news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Рафаиль ГИЛЬМАНОВ:

«Уровень преступности у нас ниже, чем в других городах России»

18 августа состоялся мультимедийный видеомост  Москва-Санкт-Петербург-Казань-Ставрополь на тему «Преступность в России: региональный аспект», организованный РИА «Новости».  В Татарстане проведение видеомоста обеспечило ИА «Татар-информ». В обсуждении одной из актуальных проблем сегодняшнего дня участвовали эксперты четырех городов страны, в том числе заместитель министра внутренних дел по Татарстану, начальник полиции МВД по РТ, генерал-майор полиции Рафаиль Гильманов. Вел видеомост в Казани генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский.    

В ходе видеконференции был представлен рейтинг криминальных регионов России с трендами по регионам, который подготовили эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» по материалам официальной статистики Росстата и МВД РФ. Согласно данному рейтингу, наименьшее число преступлений на душу населения совершается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, а самым криминальным регионом является Европейская часть Центральной России. Результаты рейтинга вызвали волну противоречивых мнений участников видеомоста.  

Первый наш вопрос заместителю министра внутренних дел по Татарстану Рафаилю Гильманову. Рафаиль Валиевич,  как в Татарстане ведется работа по снижению криминогенной ситуации и как рождается статистика? Насколько она прозрачна? Наглядно ли она отражает ситуацию в регионе?
Р.Г.: Приятно осознавать, что Татарстан отмечают в этом рейтинге и мы занимаем по итогам полугодия 62-е место. Уровень преступности у нас ниже, чем в других городах России. На эти цифры влияет как объективный, так и субъективный фактор. Преступность - она существует везде, тем более в таком крупном регионе как Татарстан, где есть, на что позариться и что своровать. Будут и имущественные преступления. Это объективный фактор. Появляются новые виды преступлений. Если 10 лет назад у нас не было проблем с кражами и грабежами сотовых телефонов, потому что таких предметов не было. Они были роскошью, теперь телефоны есть в каждой семье по 3-4 штуки, в течение последних лет резко возросло количество краж и грабежей сотовых телефонов. Это объективная составляющая. Особенно в 2005-2006 годах краж и грабежей сотовых телефонов доходило до 30-40 процентов от всех имущественных преступлений. Мы приняли соответствующие профилактические меры: создали базу похищенных, утерянных сотовых телефонов, наладили взаимодействие с сотовыми компаниями, что дало нам возможность резко снизить показатели преступности по этим кражам и грабежам. В Татарстане действует программа профилактики преступлений. На реализацию мероприятий предыдущей программы из бюджета республики было выделено около 800 млн. рублей. Мы развиваем научно-техническую составляющую. Недавно новоселье справили сотрудники Экспертно-криминалистический центр МВД по РТ, на открытие приезжал министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Конечно,  работаем с личным составом. В 90-х годах была проблема с оргпреступностью. За десятилетие мы привлекли к уголовной ответственности свыше 20 преступных сообществ. Эта работа не прекращается. Мы смогли стабилизировать обстановку с совершением тяжких и особо тяжких преступлений - убийств, разбоев на территории республики.  

Доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России Геннадий Лесников: Региональная преступность – неоднозначна, и авторы исследований говорят об этом. Необходимо учитывать фактор сезонности и активность органов полиции, которые противодействуют преступности. Преступность зависит от 340 факторов, из них только 40 на которые могут повлиять органы внутренних дел – это уличная и бытовая преступность и т.д. Данный анализ – это первоначальная попытка осуществить комплексный подход к мерам профилактики преступлений. Начиная с 2004 года, МВД последовательно занималось профилактикой правонарушений. Практически во всех регионах проводились совещания на этот счет, результатом которых явилось в 2007 году заседание Госсовета под председательством Президента России Владимира Путина, где было принято решение о воссоздании государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений. На тот момент профилактикой занимались. Но федеральной целевой программы не было и поэтому профилактика преступлений, особенно совершаемых несовершеннолетними, ложилась на плечи органов внутренних дел. Надо отдать должное, МВД активно вовлекало в эту работу общественные организации, государственные структуры регионов. В Татарстане, например, для противодействия уличной преступности привлекали сотрудников ЧОП. Чтобы давать оценки по регионам, необходимо дополнительное исследование с тем, чтобы выявить факторы, влияющие на рост преступности, посмотреть структуру преступности, каким образом она изменялась на протяжении 5-10 лет и попытаться вычленить факторы, чтобы на них комплексно повлиять. Потому что принятие спешных мер может привести не к позитивным результатам. Мы научились решать сложные проблемы, но не просчитываем последствия, наступающие после принятия решений. Они иной раз носят негативный характер, нежели сама проблема. В этом необходимо участие всех, мы готовы к конструктивному взаимодействию.  

Заместитель председателя Думы Ставропольского края Илья Дроздов: Оценить состояние криминальной ситуации в регионе – очень сложно. Статистика - дело тонкое. Можно судить по общему количеству преступлений, а можно по их качеству. В Чечне и Ингушетии общее количество преступлений, наверно, действительно не велико, по сравнению с другими регионами, но зато наиболее громкие и тяжкие преступления происходят именно в этих республиках. У нас очень непростая межэтническая ситуация. Много преступлений совершают гости из соседних республик. Главной причиной такой ситуации является социально-экономический аспект.

Представитель Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России Евгений Козюра: В среднем по России за последние 5 лет удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений не превышал 25-30 процентов. А в отдельных республиках Северного Кавказа - Ингушетии и Чечне - этот показатель превышает 40 процентов. На территории Северо-Кавказского региона совершается больше всего преступлений террористического характера. Сотрудники органов внутренних дел большие усилия прилагают предупреждению преступлений террористического характера, а на другие правонарушения им элементарно не хватает сил и средств.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Риммер: В силу политкорректности сегодня мы боимся давать срез того, что происходит. Беда во многом связана с неурегулированностью правового поля, отсутствия внятной, разумной миграционной политики. Проблемы Северного Кавказа – это сложнейший клубок социальных и экономических факторов.

Член комитета Госдумы РФ по делам Федерации и региональной политике Антон Беляков: 78 процентов россиян сегодня не доверяют полиции, и ровно с таким же коэффициентом доверия стоит относиться к статистике МВД. Она вызывает доверия на 20 процентов. С момента расформирования Главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией МВД фактически профессионалов, которые занимались бы преступными группировками, не существует. В ряде регионов была уничтожена база данных членов организованных преступных групп, она была сожжена в печке, чтобы никуда ее не передать. Вся информация об устойчивых связях уничтожена. Правда, такова, что сегодня криминальный мир – это организованные преступные группы, которые снова подняли голову. Мы сейчас в условиях не сильно отличающихся от 90-х годов, когда забирают бизнес, крышуют палатки, одни группировки нападают на другие, только уровень намного выше. Статистика МВД вызывает такое же доверие, как само доверие россиян к МВД.

Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов: Я бы хотел поддержать коллег, которые подготовили этот рейтинг и не стал бы огульно утверждать, что статистика не верна. Мне бы хотелось посоветовать коллегам - обратить внимание на еще один аспект – кроме статистики есть еще одно субъективное мнение граждан, в какой степени они чувствуют себя в безопасности? Этот момент, на мой взгляд, более важен, чем считать в каком регионе ситуация лучше или хуже. Регионы отличаются в социокультурном плане и морально-психологический климат везде разный. Наши исследования показывают, что в последнее время проблема преступности стала отходить на второй план благодаря кризису. Я бы порекомендовал коллегам не ограничиваться статистикой, а попытаться применять другие методы исследований, в том числе изучение общественного мнения. Преступность и безработица – две важные, связанные с собой проблемы. Там, где высок уровень безработицы, там высок уровень преступности.

Доктор медицинских наук, психиатр-криминалист Михаил Виноградов: Деньги изменили психологию молодежи. Преступный мир все чаще стал вовлекать в себя тех, кто должен нас защищать от криминального мира. Скрещивание криминального мира с правоохранительным – это уже давно не новость. Проблема заложена в глубинах человеческой психологии, есть сыщики и их много, которые за грошовую зарплату рискуют жизнью и спасают людей. К сожалению, мы утратили контроль над молодежью, а криминальный мир переложил эту заботу на себя. Качалки, бодибилдинг – все в основном бесплатное организовано криминалитетами, а все государственное – платное, и детям некуда пойти. А с экрана телевизора идет пропаганда криминальной романтики, стиля криминальной жизни.

Материал подготовила Эмма Ситдикова.  

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100