетентные постановщики беззастенчиво коверкают классику, заявил в интервью генеральному директору АО «Татмедиа» Андрею Кузьмину директор Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.

«Бывает так, что в музыкальном театре ставит один драматический режиссер, затем другой драматический режиссер. И все это мимо. Почему? А мне понятно, почему. У драматических режиссеров основное средство – это слово. И вся драматургия развивается от этой мотивации, а должна развиваться от музыки. Поэтому я с ужасом видел недавно спектакль "Царская невеста" в Берлинской опере. У меня был просто шок. Вы знаете, с такой легкостью люди меняют историческое время, все просто. Ну, ничего общего с той литературной основой, на которую композитор создавал музыку», – сказал он.

«Для чего это делается? Это чистейшей воды пиар. А ты сделай ее в традиции в хорошем смысле слова. Пожалуйста, совершенствуйте, вы можете стилизовать – сегодня громадное количество трюков, технических средств на сцене. У меня даже встает вопрос – а, может, вы не можете это сделать? Я не называю фамилии тех, кто это поставил. Более того, я бы назвал это художественным мошенничеством», – добавил директор ТАГТОиБ.

Рауфаль Мухаметзянов подчеркнул, что за подобным «мошенничеством» в театре стоит огромное количество людей: режиссеры, СМИ, которые их лоббируют, директора, которые вносят в эту литературную основу изменения и получают за это авторские гонорары. Искажение авторской идеи, заложенной в музыкальной основе произведения, в итоге возводится в ранг современного искусства, уверен он.

«Кто им, этим режиссерам, мешает – создавайте, заказывайте музыку композиторам. Везде этот треугольник конфликта существует, во всех и драматических, и музыкальных пьесах. Создавайте, кто вам мешает! Но зачем же бронетранспортеры с пушками-то в "Аиде" выводить? Это смешно! Ведь многие на это работают, и фестивали многие заточены конкретно на это. Потому что их не интересуют добротные традиционные, пользующиеся спросом спектакли. Для них важен сиюминутный всплеск», – убежден Мухаметзянов.

«Раньше верховенство дирижеров было бесспорным. А вот в последние 60 – 70 лет вектор перенесся в сторону режиссеров, потому что они очень ловкие люди. Они быстро работают на информационном поле, быстро реагируют, быстро перемещаются. В этом смысле дирижеры – нет, они более оседлые люди, консервативные, они в музыке находятся. А эти (режиссеры – прим. Т-и) ловко их используют. И я не случайно высказал это Валерию Гергиеву: "Мол, Валерий Саныч, ну как могло так произойти"?» – заключил он.

Полная версия интервью в двух частях доступна на портале «События» по ссылке. Телевизионную версию в программе «Интервью без галстука с Андреем Кузьминым» зрители смогут посмотреть на телеканале «Татарстан 24» в субботу в 18.30 и в воскресенье в 13.30.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100