news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Оклад чудотворной иконы «переедет» из Нацмузея в воссозданный Богородицкий собор

Соглашение о страховании реликвии на 250 млн рублей и ее размещении в действующем соборе, освящение которого намечено на 21 июля, подписали Министерство культуры РТ, Казанская епархия и страховая компания.

Оклад чудотворной иконы «переедет» из Нацмузея в воссозданный Богородицкий собор
фото: Александр Елисеев

Серебряная с позолотой риза-оклад весом не менее 20 килограммов безвозмездно застрахована на сумму 250 млн рублей и будет передана из фондов Национального музея РТ Казанской епархии для размещения в воссозданном соборе Казанской иконы Божией Матери. Соглашение об этом подписали министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и представитель компании «Альфа Страхование».

«Сегодня произошло потрясающее событие. Есть основополагающие столпы нашей жизни, духовность – та база, на которой зиждется все материальное. Все мы с вами счастливые люди, поскольку живем в эпоху и в стране, на той территории, где возрождаются храмы (когда в мире разрушаются древнейшие святыни, памятники). Это очень важно, что мы все с вами останемся для потомков поколением созидателей, поколением, которое возрождает духовные ценности. У нас не будет славы Герострата», – сказала Ирада Аюпова после подписания документов.

Фото: Абдул Фархан

До 1904 года, когда была похищена, Казанская икона Божией Матери хранилась именно в этом окладе. Он состоит из шести частей, самая ранняя из которых датируется XVII веком. Музейной культурной ценностью серебряный оклад стал в 1939 году, в период борьбы СССР с религией, когда в музее были собраны различные предметы из церквей и храмов региона.

«Выдается шесть предметов. Многочастный оклад состоит из большой рамы, малой рамы и киота. Они все имеют разные датировки. Вообще на этом предмете есть даты 1739 год, 1806 год, 1832 год, 1825 и 1890 годы. Здесь история развития русского художественного серебра во всем великолепии, богатое орнаментальное убранство самого оклада. В большую раму вкладывается малая рама оклада, в нее киот, и уже в киоте живет икона, которая закрывалась раньше стеклом. Это большая художественная работа. Великолепные накладные клейма, в которых изображены праздники Богородицы и чудеса, связанные с обретением этой святыни, во всех подробностях крестный ход с Гермогеном... Всего десять клейм в чеканке с подробностями, вплоть до того, как из труб вьется дымок. Одну из частей малой рамы атрибутируют как работу мастеров Оружейной палаты, московских мастеров, она датируется XVII веком. В соборе риза-оклад будет помещена в специальную витрину с бронированными стеклом», – акцентировала на художественно-культурной значимости реликвии внимание Лилия Саттарова, заместитель генерального директора Национального музея РТ.

Фото: Александр Елисеев

По оценке экспертов музея, страховая стоимость оклада – 250 млн рублей. Страховая компания, впрочем, расходы по оформлению страхового полиса полностью взяла на себя: таким образом, Национальный музей безвозмездно для себя застраховал реликвию, которая по-прежнему юридически остается в его фондах, а Казанская епархия получила возможность разместить подлинную серебряную ризу-оклад, в которой когда-то находилась Казанская икона Божией Матери, в соборе, освящение которого состоится 21 июля.

«Страхование, что называется, от гвоздя до гвоздя. От терроризма, вандализма, войн, катастроф и т.д. – полностью. Договор подписан на год», – пояснила Лилия Саттарова.

Министр культуры РТ Ирада Аюпова уточнила, что стороны, конечно, рассматривают и уже обговорили возможность дальнейшего постоянного нахождения оклада в соборе Казанской иконы Божией Матери, соответственно и пролонгации подписанного сегодня соглашения.

Фото: Абдул Фархан

«Я хотел бы сказать слова глубокой сердечной благодарности вам как министру культуры и как представителю Правительства Республики Татарстан за труд, который подошел к завершению, и мы видим уже восстановленный Казанский собор, и в нем будет такая дивная святыня – риза, подлинник, который хранится в Национальном музее. Это реликвия, которая будет украшать собой этот замечательный собор. Ее стоимость настолько велика, что без «Альфа Страхования» мы бы не обошлись. Мы благодарны, что компания включилась в этот процесс и страхует большую достопримечательность – одну из главных ценностей всех тех богатств, которые хранятся в наших музеях. Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов постоянно контролировал строительство [собора], и сегодня, я думаю, он радуется не меньше, чем мы сами, в предвкушении того, когда собор откроется для всех верующих», – сказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, пригласив всех в собор после его освящения посмотреть, с какой любовью он строился».

Риза-оклад и Ватиканский список с Казанской иконы Божией Матери, пояснил он, будут находиться в храме недалеко друг от друга: все желающие смогут в порядке очереди подойти к ним, особого режима доступа к объектам вводиться не будет.

 

Установкой ризы-оклада в соборе будет заниматься ювелир-реставратор, сотрудник Национального музея РТ Рафкат Мухаметшин. Все еще музейную ценность, а не православную святыню перевезут в собор 19 июля спецсвязью в специальных кейсах и на особом транспорте при сопровождении вооруженной охраны.

«С 2018 года все предметы выдаются через Госкаталог с разрешения Министерства культуры РФ. Прикрепляются все разрешительные документы – договор, типовой отчет об объекте (воссозданном соборе) с указанием условий для экспонирования этого памятника, протокол экспертной комиссии, протокол о стартовой оценке. Разрешение на экспонирование предметов с содержанием драгоценных металлов дает только Министерство культуры РФ. Мы получили такое разрешение 5 июля», – уточнила Лилия Саттарова.

При этом она подчеркнула, что риза-оклад остается в собственности Российской Федерации как музейная ценность. По мнению заместителя генерального директора Национального музея РТ, подобные предметы как историко-культурные ценности должны храниться все же в музее, а для самого собора было бы неплохо сделать копию.

«Такие примеры есть. Эрмитаж, например, не отдает ни одного такого художественного экспоната в церковь. Отдаются только мощи как сами святыни. А риза, какой бы она исторической и художественной ни была, святыней не является», – заметила Саттарова.

 

news_bot_970_100