news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Петр СЕМАК: «Спектакли Академического малого драматического театра должны видеть в России»

В агентстве «Татар-информ» состоялась видеоконференция, посвященная гастролям Академического малого драматического театра – Театра Европы под руководством народного артиста России, лауреата государственных премий Льва Додина в Казани. В столице Татарстана театр представляет в эти дни три своих спектакля – «Братья и сестры» Ф.Абрамова, «Дядя Ваня» А.Чехова, «Московский хор» Л.Петрушевской. Во встрече с журналистами приняли участие народный артист России, лауреат государственных премий, лауреат премии «Золотой софит» Петр Семак, а также лауреат премий «Золотой софит» и «Золотая маска», заслуженный артист России Сергей Курышев.

Как вы отнеслись к идее проведения акции «Легендарные спектакли Академического малого драматического театра – Театра Европы в городах России», как известно, ваши постановки, в основном, показывались за рубежом?
П.С.: Положительно отнеслись к этой идее, которая давно витала в воздухе, но просто не получалось по финансовым причинам. Удовольствие вывезти труппу такого театра очень дорогое, но, слава богу, это случилось. Акция рассчитана на три года. Наши спектакли будут показаны в крупных городах России и, в основном, будет представлена постановка «Братья и сестры» Ф.Абрамова. Это здорово, спектакль должны видеть в России.

В чем заключается его магическая сила, чем спектакль «Братья и сестры» привлекает зрителя?
П.С.: Мне трудно сказать, в чем заключается его сила, ведь это все идет изнутри. Лично я играю в данном спектакле своего отца, которого также зовут Михаил и даже по году рождения они с моим героем схожи. Даже у моего отца такая же судьба, как в спектакле у моего героя - он остался после гибели деда на войне старшим в семье. И таких биографий миллионы по всей России. Этот спектакль – это своего рода дань памяти нашим отцам и дедам.

С.К.: Когда то, что происходит на сцене, соприкасается с тобой, то и получается, что вы называете маленьким чудом. Кроме того, это, конечно, удивительная удача и талант режиссера и ансамбля, который с ним работает. Например, спектакль «Дом» Ф.Абрамова, который у нас шел 20 лет, ставился и в других театрах, но такого подъема я нигде не видел. Все спектакли идут по-разному. Думаю, что это заслуга Льва Додина, а также актеров и замечательной литературы.

Правда ли, что для изучения говора той деревни, о жизни которой рассказывается в спектакле «Братья и сестры», вы специально ездили к Федору Абрамову?
П.С.: Да, сначала это был студенческий спектакль, который шел три или четыре часа и имел успех. Эти студенты ездили и общались с Федором Абрамовым. Потом курс разошелся. Позже у Льва Абрамовича возникла идея поставить «Братья и сестры» уже в два вечера и в новой редакции. Тогда наш театр поехал в эту деревню еще раз, к сожалению, к этому времени Абрамов уже умер, но мы там жили, общались с жителями, овладевали не только говором, но бытом и жизнью этих людей. Это было здорово.

Как принимают спектакли о русской душе, о жизни в России, за рубежом?
С.К.: Немцы в 90-х годах, когда мы впервые повезли спектакль «Братья и сестры» в Германию, вставали. Узнав, что у нас плохо с продуктами в стране, а в спектакле очень много детей, зрители после спектакля приносили корзинки с продуктами детям и актерам. Голод, война, любовь трагическая или счастливая, работа, потеря отца – все это понятно и близко всем. Или в спектакле «Дядя Ваня» - нереализованность жизни, которую ты прожил не так, как ты хотел бы. Проблемы на самом деле одни и те же, нюансы могут быть другие. Везде прием одинаковый.

П.С.: Самые продолжительные аплодисменты после спектакля «Братья и сестры» были в Италии. Где-то полчаса мы не могли уйти со сцены, так они принимали спектакль. Мы уже устали кланяться, а потом я за кулисами обычно кричу «урра», такая уж сложилась традиция, в итоге все зрители вернулись назад и опять начали аплодировать нам. Однажды на спектакль было продано 20 или 30 билетов, мы увидели, что актеров больше на сцене, чем зрителей, но это был, как Лев Абрамович сказал, был самый лучший спектакль, который мы сыграли. Они потом так аплодировали и были очень нам благодарны.

Спектакли вашего театра идут много лет подряд, например «Братья и сестры» играете уже 23-й год. Что дает вам силы каждый раз играть так, словно это происходит впервые?
П.С.: Во-первых, мы много работаем, репетируем. Мы постоянно, когда гастролируем, приезжаем и всегда уточняем смыслы, повторяем что-то заново. Чтобы эти спектакли не выглядели как музейные экспонаты, то они должны все время меняться, подстраиваться под время. Если посмотреть запись «Братьев и сестер» за 1989 год, то мы не только моложе там выглядим, но и за это время многое изменилось в самом спектакле.

С.К.: Как-то мы показывали «Дядю Ваню» в Англии – это были большие гастроли, где-то около месяца. За эти 30 дней у нас было 20 репетиций и бесед по поводу постановки, которая шла уже два года. Мы приехали из Англии уже с несколько другим спектаклем, хотя мизансцена практически не изменилась.

Сергей, у вас несколько ролей в спектаклях по произведениям Чехова. Это ваше желание играть их или воля режиссера?
С.К.: Это только желание режиссера. У меня не так много спектаклей за мою актерскую жизнь и все они поставлены Львом Додиным. Я никак не влиял на выбор собственных ролей. Однажды он меня спросил, кого бы я хотел сыграть в спектакле, и когда я сказал кого, то, по-моему, он удивился, но играл я именно эту роль.

П.С.: Мы сами ничего не определяем. Это не тот театр, где звезда указывает на то, что хочет сыграть. Нет, все-таки определяет все Лев Додин и, наверно, правильно делает, если бы этого не было, то не было бы и такого театра. Был бы другой какой-нибудь театр - театр звезд, и это было бы скучно.

У каждого актера есть роль, которую он всегда мечтал сыграть.
П.С.: Мы кладбище несыгранных ролей. Играть хочется все практически. Я всю жизнь бы играл произведения Шекспира, Достоевского и Чехова. Это мои любимые авторы, они настолько современны и неисчерпаемы. Может быть, еще какие-то комедийные вещи.

С.К.: Не сказать, что мы играем только трагические спектакли. И все-таки мне бы тоже хотелось сыграть в какой-нибудь искрометной комедии. Из того, что предлагает наш режиссер, то пока не было такого, что мы не хотели бы играть. Все роли великолепны.

Лев Додин - признанный профессионал. Каков он в общении?
П.С.: Я знаю Льва Абрамовича уже 28 лет. Прежде всего, гениальный человек. Это величайший трудоголик, который может работать сутками и годами без остановки. Человек сложный, как и любой талантливый человек. Еще бы я сказал, что это гениальный актер, который безумно боится сцены, но если бы он в свое время стал актером, то он стал бы великим актером. То есть, те репетиции, когда его осеняет, и он начинает показывать, как это можно сыграть, то это бывают удивительные импровизации высочайшего класса, которые невозможно повторить.

С.К.: Для нас он учитель, прежде всего. Между нами нет фамильярности, но какие-то сыновние и отцовские чувства есть. Иногда это выражается в серьезной помощи в жизни, а не только в театре. Все это нас очень связывает. Для нас он и есть театр.

Материал подготовила Люция Камалова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100