news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

От урбанизации – к гармонии и естественности

Что может дать экотуризм Татарстану?

Превращение экотуризма в самый динамичный сектор мирового рынка – факт состоявшийся и только в силу этого заслуживающий заинтересованной оценки: а нужно ли Татарстану входить в число полноправных его участников? Что может дать экотуризм республике, кто выиграет от его развития? Эти отнюдь не праздные вопросы обсуждались на «круглом столе», проведенном консалтинговой компанией «Маркетинг-сервис Бюро».

Термин "экотуризм" был предложен в 1980-х годах мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебаллос-Ласкурье в смысле сочетания путешествия с экологически чутким отношением к природе. В литературе используются несколько близких к экотуризму терминов: биотуризм, природный туризм, агротуризм, агроэкотуризм, устойчивый, поддерживающий, зеленый туризм, джайлоо (жайляу) туризм.

Прежде всего, важно понимать философию экотуризма, стержнем которой является отдых (наслаждение, познание) в относительно сохраненных природных уголках, в единстве со знакомством с традициями местных жителей, при использовании природоохранных, мягких технологий, не допуская вмешательства в экологические и культурные системы. Это туризм с целью поддержки хрупких и уязвимых природно-культурных феноменов, и в этом напоминающий благотворительность, но с очень существенным различием: объекты посещения и изучения, как то национальные парки, села, фермерские хозяйства должны сами применять охранные меры, демонстрировать свои усилия по сохранению традиций животноводства, ремесленничества и др. Только в этом случае туристы получают удовлетворение не только от уведенного, услышанного, но и от убеждения, что их деньги, потраченные в конкретном месте, будут правильно использованы, обеспечивая устойчивость развития национального парка, села, крестьянской семьи, ремесленника и проч.

Идея устойчивого развития обрамляет философию экотуризма, подразумевая положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга. Те виды туристской деятельности, которые имеют наиболее высокий суммарный положительный эффект с точки зрения экологии, экономики и социального развития, являются более устойчивыми. Поездки на лоно природы, сопровождаемые собирательством плодов, ловлей птиц и рыбы, охотой на животных, вырубкой деревьев допустимы лишь в той мере, в какой они соответствуют интересам природосбережения и поддержания жизнедеятельности местного населения.

Анализируя причины взрывного развития экотуризма в мире, можно признать, что в определенной мере он отражает реакцию современного индустриального общества на далеко зашедший процесс урбанизации и представляет собой попытку вернуться к недалекому прошлому (оно еще в памяти взрослых людей), к естественности, натуральности, гармонии в интересах жизни детей и внуков. Другие причины имеют связь с вышеназванной, а иногда вытекают из нее: стремление сохранить очаги относительно нетронутой природы; интерес к познанию природы и культуре народов; поиск средств борьбы с бедностью; обновление духовных источников жизнедеятельности человечества.

Интересно отметить, сложившиеся ранее туристические потоки в сторону европейских столиц и городов, мировых рекреационных центров, благодаря экотуризму обогащаются новыми направлениями: Кения, Непал, Монголия, Кыргызстан, Башкирия, Забайкалье и т.д. Движение к очагам почти не тронутой природы, сохранившихся традиций проживающего народа становится все более популярными. Предприимчивая Европа не упускает и здесь своих возможностей: французы, немцы, англичане едут отдыхать в швецарские, итальянские села, находя в этом способ отключения от «истощающей городской суеты».

По данным Министерства природы РФ, за последние 2 года только доходы России от экологического туризма увеличились в 12 раз. По словам главы Минприроды Юрия Трутнева за это время построено и реконструировано 13 туристических центров. Только в 2007 году создано 4 новых национальных парка, а в предыдущие годы в России особо охраняемые территории не создавались вообще. При этом, по его словам, территории существуют не "сами по себе", а с акцентом именно на развитие экотуризма.

Имеет ли Татарстан условия для развития экотуризма? Безусловно, республика обладает не только всеми необходимыми возможностями, но и уникальным потенциалом для его многовариантного развития. Национальный парк «Нижняя Кама», около двух десятков государственных природных заказников, более 80 памятников природы, расположенных более чем на 100 тыс. га, сотни памятников археологии, культуры, значительная часть фермерства, имеющая возможность развития агро- (авыл-) туризма, ремесленничество, неповторимые народные праздники и многое другое. При этом законодательных ограничений для развития экотуризма практически нет. Но приходится признать - все это пока «не работает», т.е. не включено в турпродукт. Возникает вопрос - почему?

Прежде всего, сказалась новизна самого явления, низкий уровень информированности населения, малого бизнеса, местных органов власти о смысле, технологии, возможностях и всем том, что включает экотуризм.

Во-вторых, многие из имеющихся природных объектов экотуризма не подготовлены к цивилизованной коммерциализации, находятся в отрыве от турпродукта, подвергаясь разрушительному влиянию диких туристов и не принося доходов местному самоуправлению (кроме расходов на санитарные мероприятия), отсутствуют интересные, хорошо подготовленные экотуры, т.е. нет рыночного предложения, если не считать фрагментов отдельных услуг.

В-третьих, отсутствие спроса. Существует мнение, что не было спроса на экотуризм со стороны внутренних и внешних туристов. Это вполне может быть отнесено к причинам его слабого развития, но говорить о спросе, не имея предложения бессмысленно. Это ситуация, когда предложение первично и с его помощью можно влиять на процесс формирования спроса.

Некоторые специалисты считают, что отсутствует идеология поддержки и стимулирования внутреннего туризма в РТ, а турбизнесу, вероятно, выгоднее работать на выездном сегменте рынка. В поисках красот и экзотики наши граждане все чаще обращают взоры за рубеж, упуская из вида то, что имеется в своей республике.

Обращает на себя внимание низкий уровень инициативности местного населения в развитии элементарных туристских сервисов в районах, как следствие отсутствует элементарная инфраструктура «в глубинке», именно там, где расположены памятники природы, археологии и культуры.

В большинстве районов РТ остается не отработанным алгоритм взаимодействия органов МСУ с представителями малого бизнеса, а также профильными министерствами и ведомствами по вопросу вовлечения объектов природы и культуры в сферу туризма вообще и экотуризма, в частности.

Все названные причины полностью объясняют ситуацию упущенных возможностей и позволяют приступить к работе по ее кардинальному изменению. Наличие в РТ огромного экотуристского потенциала, быстро развивающаяся туриндустрия в целом, растущая известность Татарстана в мире создают хорошие стартовые условия для формирования нового сектора туриндустрии.

По мнению участников «круглого стола», развитие экотуризма является исключительно важным для РТ, поскольку полностью соответствует долгосрочным целям развития республики во всех компонентах: природных, социально-экономических и культурных, позволяет обогатить турпродукт РТ и продлить в среднем, на 1-2 дня сроки пребывания туристов в РТ, что крайне важно с точки зрения повышения загруженности и рентабельности турбизнеса, создает реальные возможности пополнения доходов особо охраняемых природных территорий и их использования в природоохранных целях, высвобождая часть бюджетных средств, позволяет без больших инвестиций расширить доходную часть органов местного самоуправления и использовать ее в интересах социально-экономического развития районов республики, даже тех, что были отнесены к «бесперспективным». В условиях, когда большая часть ОМСУ имеет бюджетные пробелы, дополнительные доходы от экотуризма, например, от реализации продовольствия, транспортных услуг, включая гужевой, гостиниц, кафе, продажи сувениров, услуг гидов, фольклорных групп, музеев и проч. способны серьезно изменить ситуацию. Кроме того, развитие экотуризма содержит мощный потенциал активизации малого бизнеса, особенно в создание инфраструктуры районного уровня.

Все перечисленное – пока только возможности и превращение их в реальность зависит от решения целого ряда первоочередных задач. В первую очередь потребуется серьезное пробуждение инициативности населения, особенно в районах прилегающих к памятникам природы, археологии и культуры. Информирование населения, районных органов власти, малого бизнеса обо всем, что связано с экотуризмом и формирование современной экологической культуры выходит на первый план.

Важно подготовить перечень ООПТ и памятников природы РТ, пригодных для экотуризма с указанием возможных ограничений посещений и необходимых природоохранных мер, профессиональная оценка их привлекательности представителями турбизнеса.

Пора приступить к отработке понятных и открытых механизмов взаимодействия бизнеса, власти, местных сообществ и населения, в развитии сельской (районной) инфраструктуры. Этот вопрос становится как никогда актуальным, поскольку туризм вообще и экотуризм в частности, требуют консолидированных и согласованных усилий людей, организаций, госорганов, МСУ, общественности, молодежных организаций. Ждать внешних инвестиций, направленных в глубинку - малоперспективное дело, нужно инвестировать самим, для начала создав на местном уровне самые благоприятные условия. Это не простая задача, но вполне реальная.

Туристический продукт Татарстана в целом еще находится в стадии формирования, республиканская целевая программа «Развитие сферы туризма в РТ на 2008-2010 годы» еще не утверждена, что оставляет возможность для определения места и роли в нем экотуризма.

Как и любое новое явление, экотуризм может вызывать различную реакцию, мнения, оценки которые очень нужны на существующем этапе. Главное, не упускать из внимания: экотуризм - это не модное, быстротечное поветрие, а явление, отражающее реакцию общества на глобальные изменения, которая не может быть краткосрочной.

Рафик ШАЙХУТДИНОВ, директор «Маркетинг-сервис Бюро»

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100