news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Полсотни шедевров от Рериха до Кандинского вернула в Казань Третьяковская галерея

Выставку авангардистов, представленную в столице страны к 100-летию ТАССР, теперь можно увидеть в Галерее современного искусства в Казани.

Полсотни шедевров от Рериха до Кандинского вернула в Казань Третьяковская галерея

(Казань, 26 декабря, «Татар-информ»). В Галерее современного искусства открылась выставка «Возвращение шедевров ГМИИ РТ из Третьяковской галереи. От Рериха до Кандинского». Сорок восемь шедевров авангарда из Казани с августа по ноябрь были представлены в Москве в честь 100-летия ТАССР, а теперь доступны казанцам и гостям города.

«На открытии этой выставки в Москве был такой фурор, которого мы, если честно, не предполагали. Мы ждали Президента РТ Рустама Минниханова, а пришли ещё вице-премьер РФ Андрей Белоусов, помощник Президента РФ Владимир Мединский, представители Минкульта России и РТ и невероятное количество снимающих, пишущих — было феерическое открытие. Я такого никогда не видела! Экскурсию вела директор Третьяковки Зельфира Трегулова», — рассказала о проекте, вернувшемся из Москвы в Музей ИЗО в Казани, его главный научный сотрудник Дина Ахметова.

Авангард и модерн стали собирать в коллекцию музея в Казани тогда же, когда была образована Татарская автономная советская социалистическая республика — в 1920 году. Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины передали в Центральный музей ТАССР произведения ведущих русских художников, представителей новейших течений. Так Отдел ИЗО Наркомпроса планировал создать по стране музеи современной живописи — первых в мировой практике нового искусства. Идея была реализована только в Москве, в Казани поступления стали частью существовавшего музея.

Теперь в России, уверяют музейщики, это одна из самых известных и полных коллекций искусства начала ХХ века. Здесь и работы всемирно известных В. Кандинского, А. Родченко, В. Степановой, Н. Рериха, М. Ларионова, Н. Гончаровой, Д. Бурлюка, И. Машкова, П. Кончаловского, А. Куприна, А. Лентулова, Р. Фалька, М. Врубеля и других.

Выставка в Третьяковской галерее, предшествовавшая казанской, далеко не единственный вояж этих шедевров: они в разном составе постоянно задействованы в международных и российских проектах. Иногда не обходится и без форс-мажоров и неприятностей: через неделю после открытия выставки в Третьяковской галерее в зале, где экспонировались шедевры из Казани, протекла крыша. Экспозиция была приостановлена на три недели, некоторые картины пришлось сушить. 

«Выставку переместили в другой зал, и там она смотрелась даже лучше. А вообще было такое ощущение, что хоть картины и наши, а вроде уже и не наши, чужие, и в то же время свои — как дети», — подчеркнула Ахметова.

Большая часть работ, при этом напомнила она, прежде уже бывала в постоянной экспозиции Музея ИЗО РТ, но выставлялась в другом составе. Проект «Возвращение шедевров ГМИИ РТ из Третьяковской галереи. От Рериха до Кандинского» можно будет посмотреть в Галерее современного искусства весь следующий год как постоянную экспозицию. В дальнейшем, по словам Ахметовой, возможно, будет частично обновляться.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100