Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Рамиль ЮНУСОВ: «Задачи музея при мечети – пропаганда межконфессионального и межнационального согласия»
Чуть более двух лет назад, в канун празднования 1000-летия Казани, состоялось долгожданное для мусульман Татарстана событие – открытие воссозданной мечети Кул Шариф. По этому поводу в студии агентства «Татар-информ» состоялась видеоконференция с имам-хатыйбом мечети Рамилем хазратом Юнусовым. Беседу вел генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский.
Чуть более двух лет назад мы встречались с вами в агентстве «Татар-информ» накануне открытия мечети. Тогда все еще было впереди – вы рассказывали о больших планах, о задумках, о перспективах. Что за этот период удалось воплотить в жизнь и какие новые планы у вас родились?
Р.Ю.: Действительно, прошло два года с момента открытия мечети Кул Шариф, входящей в тридцатку самых больших мечетей мира. Изначально мы поставили большие цели, что Кул Шариф будет выполнять функции не только молельного дома, не только храма для проведения служб - в планах заявлялось также создание культурного и образовательного центра, чтобы желающие из других регионов могли приходить и получать ответы на насущные вопросы по религиозной тематике. Также мы хотели, чтобы здесь был музей, чтобы желающие могли узнать как можно больше об истории ислама в Поволжье.
На сегодняшний день нам немало удалось реализовать из задуманного. Во-первых, мечеть открыта каждый день и для мусульман, и для представителей других конфессий. К нам приезжают гости со всего мира. Ежедневно мечеть посещают до 4-5 тысяч человек. Мы принимаем огромное количество туристов. Приезжают и жители городов, сел республики.
В феврале прошлого года мы открыли Музей истории ислама, он расположился на первом этаже мечети. Мы знакомим гостей не только с историей ислама, но и с историей Среднего Поволжья. Для музея мы собрали более двух тысяч уникальных экспонатов со всего мира. В этом нам помогли иранцы, египтяне, жители стран СНГ, значительную помощь оказал университет Аль-Асхар. Здесь рукописи, книги, документы, одеяния - все то, что принадлежало нашим богословам, ученым, писателям…
Задачи музея при мечети – это пропаганда межконфессионального и межнационального согласия. Как я уже говорил, здесь отражена история ислама в Среднем Поволжье, музей знакомит с историей пророков. У нас представлены все святые книги, принадлежащие мировым религиям, это Евангелие, Тора, Коран. Есть у нас и уникальный экспонат – подарок турецкого парламента, сделанный два года назад. Это точная копия Корана, изданного в XVI веке в Османской империи, считающегося самым дорогим изданием священной книги: при ее создании было использовано более 1200 граммов золота и более 35 крупных драгоценных камней. Оригинал этого Корана находится сейчас в музее, в Стамбуле, и мы очень дорожим подарком наших турецких единоверцев. Кстати, экспозиция в музее начинается именно с этой книги, потому что Коран - это начало ислама, исламской цивилизации, культуры и науки.
Конечно, к нам приходят и верующие для совершения намаза, наши двери открыты и для тех, кто просто желает ознакомиться с исламом. Мы проводим в музее либо в мечети уроки, встречи, симпозиумы, в том числе и для школьников, студентов. В частности, состоялись встречи на темы: «Жизнь пророка Мухаммеда», «Ислам в поэзии Тукая», «Астрономические знания в Коране», «Путешествие Ахмад ибн Фадлана на Волгу».
Вы перечислили значительное число мероприятий, которое проводится в мечети. Учитывая, что наша аудитория - это пользователи сети Интернет, хотелось бы спросить, как вы лично относитесь к современным информационным технологиям? Насколько реально сделать ваши мероприятия достижением больших аудиторий, есть ли это в ваших планах? Ведь многие не могут приехать в Казань.
Р.Ю.: Один из таких планов - разработка компьютерной программы, чтобы все те, кто хотел бы посетить мечеть, но не может, ознакомились с ней на диске или через Интернет, узнали о деятельности мечети. Есть идея создать DVD-диск о музее и о мечети Кул Шариф. Основа для этого уже имеется – мы выпустили буклеты в виде краткого путеводителя по Музею ислама и по мечети на русском и татарском языках. Также у нас есть подробный текст экскурсий на двух языках. Поскольку у нас очень много посетителей-иностранцев, недавно мы издали путеводитель и на английском языке. Посетители могут забрать эти буклеты с собой. Конечно, мы хотели бы связать все это с информационными технологиями. У нас началась работа по созданию сайта Музея ислама, мечети Кул Шариф. Мы хотим, чтобы доступ к нам был шире, поскольку уже многие изъявляют желание ознакомиться с этой крупной мечетью, интересуются ее деятельностью.
Вы говорили об огромной нагрузке, которую несет мечеть - одних гостей по 4 тысячи в день принимаете. Кто оказывает помощь в сохранении и развитии этого чуда? Можно ли их назвать?
Р.Ю.: На сегодняшний день мечеть находится на балансе музея-заповедника «Казанский Кремль», поэтому можно сказать, что основная часть расходов на содержание мечети Кул Шариф финансируется из бюджета. Пожертвования посетителей недостаточны для оплаты даже части коммунальных услуг. В будущем, конечно, надо думать о благотворителях – компаниях, банках, отдельных фирмах . Думаю, что крупные предприятия должны участвовать в финансировании и оказании помощи таким мечетям и церквям. Это не должно ложиться на плечи тех, кто вносит частные пожертвования или на бюджет. Мы должны осознать, что духовность не должна исходить от правительства и что мечеть не принадлежит кому-то конкретно – она принадлежит народу: мы вместе строили и в дальнейшем мы должны ее вместе содержать.
Кто те люди, которые работают в мечети, в музее истории ислама: они по специальному конкурсу попадают на работу или нет, кто они по образованию, по интересам?
Р.Ю.: В музей мы подбираем персонал, конечно, по конкурсу. Все они работники других музеев Казани. У нас работают высококвалифицированные сотрудники, которые, я уверен, выполняют свои обязанности на должном уровне - они могут не только качественно провести экскурсию, но и хорошо разбираются в истории и религии. Одним из условий конкурса было, чтобы претенденты имели и светское, и религиозное образование, чтобы ориентировались во многих областях. Среди посетителей есть разные люди, разного интеллектуального уровня, занимающие разное положение в обществе. В течение двух лет музей посетили очень много высокопоставленных лиц - начиная от Президента России, министров, руководителей стран СНГ и т.д. Многие сегодня интересуются исламом, значит, надлежащим образом объяснить роль этой религии в России, в нашей республике. Люди должны понять, что ислам - это взаимопонимание, дружба, а не терроризм.
Многих удивляет соседство двух храмов в Кремле - Благовещенского собора и мечети Кул Шариф. Я встречался с журналистами из многих стран мира – практически каждого интересует, как уживаются собор и мечеть. У них один и тот же вопрос: «Как вы достигли такой толерантности и как ее сохраняете?». Я объясняю им причины этого содружества и всегда говорю, что наша первостепенная задача - сохранить дружбу между конфесcиями, чтобы дальнейшая жизнь была созидательной.
У многих возникает такой вопрос, хотя о нем уже неоднократно говорили: есть ли возможность ежедневно совершать намаз верующим? Если да, то как - такое количество людей ходит вокруг, не мешают ли они?
Р.Ю.: Архитектура мечети имеет удобную форму: посетители, которые не молятся, имеют возможность подняться по боковым лестницам и выйти на верхний балкон и наблюдать сверху. В это время у нас может происходить полуденный намаз. Здесь нет ничего противоречащего канонам - посетители осматривают внутреннее убранство мечети, а прихожане молятся. Или взять, к примеру, другую ситуацию - из деревни приехал пожилой дедушка, хочет совершить намаз, но время молитвы уже прошло или еще не наступило. Все равно такой человек может зайти и помолиться. Уникальность архитектуры мечети в том, что посетители и молящиеся, не соприкасаясь и не мешая друг другу, могут осуществлять свои программы - экскурсии и молитвы.
В последнее время в республике стали популярными конкурсы чтецов Корана. Что-то подобное у вас проходит?
Р.Ю.: В мае прошлого года мы уже провели республиканский конкурс чтецов Корана. Это событие особо не освещалось, но в газетах вышло несколько материалов о нем. Этот конкурс стал для нас как бы пробным шагом - сейчас мы хотим начать программу проведения ежегодных конкурсов чтецов Корана среди детей и взрослых на приз мечети Кул Шариф. Пока еще мы не согласовали ни призовой фонд, ни положение, но с начала учебного года намерены приступить к реализации этого проекта. И не только по чтению Корана, но и на знание священной книги – ведь важно не только читать ее наизусть, но и знать смысл.
Это будут республиканские конкурсы или вы планируете более широкую географию участников? И если люди из других городов или даже стран также захотят продемонстрировать свое мастерство, вы их примете?
Р.Ю.: В перспективе – да, мы хотим сделать географию конкурса шире. При строительстве мечети участвовали все татарские диаспоры - Финляндии, США, Китая, Турции и т.д., поэтому уместно было бы и конкурс распространить на все диаспоры, чтобы к нам приезжали и финские татары, из других стран. Но, все-таки, считаю, что начать проведение конкурса нужно с республики, а потом, когда мы наберем некоторый опыт работы, можно расширить его географию.
Но если кто-то разузнает, услышит про этот конкурс из другого региона и изъявит желание, он сможет участвовать?
Р.Ю.: Конечно. Речь идет вот о чем - мы не будем специально отправлять письма по диаспорам в различные страны с просьбой принять участие в этом конкурсе. Но если мусульмане из той же самой Финляндии или другой страны узнают, например, через ваш сайт, то мы, естественно, против не будем. Приедут – будут участвовать, для нас это даже лучше, так у нас быстрей появится опыт.
Когда два года назад мы с вами говорили о роли и значении мечети Кул Шариф, отдельно выделялась ее миссия по объединению всех мусульман России. Что греха таить: есть эта проблема и в христианском мире, существуют она и в мусульманском. На ваш взгляд, какое место занимает мечеть в решении этой проблемы, насколько ей удалось объединить мусульман?
Р.Ю.: Хороший вопрос. В рамках некоторых программ, которые мы проводили в мечети, были совещания и симпозиумы среди духовных лидеров России. «За круглым столом» в мечети сидели муфтии Татарстана, Башкортостана, глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтии Чувашии и многих других регионов. Такие встречи у нас проходили неоднократно.
Отрадно, что мечеть Кул Шариф таким вот образом объединяет. Это не связано с местом положения мечети или ее имамом. Все-таки мы считаем, что мечеть была построена в честь великого богослова, поэта и дипломата, кем был Кул Шариф. У него были ученики, которые защищали свою родину, свою религию. Имамы и муфтии России собираются в этой мечети, почитая наших великих ученых и богословов. Мы вместе участвуем в праздничных молитвах, и в открытии мечети они также все принимали участие. Постепенно, не за год и не за два, Кул Шариф становится мечетью, которая объединяет мусульман не только России, но и других стран. Чувствуется большое уважение к мечети, Казани, Татарстану.
Наша мечеть является не только центром объединения мусульман, это еще и центром объединения духовности. Как сказал Президент Минтимер Шаймиев, это есть мост между прошлым и настоящим. Я всегда говорю в проповедях о словах, сказанных в начале Корана - «вы не будете правоверным мусульманином, пока не уверуете в то, что ниспослано до Корана». Это означает, что правоверный мусульманин должен не только прочитать, но и уверовать в те книги, которые были ниспосланы до Корана - Евангелие, Тору и т.д. Соответственно, мы должны принять и уверовать в пророков Моисея и Иисуса. Только в таком согласии мы можем чувствовать себя настоящими правоверными мусульманами. И поэтому мечеть является объединением духовных начал.
Мы часто объявляем себя верующими, даже модно как-то стало говорить об этом. Но, как правило, люди очень плохо знают суть священных книг, они очень часто теряют самые главные строки и уходят во вторичные детали. Как у вас выстроена просветительская работа среди тех, кто хочет что-то познать, но может быть стесняется, среди тех, кто вредит своим незнанием, потому что в целом портит имидж восприятия того или иного священного писания?
Р.Ю.: Эта работа у меня самая главная - донести на понятном языке до людей те истины духовности и религии, которые они сегодня потеряли, но хотят познать. Ежедневно с такими вопросами к нам обращаются несколько десятков людей. До недавних пор ко мне ежедневно приходили молодые люди - студенты и учащиеся, которые жаловались, что не могут найти выход из болезни под названием «игромания». У них были большие долги, и они просили помочь выйти из этой ситуации. Также к нам приходят люди, у которых возникли проблемы в семье, по поводу отношений между мужем и женой, между детьми.
Недавно я получил письмо из Министерства здравоохранения России. Они спрашивают, как ислам относится к трансплантации органов человека, и задают дополнительный вопрос: «Кровь – это орган или нет». Т.е., можно ли считать трансплантацией органа переливание крови? Уже на государственном уровне возникают вопросы. Посетителей интересуют и отдельные финансовые вопросы. Например, ко мне приходят бизнесмены и спрашивают: «Можем ли мы работать с кредитами или нет?». Как известно, проценты в исламе запрещены. Во многих странах мира существуют исламские банки, которые тоже работают с кредитами, но без процентов.
У меня есть помощники – два хазрата, которые имеют высшее религиозное, а также высшее светское образование. Я сам имею высшее экономическое образование, у одного из помощников - высшее юридическое. Мы объясняем людям, как им действовать сегодня в тех или иных ситуациях, согласно светским и религиозным канонам. Такая работа ведется у нас ежедневно.
Вы сами не пишете книги или статьи? Мы начинали разговор с библиотеки, говорили о том, сколько наследия осталось с каждой эпохи от имамов и богословов, которые переносили свои мысли на бумагу и довели их до нас. Но сегодня, как вы уже приводили примеры, жизнь преподносит совершенно новые и неожиданные вопросы, на которые верующие люди пытаются найти единственно верный ответ. Вы не собираетесь переложить свои разъяснения на бумагу и оставить их последующим поколениям.
Р.Ю.: Сейчас работаю над современным толкованием Корана, думаю, уже в марте будущего года состоится презентация этой книги, а также над диссертацией по педагогике, поскольку являюсь еще и аспирантом педагогического университета. Я записываю и проповеди на CD-дисках. Каждая проповедь, которую читаю - в мечети или в университете, я записываю на диск или кассету, и храню. Мои выступления распространяются в разных регионах, многие слушают их.
Как много вы ездите по России и миру?
Р.Ю.: Довольно часто. Каждую неделю я бываю в одном из районов Татарстана, нередко посещаю другие регионы. А за пределы России выезжаю, в среднем, четыре раза в год. Сейчас у меня планируется поездка в США и Турцию, в ходе которых намечены встречи с татарской и мусульманской диаспорами.
Есть очень интересный опыт калифорнийских коллег по созданию мусульманских инвестиционных компаний. Вот у нас существуют ПИФы, т.е. паевые инвестиционные фонды. И сегодня мне часто задают вопрос - а нельзя ли, чтобы такие ПИФы работали на основе мусульманских канонов? Я узнал, что в Калифорнии такие фонды уже давно созданы и работают они довольно успешно, причем не только зарабатывают деньги, но и охватывают многие социальные вопросы: помогают верующим, строят больницы, дома. Я задался вопросом - можно ли применить данный вид деятельности в рамках законов Российской Федерации. С этой целью посещаю многие страны. В прошлом году мы побывали в Малайзии, где принимали участие во всемирной выставке халяльной продукции, в которой участвовало более ста стран. Я удивился, оказывается, оборот мировой халяльной индустрии составляет 150-200 млрд. долларов в год. На этой выставке первое место занял Казахстан, и король Малайзии вручил представителям этой страны премию первой степени. В этой связи у меня возникло желание изучить опыт Казахстана.
Хотелось бы про США спросить. Америка относится к числу тех стран, где высоки антимусульманские настроения. В рамках своей поездки вы не планируете какие-то просветительские встречи провести, возможно, лекции в университетах, или в другой форме?
Р.Ю.: В Америку меня пригласил в гости судья штата Калифорния, который как-то посетил нашу мечеть. Там я хочу не только пообщаться с коллегами, но и ознакомиться со светской жизнью. Я изучал, как распространялся ислам в Америке, и есть две версии. Первая версия состоит в том, что ислам появился в Америке вместе с Колумбом, что некоторые его рабы были из стран Востока. Согласно второй версии, распространению ислама в США в начале 1960 годов способствовал наплыв студентов из арабских стран с целью получить образование. Больше всего я придерживаюсь второй версии. Хочу подчеркнуть этим, что распространение ислама в штатах происходит через интеллигенцию, а не через мечети, т.е. через профессиональные ассоциации, такие как ассоциация мусульманских врачей, мусульманских адвокатов и т.д. Маленькие ассоциации объединяются в более крупную, и председатель данной ассоциации общается на уровне Конгресса США. Таким образом, влияние ислама распространяется через интеллигенцию, объяснение сути ислама идет из уст интеллигенции. Т.е., там ислам распространяется в более жизненной форме, поэтому взаимопонимание между мусульманами и американцами иной веры достигается очень быстро. Даже после 11 сентября некоторые кризисные моменты быстро урегулировались за счет проповедей, изданий и публикаций в СМИ. В средствах массовой информации были выступления, гласящие, что мы за сохранение Америки, мы за общую жизнь человечества, мы против терроризма и против насилия. Эти лозунги сопутствовали сохранению единства между конфессиями, верующими и разными национальностями, проживающими в США.
В той же самой Америке в супермаркетах и гипермаркетах есть специализированные блоки, где продаются кошерная, халяльная продукция. В нашей стране все это размещается на прилавках в одной куче. Не ставится ли сегодня вопрос о разделении, хотя бы в гипермаркетах, этой разновидности продукции по отдельным секциям?
Р.Ю.: Сегодня мы смогли договориться с одной из местных сетей гипермаркетов, заключили с ними специальный договор и они его придерживаются. Сейчас мы ведем переговоры и с другими компаниями. Однако острее стоит вопрос о производителях халяльной продукции, и это касается не только мясных продуктов. Сегодня мы создаем единый госстандарт, и переработчики, которые хотят производить продукцию халяль, должны будут получить соответствующий сертификат. Любой потребитель сможет потребовать этот сертификат соответствия на халяльную продукцию. Надеюсь, что вскоре мы решим данные вопросы.
Подготовил Булат СРУРОВ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»