Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Первая «питчинговая премьера» на форуме «Время кино»: чувашский режиссер привезла в Казань «Юман»
Елена Рябцева объяснила, как национальная тематика в кино может помешать успеху фильма за пределами России.
(Казань, 29 марта, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). На площадке V образовательного форума молодых кинематографистов «Время кино» прошел премьерный показ короткометражной ленты «Юман» молодого режиссера Елены Рябцевой. В марте 2017 года в Казани девушка одержала уверенную победу на Первом Всероссийском питчинге киносценариев и получила за свою идею 200 тысяч рублей призовых от российского киногиганта – корпорации «Русская Фильм Группа» – на производство фильма. Забрав деньги и наработанные на форуме «контакты», ровно через год Елена Рябцева привезла на суд «Время кино» практически готовую игровую кинокартину – социальную драму о духе нового поколения.
Даня – обычный студент, во время летней практики забравшийся в далекую чувашскую глубинку Юманкасы, чтобы «собрать» фольклор, народные обычаи и традиции для очередной курсовой. В маленькой деревушке Даня рассчитывает найти старушку Хвидусь – хранительницу местных обрядов, единственного человека в Юманкасы, который еще помнит «те времена». Переправляясь через реку, от старого лодочника молодой человек узнает, что Хвидусь уже много лет ни с кем не разговаривает, оплакивая сына в молчании. Отчего-то не восприняв предостережение всерьез, Даня все же решает найти старушку. «Я раз в неделю на тот берег еду, захочешь раньше – только вплавь», – предупреждает лодочник.
Хвидусь живет в своем мире и будто бы не замечает присутствия Дани в доме, с ее молчаливого согласия он остается на пару недель и безуспешно пытается разговорить старушку. Проходят дни, но ничего не меняется. Прогуливаясь по деревне, Даня знакомится с Марук, девушка случайно привлекает его внимание, напевая себе под нос незатейливый фольклорный мотив. Молодой человек просит у нее разрешения сделать несколько снимков, заинтересованная Марук вспоминает, что в «бабушкином сундуке» у нее хранится настоящий чувашский свадебный наряд. Разговорившись с девушкой во время фотосессии, Даня узнает, что она – невеста сына Хвидусь, Юмана. Марук рассказывает Дане, что Юман утонул, его «не успели вытащить» из воды, а Хвидусь с тех пор оградилась от людей.
На память девушка дарит Дане мужское национальное платье – свадебную рубаху Юмана: «Бери, жизнь продолжается, ему она больше не нужна». В дом Хвидусь Даня возвращается, уже облачившись в нее. Растерянная старушка узнает в нем сына, а сам парень, после секундного колебания, решает не переубеждать ее, ведь Хвидусь впервые за годы заговорила.
«Лет 10 назад я сама ездила в диалектологическую экспедицию на север, там мне встретилась женщина, которая назвала именем сына собаку. Она общалась с ней потому, что ее сын не приходил к ней. Меня впечатлила эта трагедия старушки в деревне, о которой мало кто вообще знает. Эта трагедия стала базовым фоном, – поделилась автор сценария, продюсер и режиссер фильма Елена Рябцева. – Но мой герой – именно человек, который может самостоятельно принимать решения, и неверные тоже. Меня беспокоит то, что молодые люди сегодня не берут на себя ответственность: совершают поступки, а потом заворачивают за угол и забывают обо всем происходящем: «А после меня хоть пожар, хоть потоп!». Мне кажется, тема наболела, она присуща поколению нынешних молодых людей, несколько потребительский взгляд».
Елена Рябцева родом из Чувашии, а место съемок – вымышленное поселение Юманкасы – на самом деле ее родная деревня Тренькино. Окончив филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, она год обучалась сценарному делу и режиссуре в одной из московских студий. Уже 14 лет молодой режиссер живет в Москве. Кино для Елены – не основной род занятий, скорее, страсть, на которую, как признается девушка, спускаются все деньги. Бюджет на производство 15-минутной короткометражки составил в общей сложности 450 тысяч рублей, 250 из которых – личные накопления, а остальная сумма – помощь «Русская Фильм Группа».
По словам Елены, национальная тематика в «Юмане» – только фон, хотя и довольно достоверный. Например, «обычай подмены» действительно существует, причем, не только у чувашей, но и у русских. Языческая традиция смены имени помогала родителям «отвадить» беду от ребенка вместе с наречением.
«Нужно признать, что национальная тема в моем кино – достоверная стилизация, но без сильного погружения. Я наполовину чувашка: папа – чуваш, мама – русская, поэтому о каких-то традициях знаю. В процессе работы над «Юманом» я многое вспоминала, перечитала огромное количество книг, посвященных национальным традициям и фольклору. Мы старались быть точными, но не перегружать фильм национальной тематикой, чтобы он был понятен всем вне зависимости от национальности», – пояснила Елена Рябцева.
Практически вся съемочная группа, занятая в «Юмане», за исключением операторов и осветителей работала бесплатно или за «чисто символические деньги», рассказала режиссер. Правда, среди актеров есть и профессионал – Нина Михайловна Яковлева, сыгравшая роль старушки Хвидусь – актриса Чувашского драматического театра, народная артистка РСФСР, которая по счастливой случайности согласилась сняться в картине. Операторскую группу вместе со всей аппаратурой режиссеру пришлось везти из Москвы, поскольку, как пояснила сама Елена, кинематограф в Чувашии только начинает возрождаться, и на месте пока нет ни нужной техники, ни достаточного уровня мастеров. Про личность оператора создатель фильма предпочитает не говорить, в титрах «Юмана» упомянут только его псевдоним.
«Фильм прямо с пылу с жару, с монтажного стола, его еще никто не видел. В нем есть недочеты, но мы очень хотели показать его здесь, в месте, где он получил возможность стартовать», – рассказала Рябцева.
Технические недочеты в картине действительно пока есть, и увидеть их сможет любой кинолюбитель: порой озвучки и вовсе не было слышно, а местами скрип двери заглушал голоса героев. Съемки проходили в закатные и рассветные часы – по задумке Елены, время сумерек не только наиболее точно передает камерность и интимность всего происходящего на экране, но и хорошо поддается «раскрашиванию» и игре с цветами. В только что сданном кинозале казанского ДК Ленина, где проходил показ, картинка иногда была слишком затемненной, но все это в ближайший месяц режиссер планирует поправить, ведь, по ее расчетам, вскоре «Юман» должен отправиться по фестивалям. Волнующая идея, достоверная актерская игра, живописные виды чувашской природы и беспроигрышные ракурсы, как надеется создатель киноленты, обеспечат ей успех.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»