news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Посвящение Бетховену: в Казани завершился X Международный фестиваль «Рахлинские сезоны»

В Казани завершился юбилейный музыкальный форум «Рахлинские сезоны». В последний концертный вечер фестиваля за дирижерским пультом стоял выдающийся немецкий дирижер Оливер Ведер. Гостем масштабного музыкального форума стал корреспондент ИА «Татар-информ».

«Работа с большим симфоническим оркестром складывается иначе, нежели с менее масштабным оперным коллективом. Но нужно отметить, что музыканты Госоркестра очень быстро и точно реагируют на пожелания приглашенного дирижера: репетиции прошли легко и плодотворно. Мы быстро добивались того звучания, которое я хотел бы слышать, и сегодня продемонстрировали прекрасный результат работы», – считает Ведер.
В первом отделении концерта прозвучала Шестая симфония Бетховена. Под чутким руководством дирижера Госоркестр РТ рисовал перед казанцами живописные картины природы. Здесь не было слышно ни борьбы Бетховена с судьбой, которая жестоко лишила его самого важного для музыканта органа чувств, ни тревожных предзнаменований. Потому и сам оркестр находился в динамике пианиссимо – меццо-форте, прозвучивая всю нюансировку сочинения. Но при этом во всех пяти частях было столько воздуха, что в самом зале почувствовалось благоухание природы.

Закрытие фестиваля Рахлинские сезоны

Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Бетховен любил проводить время далеко от городской суеты, прогуливаясь по лесам и лугам, наслаждаясь красотой нетронутой человеком природы. Благодаря этому «диалогу», была рождена «Пасторальная». И хотя сам композитор к моменту написания уже стал терять слух, в ней он очень точно передал имитацию журчания ручья, шелеста листьев, пения птиц. Среди этого умиротворения нашлось место и для картины разбушевавшейся природы – грозы, и даже эта стихия трактована здесь не как приближающееся бедствие, а как благодать, которая способствует произрастанию всего живого.
Все это так точно было передано музыкантами, что публика не сдержалась и уже после второй части отблагодарила оркестр аплодисментами.
«Уверен, Бетховен был бы рад такой реакции публики, а лично я воспринимаю аплодисменты между частями как комплимент. Особенно после второй, где три духовых инструмента без поддержки оркестра имитируют пение соловья, перепелки и кукушки. Значит, музыканты справились хорошо, а я могу только гордиться результатом», – заявил Оливер Ведер.

Второе отделение было отдано предпоследней симфонии немецкого композитора. Здесь Госоркестр РТ показал казанцам, что Бетховен имел прекрасное чувство юмора.
Будучи представителем венской школы, к моменту написания Восьмой симфонии Бетховен шагнул далеко вперед от классицизма, предвосхищая эпоху романтизма в своем творчестве. Однако предпоследняя симфония стала отражением уже прошедшей музыкальной эпохи. Но все это композитор хорошенько приправил юмором и танцевальными ритмами, что кажется, такое вполне мог написать и сам «отец» классических симфоний – Гайдн. Оглядываясь назад, автор словно посмеивается над традициями прошлого.
С такой легкостью татарстанский коллектив передал иронию Бетховена, что слушатели еще долго не отпускали со сцены оркестр, снова и снова вызывая на поклон приглашенного дирижера.
«Я 25 лет в этом бизнесе и каждый раз, поднимая партитуры Бетховена, начинаю работу с самого начала. Я постоянно пересматриваю артикуляцию, фразировки и даже интонации, чтобы более точно передать замысел композитора. И, как мне кажется, сегодня мы нашли очень хороший вариант», – поделился своим мнением Ведер.

дирижер Оливер Ведер фестиваля Рахлинские сезоны

Фото предоставлено пресс-службой оркестра

За четыре концерта фестиваля Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан исполнил восемь симфоний Бетховена под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского и приглашенных дирижеров, среди которых были Марк Пиолле, Михаэль Гюттлер и Оливер Ведер. Также на открытии фестиваля Госоркестр РТ и Александр Сладковский подарили слушателям увертюру «Эгмонт» и Первый концерт для фортепиано с оркестром, где главную партию исполнил лауреат международных конкурсов Ван Юйцянь.
Кроме того, в рамках фестиваля прошли культурно-образовательные мероприятия, посвященные творчеству Людвига ван Бетховена, организованные ГСО РТ и Александром Сладковским совместно с Национальной библиотекой РТ при поддержке Министерства культуры РТ. Лекцию-презентацию двух книг – «Симфонии Бетховена» и «Музыкальный справочник» провел немецкий музыковед и драматург, бетховеновед, выдающийся культурный деятель Германии, руководитель многочисленных музыкальных фестивалей и оркестров Германии, искусствовед, профессор Дитер Рексрот, а лекцию-дискуссию в формате круглого стола «Развитие классической музыки в условиях пандемии», где был затронут вопрос проведения или отмены многочисленных фестивалей Бетховена, которые были запланированы в Германии и Европе к его 250-летию, – музыковед, музыкальный критик, член европейского культурного парламента, генеральный директор международной культурной организации RCCR Projects Татьяна Рексрот и немецкий пианист, художественный руководитель компании RCCR Projects Николаус Рексрот. 
Также впервые прошли два дня лекций-дискуссий Школы культурной журналистики. Мастер-классы на этих уроках провели музыкальные критики и музыковеды Ольга Русанова, куратор проекта Евгения Кривицкая, Мария Залесская и Сергей Уваров. Были затронуты многие темы о Бетховене: «Бетховен в эпоху постмодернизма: как писать о новой музыке, навеянной вечнозеленой классикой», «”Так судьба стучится в дверь”, или О классике всерьез. Жанр рецензии на академический концерт», «”Четвертая власть в эпоху Бетховена” – о музыкальных рецензиях современников на классику и не только», «Сегодняшние “Бетховены” – кто они: авангард под прицелом критики». 
«В качестве примера могу привести премьеру “Кармен” в постановке Константина Богомолова, которая прошла в Перми, – это тот случай, когда не было трансляций, не было возможности посмотреть спектакль хотя бы в видеоформате. И потому все очень ждали рецензий, мой Фейсбук буквально разрывался. Когда же рецензии, наконец, начали выходить, их много обсуждали, было много споров вокруг них, возникали конфликты между самими авторами статей. Так что выяснилось, что когда нет возможности посетить важные культурные события, все тянутся к критике. И это только одна из ее функций», – поделился своим мнением музыковед, лектор, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России и ведущий концерта-закрытия фестиваля Ярослав Тимофеев.

Ярослав Тимофеев ведет концерт в рамках фестиваля Рахлинские сезоны

Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Он отметил, что в Москве мало знают о том, что происходит в Казани, и наоборот, и это касается всех городов. А заполнить эту брешь может только профессиональная критика.
Музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая выразила надежду, что Школа культурной журналистики станет ежегодным мероприятием, проводимым в рамках фестиваля.
Фестиваль «Рахлинские сезоны» основан художественным руководителем и главным дирижером ГСО РТ Александром Сладковским и посвящен памяти выдающегося советского дирижера, первого художественного руководителя и главного дирижера татарстанского оркестра, народного артиста СССР Натана Григорьевича Рахлина, который руководил оркестром с 1966 по 1979 год.

news_bot_970_100