news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Первый фестивальный вечер «Джазовой Казани»: Джаз – если только попробуешь, становится наркотиком

Союз Филармонического джаз-оркестра Татарстана и «энергетической» Этери Бериашвили открыл программу уже четвертого по счету фестиваля.

Первый фестивальный вечер «Джазовой Казани»: Джаз – если только попробуешь, становится наркотиком

(Казань, 14 октября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). В зале Татарской Государственной Филармонии им. Габдуллы Тукая сегодня открылся уже четвертый музыкальный по счету фестиваль «Джазовая Казань». Первый фестивальный вечер был ознаменован удивительным союзом Филармонического джаз-оркестра Татарстана под руководством живой легенды, представителя подлинной джазовой интеллигенции Анатолия Василевского и «энергетической», солнечной грузинки, стремительно «взлетевшей» после второго сезона шоу «Голос на Первом канале» Этери Бериашвили.

Зал сегодня был забит до отказа, а в фойе филармонии уже за сорок минут до начала концерта чувствовалось приятное оживление.

«На каждом фестивале возникает особый вопрос: кто же будет открывать? Нынешний фестиваль открывает певица, известность, популярность которой вознеслась в последние годы просто молниеносно. И не только благодаря телевизионной рекламе, которая часто играет большую роль в известности, а благодаря тому, что эта певица продемонстрировала неожиданные, в чем-то оригинальное амплуа даже для мира джаза, – представил Этери неизменный ведущий фестиваля, доктор искусствоведения, профессор Казанской консерватории Александр Маклыгин. – Она довольно часто бывает в Казани и не удивительно, что здесь у нее сформировалась уже целая когорта поклонников. Этери Бериашвили – певица с интересной биографией и творческой судьбой: ее детство прошло в небольшом грузинском селе, а дальше была Москва, начав свой путь по линии академической скрипки, она закончила джазовым вокалом, училась как медик и, закончив московский медицинский вуз, пошла в музыкальное училище».

Открытие фестиваля

Этери Бериашвили в Казани действительно частый гость. Буквально два месяца назад вокалистка приезжала сюда по приглашению Ольги Скепнер на ее знаменитый «Джаз в Кремле» (ранее – «Джаз в Усадьбе Сандецкого»). Сравнивая эти два казанских джазовых гиганта в гримерке филармонии перед началом концерта, певица отметила, что стены академического зала, в которых гнездится «Джазовая Казань», безусловно, накладывают отпечаток на атмосферу.

«Здесь джаз становится более классическим, более джазовым что ли. Формат совершенно иной. Всегда приятно петь для тех людей, которые понимают, о чем ты хочешь сказать. Здесь я это чувствую», – подчеркнула певица.

Программу вечера целиком и полностью Этери посвятила Анатолию Василевскому, с которым гостья, по ее собственному признанию, познакомилась как раз на фестивале Ольги Скепнер. «Это человек, который посвятил себя джазу, он руководитель биг-бенда, ему в течение многих лет удается сохранить дух коллектива, дух джаза, не размениваясь на мелкие формы. Он сам делает аранжировки, а для меня люди, которые делают аранжировки, – это небожители. Анатолий Александрович Василевский – человек невероятно скромный, как и все представители настоящей элиты, подлинной интеллигенции, поэтому с ним стоять на одной сцене – честь», – поделилась певица.

Программу первого фестивального вечера составили «визитные карточки» классиков и любимых авторов Этери. Многие композиции для сегодняшнего концерта аранжировал сам Василевский, придавая им неповторимые темпы и стилистику.

«Есть некоторые композиции, которые звучат несколько в новой для меня версии, например, известная всем, кто смотрел проект "Голос" с моим участием Tico tico, по-другому сегодня звучит. Всегда интересно, когда есть возможность не заковываться в рамки темпа, стилистики. Я никогда еще не исполняла Tico tico так медленно», – с улыбкой призналась гостья вечера.

Открытие фестиваля

«Джордж Гершвин – это имя, без которого джаз невозможно представить, невозможно представить, что бы мы делали, если бы не было у нас таких произведений, как Cheek to cheek или They can not take that away. The man I love – одна из любимейших тем этого удивительного автора. С большим удовольствием исполняю сегодня здесь. И пусть каждый мужчина в этом зале думает, что она о нем. Хотя, конечно же, эта песня, как и все стандарты, сегодня исполняются для Анатолия Александровича», – пошутила Этери.

После эмоционального посвящения Анатолий Василевский покинул сцену вместе с Этери Бериашвили.

«Песня Гордона Гудвина переводится как "Несколько хороших мужчин". У нас в оркестре сегодня целых 17 хороших мужчин и две прекрасные дамы, которых Василевский решил посадить по краям, видимо для симметрии. А сейчас выйдет еще один хороший мужчина – Юрий Щербаков. Сегодня у него премьера как дирижера Филармонического джаз-оркестра», – объявил Александр Маклыгин.

Прозвучал стандарт Гудвина A few good men. За пультом – Юрий Щербаков. Зал в течение нескольких минут аплодировал оркестру, давая понять, что дебют прошел поистине успешно. Для гостей сегодня был подготовлен еще один не менее интересный сюрприз.

Открытие фестиваля

«Сейчас, как это часто бывает на джазовых концертах, – сюрприз и в некотором смысле творческий эксперимент. На сцене – казанская певица, и любители джаза ее, конечно, узнают. Но выступит она с интересным проектом. Понятно, что джаз – искусство американское, искусство европейское, но благодаря Олегу Лундстрему с середины 50-х годов джаз стал и татарским искусством. Все помнят знаменитую его самбу, ее еще называли "татарской самбой" (записанное в 1956 году джаз-оркестром под руководством Олега Лундстрема произведение Александра Ключарева – прим. Т.-и.). Много музыкантов обращалось именно к татарскому колориту в джазе, но такого еще никто не видел», – заинтриговал Маклыгин.

Еще два года назад Римма Шайхелова начала работу над своим проектом «Джаз на татарском языке», в рамках которого впервые тексты самых знаменитых джазовых хитов были переведены с английского на татарский литературный язык, причем максимально приближенно к оригиналу. Неожиданное сочетание, кажется, к удивлению самих экспериментаторов, было очень тепло принято публикой.

Казанскую певицу на сцене вновь сменила энергетическая Этери Бериашвили. Подарив слушателям еще несколько фирменных стандартов, на бис исполнила Sing swing Луи Прима. Наполненный до отказа зал взорвался аплодисментами, под занавес усыпав артистов цветами.

«Джаз – такое искусство, которое, если укусит, ужалит, если ты только попробуешь, это наркотик без которого уже невозможно. Джаз – это все», – повторяли фразу, брошенную Маклыгиным, зрители, прощаясь с артистами.

Открытие фестиваля

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100