news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Политика тихого суверенитета

Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шариповичу Шаймиеву 20 января исполняется 70 лет. Почти два десятилетия он возглавляет республику, которую с минимальными потерями сумел провести через самые тяжелые 90-е годы. Сегодня же в Татарстане заложены надежные основы для его будущего бурного роста.

Минтимер Шаймиев родился 20 января 1937 года в деревне Аняково Актанышского района Татарии. В 1959 году окончил Казанский сельхозинститут им. М. Горького. После окончания института работал инженером, затем главным инженером Муслюмовской РТС. В 1967–1969 гг. – инструктор, заместитель заведующего отделом Татарского обкома КПСС. В 1969–1983 гг. – министр мелиорации и водного хозяйства Татарской АССР. В 1983–1985 гг. – секретарь Татарского обкома КПСС. В 1985–1989 гг. – председатель Совета министров Татарской АССР. В 1989–1990 гг.– первый секретарь татарского обкома КПСС. В 1990–1991 гг. – председатель Верховного совета Татарской АССР. С июня 1991 года – президент Татарской АССР, переименованной затем в Республику Татарстан.

29 ноября 1991 года сессия Верховного совета предоставила Шаймиеву сроком до конца 1992 года особые полномочия: право оперативно издавать указы нормативного характера, создавать и реорганизовывать органы исполнительной власти, назначать и освобождать городских, районных глав администрации.

Однако 31 марта 1992 года президент Татарстана не поставил своей подписи под Федеративным договором, что не помешало ему в мае 1993 года войти в состав рабочей комиссии по доработке президентского проекта Конституции Российской Федерации.

24 марта 1996 года Шаймиев избран на пост президента Татарстана на второй срок (на безальтернативной основе, вопреки федеральному законодательству). 25 марта 2001 года вновь переизбран на пост президента Татарстана. За него проголосовали более 70% избирателей. А в марте 2005 года наделен полномочиями президента Республики Татарстан на новый срок Государственным советом РТ по предложению президента РФ. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Всегда выступая с позиций защиты целостности России, Минтимер Шаймиев продвигал и развивал особый статус Республики Татарстан. В августе 1991 г. он поддержал позицию А.И. Лукьянова о неприемлемости нового Союзного договора, разработанного под руководством Горбачева, и выступил с поддержкой ГКЧП. Лишь в 1994 году им был подписан Договор о взаимном делегировании полномочий между федеральным правительством и республикой. Только в прошлом году закончилась борьба за приведение татарстанского законодательства в соответствие с федеральным. Но статус остался.

Какие бы особые отношения с Центром ни были у президента Шаймиева в разные моменты, он бы никогда не удержался на своем посту, если бы за ним не стояли результаты его политики, обеспечившие ему непререкаемый авторитет в республике. Шаймиев сумел не допустить в республике такого катастрофического экономического обвала, как это произошло в других регионах, и пользовался этим для балансирования между различными идеологическими течениями.

В сельском хозяйстве он сохранил практически все колхозы и совхозы, и лишь в последние годы разрешил прийти на село крупным агрохолдингам, и то отдал предпочтение местному капиталу. В России в среднем вносят 10 кг удобрений на гектар, в Татарстане – 50 кг.

Шаймиев удержал на плаву высокотехнологичные производства. В результате при мощнейшем лоббировании на федеральном уровне проект самолета RRJ еще не может выбраться из бумажных и финансовых согласований, а его казанский конкурент, ближнемагистральный самолет Ту-334 в конце ноября уже был представлен в Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова, готовый лететь на смотрины в Иран. В республике создано 14 технопарков для развития высоких технологий.

Шаймиев планирует сделать Татарстан крупнейшей площадкой в России по производству автокомпонентов.

Но особая заслуга президента Татарстана – нефтяная и нефтехимическая отрасли республики. Шаймиев единственный сумел добиться, чтобы на территории республики действовал дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых в зависимости от истощения месторождения, а не плоский, пролоббированный нефтяными олигархами на федеральном уровне, чтобы было выгодно снимать с месторождений только “сливки”. Сегодня больше половины нефти в республике добывается из истощенных скважин, но она основа гордости республики – ее нефтехимии. Только Татарстан и Башкирия сумели сохранить свою нефтехимию, когда в 1996-1997 годах рубль с помощью ГКО загнали так высоко, что вся российская химическая промышленность сделалась неконкурентоспособной и остановилась. Сейчас в Нижнекамске идет самая грандиозная стройка России – здесь возводится комплекс нефтехимических производств суммарной сметной стоимостью 130,3 млрд. рублей.

Сегодня Шаймиеву не страшен любой дефолт. Даже если все кругом рухнет, Татарстан останется с собственным зерном, сахаром, нефтью, бензином, пластиками, самолетами и автомобилями и жилищным строительством, которое в прошлом году выросло на 60%. А это и есть главная основа реальной независимости. Фактически Шаймиев создал республику, которая постепенно заняла независимую позицию в российской экономике. По сути, республиканская экономика развивается в тесном сотрудничестве, но без оглядки на федеральную администрацию, как если бы Татарстан был одной из независимых европейских стран.

Интересно, что для защиты экономических свобод в республике татарский лидер не стал конфликтовать и усиливать напряжение с Москвой. Достаточно было пригласить во все сферы татарской экономики иностранных собственников в лице крупнейших международных корпораций. Это и проекты с LG и “Самсунгом”, это крупнейшая в регионе группа «ТАИФ» (“Татаро-американские инвестиции фонды”), созданная при поддержке фондов из США и возглавляемая сегодня сыном президента Радиком Шаймиевым. Механизм участия иностранных инвесторов в собственности республики, давно опробированный в группе «ТАИФ», надежно защищает суверенитет Татарстана от возможных притязаний федеральных налоговиков и позволяет безболезненно решать вопросы передачи значительной доли собственности американским и другим иностранным инвесторам.

Сегодня бессменный лидер Татарстана, используя “политику тихого суверенитета”, привел республику к особому состоянию, не зависимому ни экономически, ни политически от других регионов России. При сегодняшнем статусе Татарстана Шаймиеву не требуется одобрения Кремля при заключении крупнейших миллиардных сделок как внутри республики, так и с иностранными компаниями. Пожалуй, Татарстан единственный из всех регионов в полной мере реализовал исторический призыв Бориса Ельцина "Берите столько суверенитета, сколько сможете". Заслуга в этом, прежде всего, принадлежит Минтимеру Шариповичу Шаймиеву.

Марат КУШАЕВ, эксперт Центра региональной политики («Россiя», 18.01.07)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100