news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Пробитый пулей колокол и «привет» от почившего настоятеля: новая жизнь сельского храма

Храм Смоленской иконы Божией Матери находится в селе Соловцово Высокогорского района Татарстана. В эту Пасху он наполнен людьми. Храм с 300-летней историей пустовал почти 90 лет. Его восстановили несколько лет назад. Об удивительных событиях, которыми наполнено это место, в репортаже «Татар-информа».

Пробитый пулей колокол и «привет» от почившего настоятеля: новая жизнь сельского храма
Храм Смоленской иконы Божией Матери – один из старейших в Татарстане
Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

Большой праздник в маленьком храме

Этой ночью несколько сотен верующих пришли в собор Казанской иконы Божией Матери, где службу возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Красивая Пасхальная служба в большом и светлом храме казалась невероятно торжественной.

А некоторые казанцы и жители соседних республик стремились не в главный храм Татарстана и даже не в любимый многими верующими Раифский монастырь. Маленькая полуразрушенная церковь в селе Соловцово Высокогорского района была полна людей в день Светлого Христова Воскресения.

В 2015 году в этом храме, впервые после долгих лет запустения, прошла служба. Этот день местные жители считают точкой отсчета новейшей истории храма. В этот день в селе началась новая жизнь.

Храм Смоленской иконы Божией Матери – один из старейших в Татарстане. Построил его в 1735 году на свои средства помещик Мельгунов. В 1937 году, в период богоборческого лихолетья, церковь закрыли. Местные жители рассказывают, что здесь в разные годы хранили то зерно, то ядохимикаты для борьбы с вредителями на полях. Здесь играли дети, работали колхозники. Но бабушки и тогда украдкой приходили молиться. И вот, спустя почти 90 лет, здесь появился Роман Тарасов. К этому селу он не имел никакого отношения, никто из его предков здесь не жил, не было даже ни одного знакомого человека. Именно он дал этому месту толчок к новой жизни. В светлый праздник Пасхи он тоже пришел сюда на службу.

Маленькая полуразрушенная церковь в селе Соловцово Высокогорского района была полна людей в день Светлого Христова Воскресения

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

«Это было не просто желание помочь храму, а именно чувство долга»

«Про храм этот я узнал 14 лет назад. Родители моей жены жили на Починке, это чуть выше Соловцова. И когда мы ездили на кладбище мимо Соловцова, я видел, как стояли эти заброшенные храмы. Не только в Соловцово. Такие красивые, но заброшенные, словно никому не нужные. Лет через пять появилось желание восстановить какой-то храм. Не построить, а именно дать вторую жизнь. С этим вопросом я обратился к отцу Константину, настоятелю храма в Больших Ключах. Он показал мне несколько храмов, и почему-то все они были в Высокогорском районе. И когда он показывал мне Соловцово, я вспомнил, как проезжал мимо и думал о нем», – поделился меценат.

Роман подчеркивает: это было не просто желание помочь какому-нибудь храму, а именно чувство долга. Так он взялся за восстановление Смоленской церкви. Путь этот оказался непростым. Больших денег у него не было, и большую часть работы он делал своими руками, а на помощь ему пришли его друзья.

«У нас не было каких-то огромных денег, чтобы нанять бригады рабочих. Я со своими ребятами приезжал, восстанавливали потихоньку: окна, стены, где-то, наоборот, заложенные кирпичами проемы ломали. Там были огромные ямы, где хранили зерно или еще что-то. Все это мы выравнивали, заливали, засыпали. Так и началось возрождение», – вспоминает Роман.

Когда дело дошло до внутренней отделки, добровольцы поняли, что не справятся сами. Пришлось искать деньги, чтобы нанять штукатуров. На это ушел целый год.
«Потом очередь дошла до росписи стен. Мы обращались в иконописные мастерские, с нас просили около двух миллионов рублей за роспись двух приходов. Для меня эта сумма была очень большой. Но потом я познакомился с Николаем Бердниковым, который работает в иконописной мастерской. Он сделал все за 1 млн 200 тыс. рублей и дал нам рассрочку на год. Почти половину он расписал вообще бесплатно», – рассказывает Роман.

Пока восстановлена маленькая часть храма, работы здесь продолжаются, но духовная жизнь в селе уже возродилась

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

«Батюшка у нас классный – самый лучший»

Пока восстановлена маленькая часть храма, работы здесь продолжаются, но духовная жизнь в селе уже возродилась.

«Очень большой драйв нам дало то, что у нас появился отец Александр. После того как он стал настоятелем нашего храма, душой нашего храма, нашего прихода, все работы пошли быстрее. Желания больше появилось – у нас постоянно проходят службы, какие-то мероприятия. Отец Александр всех нас аккумулирует, собирает. Батюшка у нас классный, зачетный, самый лучший. Мы обязательно до конца восстановим храм и поставим небольшую воскресную школу», – делится планами Роман Тарасов.

С июня 2022 года настоятелем Смоленской церкви стал отец Александр Ермолин – он успевает совершать богослужения еще и в другом храме, где тоже является настоятелем.

«Когда я оказался здесь в первый раз, понял, что нужно обязательно совершать тут богослужение. Я глубоко убежден в том, что храм – это богослужение. Иногда люди думают, что храм – это место. Вот поставили часовню в деревне, люди туда ходят, иногда ставят свечки, но особо ничего не делают. Но я считаю, что храм – это место богослужений. Когда я был туда назначен, в первую очередь наладил богослужебную жизнь», – рассказывает настоятель храма.

Отец Александр вспоминает, что начал служить в этом храме «по-городскому», то есть проводить те богослужения, которые в сельских храмах часто пропускают.

«Пропускают по разным причинам: мало людей, нет певчих, нет возможности, нет времени. По самым разным причинам. Но мы сразу стали совершать вечерние богослужения, Божественную литургию, причем литургию на постоянной основе. И мы в этом храме совершаем те богослужения, которые не всегда совершаются. Есть такая прекрасная служба Царские часы – она совершается перед праздником Рождества Христова, Крещением Господним, в Великую пятницу и перед Пасхой», – рассказывает священнослужитель.

Отец Александр вспоминает, что начал служить в этом храме «по-городскому», то есть проводить те богослужения, которые в сельских храмах часто пропускают

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

В прошлом году в Соловцове была совершена служба - чин Погребения Божией Матери. Это очень красивое богослужение, которое совершается не всегда, а в таких маленьких храмах очень редко.

«За прошлый год мы совершили там чуть более сотни богослужений. Я вижу, как храм оживает именно благодаря тому, что здесь совершаются богослужения. У нас был престольный праздник – день Смоленской иконы Божией Матери и одновременно День села. Приехало очень много людей, впервые все желающие не смогли вместиться в наш храм. Но бывает и так, что в богослужении участвует два-три человека, бывает, что никто не причащается. Это очень плохо, но так бывает. Бывают радостные важные события, когда причащается очень много верующих», – поделился отец Александр.

Вместе с храмом стало возрождаться и само Соловцово. Сейчас здесь прописаны максимум 30 человек. Летом приезжают дачники. Но что удивительно, прихожане храма – это не только местные жители. Сюда приезжают из соседних деревень и даже из Казани, преодолевая путь длиною почти в 60 километров.

«Конечно, наш основной костяк – это местные жители. Когда мы приезжаем, они очень хорошо нас встречают. Они всегда очень рады, они ждут, готовят. И очень много прихожан из Казани. Многие, узнав, что я здесь служу, тоже приезжают. Они окунаются в особый мир, особую атмосферу старинного храма, которому почти 300 лет, и очень многим здесь нравится. По природе своей Соловцово – это приход, в котором казанских больше, чем местных», – рассказывает настоятель.

Но что удивительно, прихожане храма – это не только местные жители. Сюда приезжают из соседних деревень и даже из Казани, преодолевая путь длиною почти в 60 километров

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

Последнего настоятеля храма расстреляли вместе с муллой

Отец Александр взялся не только за духовную жизнь, ему стала интересна история этого места. Как оказалось, она достаточно богатая и удивительная.

«Отец Тихон Дураков – последний настоятель храма до революции. Он был репрессирован и расстрелян. Его обвиняли в антисоветской деятельности, в сопротивлении закрытию храмов и мечетей. Как описывает в деле следователь, «он вошел в сговор с муллой», и они вместе выступали против закрытия храмов и мечетей. Вместе и были расстреляны», – рассказал отец Александр.

Отец Александр начал замечать удивительные моменты. К примеру, первый придел храма был освящен 13 ноября.

«Мы долго переносили и эту дату специально не выбирали. И только потом я узнал, что 14 ноября – день расстрела отца Тихона. Получается, что мы освятили эту часть храма с разницей в один день с датой его мученической кончины. Условно, это был такой привет с того света. Такой был поклон молитвенный, такая была память, такая была связь с небесами, что в день его памяти мы освятили этот храм», – вспоминает священник.

В этом храме всегда молятся об упокоении отца Тихона, так же, как и о других настоятелях. Знают имена всех, кто здесь служил и был похоронен на территории храма.

«Как-то, в день расстрела отца Тихона, мы совершили в большой части храма, которая еще восстанавливается, акафист и панихиду по нему перед Смоленской иконой Божией Матери. А на следующий день мне приходит уведомление о том, что архив Федеральной службы безопасности разрешает мне получить доступ к документам», – вспоминает отец Александр.

«И даже бывает, когда на службу приходит три человека из местных, ты не чувствуешь, что храм пустой. Вместе с тобой духовно молятся те люди, которые когда-то сюда приходили»

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

Такое право предоставляется далеко не всем и чаще всего родственникам человека, о котором идет речь. Поэтому событие стало по-настоящему неожиданным и волнительным.

«Я просто написал, что прошу предоставить доступ, потому что мы хотим канонизировать его образ, что нам это очень нужно и очень важно. Сейчас нам нужно собрать очень много документов, мы собираем все архивные дела, нам нужно узнать информацию из его дела в епархии, семинарии. Нам параллельно нужно будет получить документы тех хазратов, которые проходили с ним вместе по одному делу. Хотим подготовить документы на причисление отца Тихона к лику святых», – рассказывает отец Александр.

Если это произойдет, храм приобретет своего святого, своего мученика и исповедника, отмечает настоятель.

«Я глубоко убежден, что его молитвами что-то там происходит, что-то случается. Потому что Соловцово – это особый духовный мир. Это отдаленный сельский храм с 300-летней историей, с огромной традицией. И когда ты совершаешь литургию в этом храме, ты понимаешь, что с тобой молятся все те почившие настоятели, все те поколения людей, которые здесь молились. И даже бывает, когда на службу приходит три человека из местных, ты не чувствуешь, что храм пустой. Вместе с тобой духовно молятся те люди, которые когда-то сюда приходили», – поделился настоятель.

Работая с архивами, отец Александр смог узнать, что здесь крестился Александр Понятов – русский эмигрант, белый офицер, который уехал в США и создал там первый видеомагнитофон, попавший в промышленное производство. Его здесь также упоминают как одного из людей, повлиявших на историю храма.

«Еще у нас есть статуя Николая Чудотворца Можайского, который в руках держит меч и изображение нашего храма»

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

Престольный крест со следами топора

Еще один удивительный факт: несмотря на долгие годы запустения, после открытия сюда вернулись несколько святынь. Одна из них – престольный крест со следами топора. В годы, когда храм закрывали, его, по всей видимости, пытались уничтожить. Теперь он лежит на престоле и его используют во время богослужений.

«Еще у нас есть статуя Николая Чудотворца Можайского, который в руках держит меч и изображение нашего храма. После закрытия храма какой-то мальчик смог спасти эту статую. Семья этого мальчика хранила статую многие годы и теперь вернула. Это очень серьезная святыня, состаренная временем и частично поврежденная. Была проведена реставрация, ей сделали другие руки, и сейчас она украшает храм», – рассказывает отец Александр.

На входе в храм весит колокол с пулевым отверстием – его тоже сберегли местные жители и вернули в престольный праздник. Язык у него не сохранился, пришлось искать новый.

«Нам дали один старинный язык, примерно того же времени. Позже мы узнали, что язык и колокол были сделаны на одном заводе. По сути мы восстановили историческую правду. Сейчас он висит на входе, мы не подняли его на звонницу, потому что у нас звонница уже оборудована современными колоколами, у них своя тональность. Мы решили, что этот колокол будет памятью. Рядом мы повесили табличку, на которой указали, что мы провозглашаем память всем тем людям, которые сохранили святыни в годы гонений на Русскую православную церковь», – отметил священник.

На входе в храм весит колокол с пулевым отверстием – его тоже сберегли местные жители и вернули в престольный праздник

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

Сегодня все желающие могут позвонить в него, заходя на службу.

Сегодня, в Светлый праздник Пасхи, в храме звучат голоса прихожан. «Христос воскресе!» – повторяют они на праздничной службе. После богослужения отец Александр напомнил, что впереди 40 дней празднования воскресения Иисуса Христа. И это время, когда нельзя забывать о добрых делах.

«Можно помочь одинокой старушке-соседке, накормить кого-нибудь. Не только наесться самим, но и накормить нуждающихся. Чтобы праздник Пасхи был праздником для окружающих вас людей, чтобы мы поделились радостью с окружающим миром. Мы должны говорить о светлом Христовом Воскресении окружающим своими хорошими делами», – рассказал в своем наставлении священник.

«Ты пока такое яйцо делал, столько времени потратил? Лучше бы старушке помог»

Отец Александр рассказал, что традиции красить яйца в этот праздник предшествует красивое предание. Когда Мария Магдалина пошла к римскому императору, чтобы сообщить, что Христос воскрес, взяла с собой яйцо. Тогда было принято приносить правителю символический дар. Услышав новость, император не поверил ей и сказал: «Как не может это яйцо покраснеть, так и я не верю в то, что Христос воскрес. И яйцо стало красным.

«Конечно, современный мир предлагает нам много всего интересного – и наклейки, и переводилки, но надо понимать, что все должно быть максимально просто. Да, бывают красивейшие яйца, как произведение искусства, которые жалко есть. Я не осуждаю, но нужно помнить о главном. Вот ты пока такое яйцо делал, столько времени потратил, ты в храм успел сходить? Ты бы лучше старушке немощной помог», – отмечает отец Александр.

С разговением в этот день отец Александр просил не переусердствовать. Напомнил, что в пост надо правильно войти и правильно из него выйти

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

С разговением в этот день отец Александр просил не переусердствовать. Напомнил, что в пост надо правильно войти и правильно из него выйти. А еще подчеркнул, что в Пасху на кладбище ходить не принято.

«Есть советская традиция ходить на Пасху на кладбище. Мы в этот день на кладбище не ходим вообще. Для этого у нас есть праздник Радоница, на девятый день после Пасхи. Там совершаются первые заупокойные богослужения. Даже если человек умирает в Пасху, то и отпевание по-другому происходит. Чин отпевания на Пасху весь радостный. Разночтения традиций возникли в советские годы. Тогда в храмы ходить было нельзя, и люди ходили на кладбище. Там они пели молитвы, оставляли крашеные яйца на могилах. Поминовения усопших в этот день нет, поэтому и на кладбище делать нечего», – рассказал отец Александр.

После службы мы пообщались с прихожанами – коренными жителями Соловцова. Большинство из них принесли куличи и яйца на освящение, угощали друг друга, своего любимого настоятеля и благодетелей, которым безмерно благодарны за возрождение святого места.

В храм Смоленской иконы Божией Матери, как и во многие храмы мира, привезут Благодатный огонь – еще одну Пасхальную радость

Фото: © Елена Фенина / «Татар-информ»

«Я уроженка Соловцова. Какое-то время прожила в городе, но теперь вернулась сюда. Из детства помню, как храм стоял опустевший. Мы провели в нем детство, играли, на колокольню лазали. Здесь и дренажные ямы были, и удобрения хранил колхоз», – рассказала Галина Кулакова.

Женщина вспоминает, что в годы запустения храма в селе молились бабушки. Они ходили по домам и иногда устраивали крестные ходы вместе с той самой статуей Николая Чудотворца. Ходили с ней вокруг села и храма.

«Бабушки эти поддерживали как могли порядок в храме, подметали там, на паперти убирались. Не многие из них дожили до этого момента. В первую службу было так много народа! Даже те, кто здесь не жил никогда, приехали. Все очень довольны и благодарны Роману Андреевичу, что он взялся за такое дело. Сейчас у нас постоянно проходят службы. От отца Александра мы очень многое узнали о церковных обрядах, о духовной жизни. Постоянно проходят литургии и ночные службы, даже в 40 градусов мороза народ собирается», – рассказала Галина Кулакова.

Теперь жители села ждут следующего большого события. В храм Смоленской иконы Божией Матери, как и во многие храмы мира, привезут Благодатный огонь – еще одну Пасхальную радость.

news_bot_970_100