news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Память // ЗАРЯДЫ ДЛЯ “КАТЮШ” ИЗГОТОВЛЯЛИ ДЕВУШКИ ЗАРЕЧЬЯ // [10 января, №1]

Самые юные в основном работали в шестом производстве, выполняли несложную, но важную операцию — клеили “лодочки” для минометных зарядов, которые требовались миллионами штук. Подростки, особенно девочки, быстро освоили их изготовление и день ото дня стали перевыполнять установленные нормы. Особых успехов добивались четырнадцатилетние Надя Кривоборская, Иля Мустафина, Валя Жукова. Они выполняли пять-шесть норм за смену. На самых ответственных участках много было девушек и юношей в возрасте 14-15 лет. Маленькие, проворные руки этой стахановской молодежи творили чудеса. Среди них помню Хадичу Латыпову, Тоню Бойцову, Рашиду Халитову, Александру Зиновьеву, Раису Забирову.

Вот что пишет в своих воспоминаниях о начале своей трудовой биографии и комсомольской работе Мария Сергеева, заменившая в конце войны меня в должности секретаря заводского комитета ВЛКСМ: “Мы, выпускники школы №10 Кировского района, оказались сразу в страшном военном времени. Оканчивая школу, все мы хотели продолжить свою учебу, получить высшее образование. Но война все изменила. Все ребята сразу же были взяты на фронт, а девчата, поступив в разные учебные заведения, вынуждены были бросить учебу и пойти работать на военные заводы. Я 6 ноября 1941 года вышла на работу на очень нужный тогда военный пороховой завод.

Направили меня в 11-й отдел старшей работницей. Сразу же, по приходу в отдел, меня избрали секретарем цеховой комсомольской организации. Тогда у нас был 12-часовой рабочий день. Не было ни выходных, ни отпусков все четыре военных года. И все комсомольские мероприятия проводились после 12-часовой рабочей смены. Неизменно на наших собраниях присутствовал и участвовал в обсуждении вопросов секретарь комитета ВЛКСМ завода Фарук Садыков.

Работали мы тогда под лозунгом: “Все для фронта, все для Победы!”. Помогая фронту, переводили свою зарплату на постройку танковой колонны и эскадрильи.

Комсомол осуществлял шефство над заводским детским домом, молодежными общежитиями и военным госпиталем, который располагался в заводском Дворце культуры”.

По почину горьковского комсомольца Букина в тылу широко развернулось движение двухсотников. Одними из первых в городе поддержала этот почин комсомольца и молодежь нашего завода. Ребята выполняли одну норму за себя, а вторую — за товарища на фронте. Более 150 комсомольцев-двухсотников завода систематически выполняли план на 200 и более процентов. Каждый двухсотник при этом обучал своему мастерству товарищей по работе. Так, комсомолец Михайлов, работая на трех станках, обучил Волкова, у которого впоследствии выработка составила 140 процентов. По инициативе комсомольской организации было создано 25 стахановских школ двухсотников, в которых молодежь повышала свою квалификацию по профессии, приобретала знания и осваивала сложные процессы производства.

Наиболее распространенной формой соревнования молодых производственников с обязательным вовлечением и новичков в нашем коллективе стало тогда создание комсомольско-молодежных бригад. С осени 1942 года в такие бригады вошла значительная часть заводской молодежи, что в результате благотворно повлияло на выполнение и перевыполнение производственных планов предприятия.

Стремление молодежи работать по-ударному воплотилось и в создании фронтовых бригад на предприятии. В бригады вначале отбирали лучших производственников — двухсотников, трехсотников, тысячников, списки утверждали комсомольские организации. Сотни заводских юношей и девушек трудились в дни войны за троих и четверых. В предмайском социалистическом соревновании 1942 года стахановка 6-го цеха Людмила Скворцова довела выработку до 5,5 нормы в смену. Ударно трудились бригады из того же 6-го цеха Раи Каптюлиной, Жени Левагиной, 5-го цеха — Набиуллиной и многих других.

В 1943 году по инициативе молодежи зарядных мастерских завода были созданы фронтовые бригады, все члены которых перевыполняли нормы от 110 процентов до 250 процентов. Пример в труде показывали Батракова, Салихова, Каримова, Садреева, Тюрина, Гатауллина, Рахматуллина, выполнявшие производственные нормы от 180 до 270 процентов.

Большой вклад в работу с молодежью в этот период внесли рабочие-ветераны. С особым чувством теплой благодарности хочу назвать имена Дмитрия Мороза, Юлии Степановой, Вали Нурмухамедова, Василия Пронина, Екатерины Тамасиковой, Николая Кондратенко, председателя заводского комитета профсоюзов Марьям апа Гатауллиной (Уразовой), начальника отдела подготовки кадров Ираиды Мальцевой и многих других, чьи образы живут в душе.

...Перелистываю архивные документы, рассказывающие о том, как учреждались значки “Гвардеец трудового фронта”. Перед глазами, словно на киноэкране, возникает миловидное лицо бывшей детдомовки, семнадцатилетней Маруси Измайловой, которая первой на заводе получила это почетное звание. Она сумела довести выработку до 500 процентов! Вместе с ней были удостоены этого звания машинистка Ямал Фаттахова, навесщица-трехсотница Анна Северова и другие. На рабочих местах таких стахановок появлялись специальные значки “Гвардеец трудового фронта”.

Как, наверное, заметил читатель, среди право-фланговых военных лет я большей частью называю женские фамилии и имена. Дело в том, что наше предприятие и до войны, а в войну особенно, держалось преимущественно на женских плечах. Ведь работа с порохом требует особой аккуратности, кропотливости в его изготовлении, тщательности — качеств, которые больше свойственны женщинам.

В напряженный период (1941—1942 гг.) Великой Отечественной войны, когда большинство пороховых заводов было вынуждено эвакуироваться на восток, казанский завод № 40 имени В. И. Ленина оставался основным предприятием пороховой промышленности, бесперебойно снабжавшим фронт продукцией. В этот период руководство страны выдвинуло перед заводом новые сложные военно-технические задачи, от решения которых во многом зависела судьба военных операций на фронтах. И задачи эти заводом были с честью решены.

Так, потребовалось разработать, освоить в валовой фабрикации и изготовить в больших количествах пироксилиновый порох к реактивным снарядам М-13 и М-8, разработать и обеспечить валовой выпуск минометных зарядов из такого же пороха. Требовалось также решить проблему использования порохов особой доставки (ОД), освоить фабрикацию пироксилиновых порохов к новейшим системам зенитной и самоходной артиллерии и т.д. Коллектив завода № 40 имени Ленина совместно с Особым техническим бюро при заводе в короткие сроки успешно справился с этими заказами.

В период Великой Отечественной войны завод десять раз выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании предприятий Наркомата боеприпасов, занимая вторые и третьи места. Он неоднократно получал переходящее Красное знамя СНК ТАССР и обкома ВКП(б) за успехи в социалистическом соревновании. За самоотверженный стахановский труд в дни войны лучшие люди завода трижды награждались орденами и медалями Советского Союза.

Фарук Садыков

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100