news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Павел СЕРБИН:

«Аутентизм занимает всё более важное место в музыкальном искусстве России»

24 февраля в ГБКЗ им.С.Сайдашева состоится концерт солистов московского оркестра старинной музыки «Pratum Integrum» (некошеный луг - лат.) Павла Сербина (виолончель), Ольги Ивушейковой (траверс-флейта) с казанским камерным оркестром «La Primavera». «Pratum Integrum» - оркестр, исполняющий старинную музыку. Это единственный в России коллектив, в котором представлены все группы исторических инструментов. Виолончелист Павел Сербин ответил на несколько вопросов корреспондента агентства «Татар-информ».

 
Вы руководите оркестром «Pratum Integrum», где представлены все группы исторических инструментов, какие самые экзотические из них может услышать казанская публика?
П.С.: Все инструменты, представленные в нашим оркестре – прообразы современных. Это и барочные струнные, сравнительно мало отличающиеся от привычных нам. В концерте с замечательным казанским оркестром «La Primavera» будет звучать предок современной виолончели – барочная виолончель с её особым, достигаемым звучанием жильных струн, резонантным тембром. Это и духовые, которые за века принципиально изменили свой облик, как, например, поперечная флейта. В 18-ом веке флейты изготавливались из некоторых пород дерева, а не из сплава, как сегодня. Это принципиально меняет тембр инструмента, хотя в меньшей степени сказывается на той удивительно виртуозности, которую может продемонстрировать старинная флейта. У оркестра есть ещё некоторые действительно экзотические инструменты, как, например, натуральные трубы, валторны, барочные и классические фаготы, виола да гамба, но зазвучат ли они в Казани – дело будущего.
 
Павел Георгиевич, как давно вы сотрудничаете с Казанским государственным камерным оркестром «La primavera»?
П.С.: Наше знакомство с Рустемом Абязовым началось в 2006 году, когда квинтет солистов «Pratum Integrum»был приглашен для участия в моцартовском фестивале в Казани. После этого появилась идея сотрудничества между коллективами. Два года назад мы сделали в этом направлении первый шаг, подготовив совместную концертную программу. И я очень рад, что спустя два года «La Primavera» и Рустем не оставили идею продолжить эксперимент в области исторического исполнительства, объединив «La Primaverу» и солистов «Pratum Integrum». Эти опыты в равной степени интересны и происходят совершенно в ногу с европейскими тенденциями: сейчас всё чаще камерные оркестры обращаются к опыту аутентистов для выработки стилистически точного подхода в интерпретации музыки барокко, классицизма и даже романтизма. С другой стороны, для нас огромное счастье работать с коллективом, где исполнительский уровень настолько высок, а мобильность, универсальность музыкантов, их желание осваивать новое вызывает только восхищение.
 
Как вы считаете, насколько сегодня популярна аутентичная музыка в России, если сравнивать с Западом?
П.С.: Сегодня аутентизм (историческое исполнительство) занимает всё более важное место в музыкальном искусстве России, и тот факт, что в Татарстане, в древней Казани проводятся подобные концерты – только доказательство справедливости подобного умозаключения. Остаётся только посетовать, что в других городах нашей страны это происходит не так часто. Но это происходит из-за проблем с организацией концертной деятельности по стране вообще, это огромная проблема музыкальной культуры, проблема, которую надо решать и снизу и сверху. Истинная популярность возникнет тогда, когда слушатель будет иметь больше возможности познакомиться с «аутентичными» интерпретациями живьём.
 
Ваши планы на ближайшее будущее?
П.С.: После концерта в Казани наш оркестр будет готовиться к двум чрезвычайно важным проектам: 21 марта мы играем концерт-закрытие телемановского фестиваля в Магдебурге, представив немецким любителям старинной музыки уникальные оркестровые сюиты современника Баха - Георга Филиппа Телемана, найденные в Российской Государственной библиотеке несколько лет назад. «Pratum Integrum» первый их исполнил и записал на двойной компакт-диск, вышедший в прошлом году. Второй проект – подготовка и проведение записи нового диска с сочинениями Луиджи Боккерини. Среди симфоний и концертов, избранных нами для этой записи – настоящая находка – уникальная симфония композитора, считавшаяся утраченной. Её автограф был также обнаружен в Москве.
 
С кем еще из казанских музыкантов вы сотрудничаете?
П.С.: Пока что мы работаем только с музыкантами «La Primavera». Я хотел бы подчеркнуть, что это происходит благодаря той прогрессивной политике, которую ведёт художественный руководитель «La Primavera» Рустем Абязов. Он вывел коллектив не только в лучшие в нашей стране камерные оркестры, но и рискнул открыть для казанских музыкантов новые горизонты, а именно – исполнение старинной музыки принципиально по-новому. Благодаря этому были найдены столь важные точки творческого соприкосновения между академическим камерным оркестром и «аутентистами». Я видел примеры таких попыток в некоторых коллективах России и Москвы, и должен сказать, что в Казани пока достигнут самый мощный, самый убедительный результат. На этом не стоит останавливаться, конечно. Я хочу пожелать «La Primavera» всяческих успехов!
 
Материал подготовила Люция Камалова.
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100