Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Отсроченная премия Тукая, или Есть ли у нынешних творцов шансы дождаться своих наград?
Ожидается, что завтра, по традиции в день рождения поэта, будут объявлены лауреаты Тукаевской премии. Культурный обозреватель «Татар-информа» прогнозирует итоги премии 2023 года.
Оплата долга
«Только мне так кажется, или в этом году вокруг премии Тукая сравнительно тихо?» – спросил меня один из наших деятелей, который и сам находится в списке 20 претендентов на награду (всего в разных номинациях на соискание премии выдвинуты 13 кандидатов, в том числе и авторские группы).
Действительно, тема премии Тукая в этом году обошлась без каких-либо жарких дискуссий и споров. Сами кандидаты тоже не проявляют активности – один решил для себя, что «палец о палец не ударит», чтобы как-то продвигать свою кандидатуру, другой считает, что таким образом «просить» премию – недостойно, а третий удивляется, что его ни на какие встречи или мероприятия, связанные с предстоящей премией, не приглашают. Еще один наш деятель заявил, что за группу авторов, в которой он выдвинут, уже написали ходатайство некие влиятельные люди, и теперь он спокойно ждет, надеясь, что письмо возымеет силу.
Кого в этом году представили к премии Тукая? Кто из них с наибольшей вероятностью станет лауреатом? Делюсь своими наблюдениями и своими традиционными прогнозами.
Итак, на заседании комиссии при Раисе Республики Татарстан в 2023 году на премию Тукая выдвинуты 13 кандидатов в пяти направлениях: литература, театр, кино, музыка, изобразительное искусство.
Одна хорошая особенность нынешней премии – ее размер, который должен составить 1 миллион рублей. Инициатор увеличения размера премии – председатель Союза писателей РТ Ркаиль Зайдулла заранее об этом громко заявил в СМИ.
Теперь о впечатлениях, которые оставляет список кандидатов, причем такое происходит уже не первый год. Есть стойкое ощущение, что с награждением «самых-самых» мы запаздываем на 20-30 лет и сегодня занимаемся ничем иным, как оплатой долга перед героями прошедшего века. Да, они и сегодня творят, активно ведут творческую жизнь – во всяком случае, они сами и те, кто их выдвигает, пытаются нас в этом убедить. Но их творчество сегодня не актуально, их современное творчество не признано достоянием нации. Мы сегодня восхищаемся спектаклями других авторов, читаем стихи других поэтов... Но перед героями прошлого у нас остался некий невыплаченный им долг, потому что в самом расцвете их творчества мы их не оценили, не наградили... Может быть, причитающиеся им премии мы дали предыдущему поколению или же по невнимательности пропустили вперед менее достойных... Что бы ни было, очередь вчерашних героев дошла только сегодня.
И тут возникает вопрос: а нынешние наши герои – смогут ли они получить свою награду завтра?
Насколько это правильно, когда ресурсы настоящего дня мы направляем в прошлое, без конца отдавая долг? Останется ли у нас сил на организацию нашего будущего? Не приведет ли это нас к духовному истощению?
Именно такими «героями прошлого» я называю всех трех претендентов на премию Тукая из числа писателей. Итак, в номинации «Литература» у нас выдвинуты поэты Флера Гиззатуллина, Наиль Касымов и Шаукат Гадельша.
Из этих трех наибольшие шансы имеет, по моему мнению, Флера Гиззатуллина. Добыть ей эту награду Ркаиль Зайдулла, который сам входит в комиссию премии, считает делом чести. Флере Гиззатуллиной 91 год. «Такой поэт до сих пор не может получить высокую премию нашего государства – это волнует не только меня, а очень многих. Здесь уже и появляется момент несправедливости», – прозвучало на заседании правления Союза писателей РТ, в котором и утвердили кандидатуру от организации.
Автор популярных песен, а также человек с довольно многолетним опытом в чиновничестве Наиль Касымов оказался земляком Тукая – он учился в школе села Кырлай. Поэта к премии выдвигает Всемирный конгресс татар за сборник «Су буенда учак яна», в который вошли тесты его песен. Сборник впервые вышел в 1993 году, в 2020-м – переиздан. По этому факту понятно, что автора представили к премии за его творчество 20-летней давности. Хотя песни на его стихи «Су буенда учак яна», «Туй күлмәге», «Ак яулыклы әнием», став популярными в те годы, и сейчас остаются любимыми в народе.
Но разве можно считать актуальным творчество, если эти песни написаны в 90-х годах? Насколько правильно представлять эти произведения на премию Тукая? Тут вспоминаются строки Тукая из поэмы «Шурале»: «...кысканга былтыр кычкыралармы быел» («Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?»). Но песни Наиля абый действительно были красивые и пробуждают ностальгию.
Еще один претендент – татарский поэт из Сибири Шаукат Гадельша. Он представлен за свои сборники «Аучы җыры» («Песнь охотника»), «Чоңгыл» («Омут»), «Иман капка ачканда» («Отворяя ворота веры»), «Себерем – үз җирем» («Сибирь – земля моя»).
В 2002 году учитель, писатель Якуб Занкиев получил премию Тукая за свой роман «Иртеш таңнары», героями которого были сибирские татары. Роман был издан в 1994 году, а писателю на момент награждения было уже 84 года. Возможно, со стороны Татарстана это еще был жест внимания к соплеменникам, проживающим в регионах. Но сейчас, извините, разве не происходит попытка отделить язык сибирских татар от татарского языка, в чем группа сторонников этой идеи даже добилась некоторого успеха? Если и Москва, и ЮНЕСКО признали сибирско-татарский диалект самостоятельным языком, а во время переписи 6 тысяч татар признали себя представителями другой национальности, почему бы им не учредить премию имени Якуба Занкиева и не вручить ее Шаукату агай Гадельше?!
Сам Шаукат ага в ходе встречи кандидатов на премию в Литературном музее Тукая выразил беспокойство тем, что язык сибирских татар пытаются отделить от татарского языка. Но в чем же выражается его беспокойство? Почему же буквально в последнее время эта тема снова поднималась и мы не услышали твердого голоса этого поэта? Почему он и его сторонники не сделали громких заявлений в прессе в защиту единства татар и против вычленения из него сибирско-татарского диалекта? И почему он не обратился через СМИ к своим землякам: «Братья, я же ваш поэт, и пишу стихи на литературном татарском языке»? Я считаю, что татарский писатель, он еще должен быть и общественным деятелем. Наш народ ведут мудрые наши ученые, писатели, поэты. И высшая государственная премия в области литературы, пожалуй, вручается еще и с учетом веса, занимаемого места человеком в обществе.
Театр: герои нынешние и вчерашние
Театр «Экият» выдвинул создателей спектакля «Адәмнәр» («Люди») – это режиссер Ильгиз Зайниев, художник Сергей Рябинин, композитор Эльмир Низамов, а также артисты театра Дилюс Хузиахметов и Альбина Шагалеева.
«Адәмнәр» – это творческий взгляд нынешнего поколения на трагический период в истории нашей страны и нашего народа и как они выражают его при помощи новых, современных средств. Мы и дальше будем игнорировать эти страницы нашей истории или все же признаем, что наши молодые творцы, взявшись за эту историю, проявили мужество и сумели через трагедию разложения личности показать всю глубину той катастрофы? Хватит ли у нас смелости признаться в себе в этом и по достоинству оценить труд и талант молодых?
Это новая, свежая работа, и спектакль выдвинут по всем требованиям к соискателям премии, то есть с момента премьеры прошел всего год. Никогда в истории премии Тукая она не вручалась Татарскому государственному театру кукол.
«Нет, мы ни разу не получали. У нас ведь в первую очередь внимание к драматическим театрам. Хотя у нас тоже были легендарные спектакли, такие как “И дольше века длится день”», – говорит директор Казанского театра кукол «Экият» Роза Яппарова.
Второй коллектив, представленный в номинации «Театр», – это создатели спектакля «Абага алмасы ачы була» («Папоротника горькие плоды») Татарского государственного драматического театра в Набережных Челнах (Фаиль Ибрагимов, Рафиль Сагдуллин, Равиль Сабыр). По ходатайству Союза театральных деятелей спектакль выдвинул Всемирный конгресс татар.
Спектакль был поставлен в 2010 году и обновлен в 2021-м. Из группы авторов здесь особо хотелось бы выделить человека, которого считаю локомотивом всей этой команды и предельно достойным этой награды. Фаиль Мирзаевич Ибрагимов – легендарная личность, который основал этот театр. И очень жаль, что такой человек за 25-30 лет свой активной, плодотворной деятельности в театре так и не успел получить премию Тукая. И снова здесь вспоминается финал тукаевской поэмы «Шурале»...
Представьте: в театре сейчас идут масштабные изменения, и в плане репертуара, концепции, почти ребрендинг. То есть театр, который вот уже три сезона живет практически другой жизнью, предлагает на государственную премию свою реликвию из прошлого? Театрам премия Тукая достается не часто, особенно тем, кто не является академическим театром. Если мы награждаем прошлое театра, боюсь, его нынешние успешные спектакли мы даже не успеем наградить – действительно, когда это еще будет? Представила себе, как через 30 лет предлагают на премию спектакли уже достигших почтенного возраста Олега Киньягулова и Айгуль Ахметгалиевой...
Обратим внимание еще вот на что. И в литературе, и в театре один из двух кандидатов уже выдвигался в прошлом году, то есть их кандидатуры в прошлом году показались комиссии недостаточно убедительными. Напомним, в прошлом году вместо трех возможных лауреатов наградили только двух. Из прошлогодних кандидатов не прошли Флера Гиззатуллина и спектакль «Папоротника горькие плоды». Хотя они были, безусловно, очень достойны. Допустим, в литературе из двух писателей одного наградили, и второму пришлось подвинуться. В прошлом году среди кандидатов было несколько спектаклей, и ни один из них не прошел. Получается, члены комиссии ошиблись? Им, что, в этом году предлагают исправить свою ошибку?
Два кандидата из области кино
За фильмы «Күктау», «Байгал», «Исәнмесез?!» режиссера Ильдара Ягафарова и сценариста Мансура Гилязова выдвинул Союз кинематографистов Татарстана.
Режиссера и продюсера Алексея Барыкина за документально-художественную трилогию «Заступница», «Осанна», «Святитель» предложил Казанский государственный институт культуры. Барыкин – сотрудник этого института.
Увидев его в списке, я изрядно удивилась – не станет ли слишком незначительной премия Тукая для человека, который на киноэкранах прославил великих личностей в истории России и православной церкви? Алексея Барыкина обязательно надо представить к Государственной премии России. Что для него республиканский уровень? Пусть получает федеральные премии! Потому что это человек, который служит не только народу Татарстана, но и всем православным во всем мире.
А вот в истории премии Тукая лауреатов по татарскому кино еще нет. И, наконец, есть шанс восполнить этот пробел, ведь Мансур Гилязов, Ильдар Ягафаров – это как раз те, кто всеми своими силами создавал и создает сегодня татарское национальное кино, но признают ли это уважаемые члены комиссии?
Если поставить в ряд фильмы «Күктау», «Байгал», «Исәнмесез?!», то увидим, что тема национального кино находится в движении. Убеждаемся, что вышедший когда-то «Күктау» – не случайность, а большое начало. Сейчас мы уже можем оценить работу наших ребят, заложивших основу национального кино. Дадим мы им государственную премию или оставим их без награды – это и есть наша оценка.
Музыковед и фольклорист – в номинации «Музыка»
В области музыки в этом году к премии Тукая представлены музыковед Земфира Сайдашева за ее труды «Халкым моңнары», «Из коллекции фольклориста: татарско-мишарские песни», «В мире татарской музыки», «Ярулиннарның туган җир җырлары», «Татарская музыка: история и современность», «Нурлат районының татар җырлары», «Очерки по татарской музыке», а также Геннадий Макаров за вклад в сохранение и развитие песенно-инструментальных традиций народов Республики Татарстан.
Земфира Сайдашева – педагог, музыковед, этномузыколог, публицист, доктор искусствоведческих наук, член Союза композиторов Татарстана и Союза композиторов России, профессор кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории. Кандидатуру 85-летнего (родилась 20 мая 1938 года) ученого к премии представил Союз композиторов Татарстана.
Уважаемое руководство союза! Неужели Земфира Нурмухаметовна только сейчас стала достойной этой награды? Может быть, очередь внутри профессионального объединения идет медленно, но я помню годы, когда Союз композиторов вообще не выдвигал кандидата. Такими темпами когда же очередь дойдет до самых плодотворных сегодня представителей союза – Ильяса Камала, например, или Эльмира Низамова?
К слову, я верю, что Эльмир может получить премию в составе команды театра кукол «Экият». Но почему же самый активный в творческом плане композитор нашей республики не выдвинут Союзом композиторов и союз никак не борется за «своего»? Меня это очень расстраивает.
Геннадий Макаров – знаток старинных музыкальных инструментов, фольклорист, педагог, кандидат искусствоведческих наук, доцент Казанской государственной консерватории, член правления общественной организации кряшен Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств Татарстана. Ему 71 год. Геннадий Михайлович в последние годы активно участвует в разных образовательных и музыкальных мероприятиях, организованных молодежью. Лекция, мастер-класс – берет инструменты и приходит с большим желанием. Поэтому я бы не назвала его героем прошлого.
Геннадия Макарова к премии Тукая выдвинул Ресурсный центр (бывший Центр фольклора) Министерства культуры Татарстана.
Сразу четыре художника
• В изобразительном искусстве за декоративные панно на национальную тематику – Наиля Кумысникова
• За художественные фотографии о Татарстане – Фарит Губаев
• За произведения национальной архитектуры в городе Нижнекамске – архитектор Фирдавес Ханов
• За 7-томный альбом, посвященный деревянному зодчеству Татарстана, – Равиль Айдаров
Если бы у меня спросили, кого наградить, я бы ответила – Наилю Кумысникову.
Театральный художник и мастер декоративно-прикладного искусства Наиля Кумысникова – дочь известного театрального критика Халита Кумысникова и известной татарской актрисы Асии Хайруллиной. Сегодня она одна из ведущих художников кожаной мозаики. «Наиля Кумысникова смогла поднять искусство кожаной мозаики на новый уровень, она не просто осовременила, усовершенствовала форму, она создала развивший многовековые традиции татарский национальный стиль», – пишет о ней доктор искусствоведческих наук Гузель Валиева-Сулейманова.
А что касается художественных фотографий Фарита Губаева, то ведь вроде даже четкого определения художественной фотографии нет? Насколько доказано, что это действительно искусство?
Положение премии гласит: Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая присуждается за наиболее выдающиеся, получившие общественное признание, внесшие значительный вклад в развитие отечественной и национальной культуры произведения литературы и искусства (изобразительного, музыкального, театрального, эстрадно-циркового, кино, архитектуры и градостроительства), отличающиеся высоким уровнем профессионального мастерства, обладающие своеобразием авторского стиля, новизной и оригинальностью, а также за выдающиеся научные исследования в области искусствоведения и литературоведения». Где здесь искусство фотографии или в какой из указанных в скобках видов оно входит?
Если продолжим тему художников, то в составе команды театра кукол «Экият» есть отличный художник, сценограф Сергей Рябинин. Слушая его рассказ о создании кукол к спектаклю «Адәмнәр», я подумала, что этой команде точно надо дать премию Тукая. Команда настолько совершенна – в ней и писатель-драматург, и композитор, и художник, и артисты. И самобытность, и толерантность, и актуальность – все объединилось в этом кандидате.
Р. S. Этот материал был подготовлен до заседания Комиссия при Раисе РТ по государственным премиям Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, которое состоялось 24 апреля. Имена лауреатов премии будут объявлены 26 апреля, в день рождения Габдуллы Тукая.
Автор: Рузиля Мухаметова, intertat.tatar; перевод с татарского
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»