news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Повзрослевшая Мари из балета «Щелкунчик» запела на «Абязов-фестивале»

На втором концерте музыкального форума оркестр La Primavera впервые выступил с московским ансамблем имени Дмитрия Покровского.

Повзрослевшая Мари из балета «Щелкунчик» запела на «Абязов-фестивале»

(Казань, 15 декабря, «Татар-информ», Алина Ганеева). VII «Абязов-фестиваль» продолжает удивлять свою публику новинками сезона камерного оркестра La Primavera. В первом отделении второго концерта музыкального форума коллектив впервые выступил с московским ансамблем имени Дмитрия Покровского. Казанцы услышали уникальное произведение Алексея Шелыгина, созданное специально для московской современной фольклорной группы. К «Абязов-фестивалю» по просьбе художественного руководителя оркестра Рустема Абязова композитор переработал свое детище и оркестровал его для сформировавшегося на фестивале творческого тандема.

«Это наш первый опыт выступления с оркестром La Primavera. Было интересно, невероятные впечатления. Мы привыкли к одному звучанию, здесь совершенно другое: другое наполнение, другая энергетика звука. Была всего одна репетиция, но мы старались ничего не упустить. Конечно, хочется выразить огромную благодарность дирижеру за то, что воссоединил наши коллективы в этот вечер. Хотелось бы и в дальнейшем исполнять новую интерпретацию „Слова…“ с большим коллективом», ― поделилась впечатлениями о совместном выступлении с оркестром художественный руководитель ансамбля Покровского Мария Нефедова.

Она отметила, что в Казани фактически состоялась премьера обновленного «Слова о полку Игореве», так как для такого состава музыкальное действо звучит наиболее полно и мощно, что соответствует и самому замыслу одноименного литературного произведения, на основе которого было создано либретто музыкального сочинения.

В смешении фолка, авангарда и современной классики перед казанской публикой предстало историческое полотно в современном осмыслении «Слова…». Как отметил Рустем Абязов перед концертом, Алексей Шелыгин соединил здесь фактически несоединимое: партию маримбы и пришедшие из древней цивилизации духовые инструменты, архаично-народную вокальную истерику хора и философское звучание струнных. И если раньше за последнее отвечал лишь струнный квартет, то на прошедшем концерте эта миссия была возложена на камерный оркестр.

Удивительно хорошо звучали народные инструменты ансамбля, такие как гусли, колесная лира, владимирские рожки, жалейки, коса, кугиклы в «поддержке» партии оркестра. Мария Нефедова подчеркнула особую чуткость казанского коллектива и их несомненный профессионализм.

Во втором отделении почувствовалось скорое приближение долгожданного зимнего праздника — Нового года. Впервые прозвучала моноопера «Щелкунчик», стихи для вокальной партии которой написала Альбина Абсалямова. В роли уже повзрослевшей Мари выступила Алина Шарипжанова.

В музыкальном действии перед зрителями предстает повзрослевшая Мари, которая вспоминает далекие события из детства.

Абязов дал обещание, что для музыкальной новинки отберет самые лакомые номера из балета «Щелкунчик», и выполнил его: музыкальную основу монооперы составляют тринадцать законченных фрагментов из балета, среди которых хорошо знакомые «Увертюра», «Марш», «Танец пастушков», «Вальс цветов» и «Танец Феи Драже». Музыкальное полотно также составляют сцены «Сражение», «Еловый лес зимой», «Дворец сластей Конфитюренбурга». Рустем Абязов не смог обойти и самые колоритные танцы из балета: китайский (Чай), арабский (Кофе), испанский (Шоколад) и, конечно же, русский. Завершает произведение фееричный Танец принца Оршада и Феи Драже.

Хорошие новости для тех, кто трепетно относится к музыкальному сочинению Петра Чайковского ― Абязов не поменял ни единой ноты, а лишь оркестровал музыку для коллектива La Primavera, а появившаяся вокальная партия дублирует основные темы, звучащие в номерах.

«В дальнейшем будем дорабатывать это произведение, но могу сказать, что мы с Рустемом Юнусовичем уже обсуждали ряд проектов, в которые хотелось бы интегрировать монооперу „Щелкунчик“. Думаю, это произведение ждет большая дорога. Будем надеяться, что Петр Ильич с пониманием отнесся бы к нашему эксперименту. Я вообще предложила Рустему Юнусовичу внести некоторые коррективы и в следующий раз исполнить импровизацию на музыку „Щелкунчика“. Все-таки хочется быть вокально свободной: где-то приукрасить, где-то похулиганить. С маэстро в этом плане комфортно работать: он гибкий дирижер, он очень помогает на сцене. Вообще, считаю, что я ― счастливый человек, потому что могу выступать с таким прекрасным коллективом», ― поделилась своими эмоциями Алина Шарипжанова.

Она добавила, что в дальнейшем будут доработаны и декорации, которыми была оформлена сцена концертного зала.

«Визуализация ― конек сегодняшнего приобщения зрителя к искусству. Украсить своими силами сцену было моей идеей. Мне показалось, что юным зрителям будет нужна красочная картинка. Что-то я принесла из дома, что-то пришлось арендовать. В дальнейшем будем советоваться с театральными режиссерами, которые смогут проработать и поставить нам все мизансцены. Сегодня зрители видели мою импровизацию», ― прокомментировала Шарипжанова.

Альбина Абсалямова рассказала, что стихи к моноопере дались ей не так просто, ― работа над материалом длилась несколько месяцев.

«Я уже писала тексты песен, но оперы ― никогда, это мой первый опыт. Когда Рустем Юнусович позвонил и предложил работу, я вначале даже не совсем поняла, что от меня требуется. Когда маэстро прислал мне ноты со словами „пиши“, признаться, я растерялась, ведь у меня небольшой музыкальный опыт. С Абязовым мы много встречались, многое обсуждали вместе. Что-то мне удавалось написать с первого раза (что для меня удивительно), иногда приходилось переделывать. На некоторые фрагменты Рустем Юнусович сам наговаривал мне какие-нибудь смешные рифмы, что-то вроде „летит утюг, летит утюг“, и из них нужно было написать что-то возвышенное про Рождество. Вот так из „утюга“ вышла наша красота», ― смеется Альбина Абсалямова.

Она также рассказала, что изначально планировалось связать монооперу с пандемией: Мари оказалась дома на самоизоляции и вспоминает свое детство. Но позже от этой идеи отказались.

«Осталась только рождественская сказка», ― подытожила Абсалямова.

Впереди зрителей ждет заключительный концерт фестиваля, который пройдет 28 января. На нем будут представлены режиссерский балет Наиля Ибрагимова «Аполлон Мусагет» на музыку Стравинского и произведения в исполнении проекта «Треугольный сон», греческого вокалиста Яниса Кофопулоса и оркестра La Primavera.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100