news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Олеся БАЛТУСОВА об усадьбе Боратынских: «Это единственная уцелевшая деревянная усадьба в Казани»

 29 августа для Казани знаменательный день, и связан он будет не только с Днем Республики Татарстан. В столице Татарстана после долгих и кропотливых реставрационных работ открывается вдохновляющее пространство - усадьба Боратынских - место, позволяющее пережить достойный опыт соприкосновения с отечественной литературой, культурой и историей. Координатором возвращения исторического памятника к жизни стала помощник Президента РТ Олеся Балтусова, которая рассказала корреспонденту информагентства «Татар-информ» о судьбе двухсотлетнего культурно-исторического объекта. 

 

Дом-герой романа "Канун Восьмого дня" 

Усадьба Боратынских по праву считается одним из лучших произведений казанского зодчества и памятником архитектуры и истории эпохи классицизма. Она относится к числу уникальных сохранившихся комплексов деревянного гражданского зодчества конца XVIII - начала XIX веков. Усадьба была построена для графини В.Апраксиной. Кроме того, она является последней городской дворянской усадьбой Казани первой трети XIX века, которая была построена по проекту самого известного казанского архитектора Ф.И.Петонди, с чьим именем связан весь архитектурный облик города в первой половине XIX века. 

С конца 60-х годов XIX века усадьба стала принадлежать Николаю Боратынскому - сыну великого русского поэта Евгения Боратынского. Одно из наиболее крупных собраний материалов жизни и творчества великого поэта - "казанский архив Боратынского" - долгое время хранился в усадьбе. Для трех поколений потомков поэта эта усадьба стала центром вселенной. Здесь родилась внучка великого поэта - самобытная поэтесса серебряного века, писательница русского зарубежья О.А.Ильина-Боратынская, создавшая такие шедевры, как романы "Канун Восьмого дня" и "Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923", отразившие самые трагические времена истории нашей страны. 

В конце XIX - начале XX века усадьба Боратынских была одним из духовных и культурных центров Казани. С ней связаны имена профессора-востоковеда А.К.Казем-Бека, писателя Н.Г.Гарина-Михайловского, художников Н.И.Фешина, А.И.Фомина, Н.М.Сапожниковой, основателя Казанской художественной школы Н.Н.Бельковича и многих других известных представителей российской культуры. 

Музыкальная школа Чайковского и музей великого поэта 

После революции 1917 года усадьба Боратынских была реквизирована и подверглась разорению, но уцелела благодаря счастливому стечению обстоятельств. Сначала в ее стенах размещался детский приют, школа А.А.Самойловой, а с 1932 года - детская музыкальная школа №1 имени П.И.Чайковского, выпускники которой составляют славу музыкальной культуры Татарстана и России. 

 

С 1991 года в западном флигеле усадьбы расположился музей Евгения Боратынского - филиал Национального музея Татарстана. Коллекция музея и по сей день включает мемориальные вещи Е.А.Боратынского, прижизненные издания произведений поэта, редкие книги и картины, гравюры, офорты, произведения художников Казанской художественной школы, материалы по истории культуры и просвещения Казанской губернии конца XIX - начала XX веков. Изюминкой фондов музея стали предметы, связанные с именами поэтов А.С.Пушкина, А.А.Дельвига, В.А.Жуковского. 

Каждый период в более чем двухвековой истории усадьбы оставил свой след на ее стенах, а порой и незаживающие шрамы. Утрачен дворовый флигель, не осталось в помине сада. Едва дышал главный дом усадьбы после переезда музыкальной школы в новое здание напротив. В результате осмотра музейного комплекса в 2012 году Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым было принято решение о проведении реставрационных работ. 

История одной семьи как срез истории России 

Реставрация была поручена Главному инвестиционно-строительному управлению Татарстана, Татарскому специальному научно-реставрационному управлению, проектному институту «Татинвестгражданпроект». При содействии Национального музея республики шел реставрационный процесс, и растянулся он на три года, да и вышел в копеечку - свыше 60 млн. рублей. 

 

По словам научного сотрудника музея Боратынского Елены Скворцовой, во время реставрации необходимо было вернуть главному дому усадьбы его первоначальный внутренний облик, поскольку в прошлом веке дом принадлежал нескольким учреждениям. Все они имели свои собственные направления работы, свое видение и нужды, поэтому дом постоянно перестраивался, многое переделывалось. Историкам и архитекторам пришлось проделать колоссальную работу для возвращения дому вида как при Боратынских. Основные работы шли вокруг сруба, дверей, окон и крыши, которые находились буквально в аварийном состоянии. Надо сказать, что работу по деревянному дому курировал авторитетный российский реставратор высшей категории Борис Лурье. 

 

В результате реставрационных работ удалось сохранить почти 80 процентов аутентичного материала. Вмешательство в конструктив дома было минимальным. Удалось сохранить лепнину в Белом зале, колонны, камины, все внутреннее убранство бального зала. 

Сумерки и рассветы дома Боратынских 

В результате сегодня восстановленная усадьба Боратынских являет собой культурно-историческую среду, отражающую культурную и духовную жизнь Казани XIX - начала XX веков. Музей Евгения Боратынского, благодаря проведенному полному комплексу реставрационных и восстановительных работ, вышел на новый качественный уровень. 

Усадьба Боратынских представляет один из интереснейших уголков старой Казани, который, безусловно, украсит облик города и привлечет внимание не только казанцев, но и многочисленных туристов. Зачастую усадьбы - наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными туристами. 

 

"В музее Боратынского сегодня радостно находиться, ведь это настоящая реставрация, в музее все родное: и стены, и интерьеры, хоть и с докомпоновкой, и экспозиция составлена из подлинников. Важно, что это единственная уцелевшая деревянная усадьба в Казани, с главным домом, флигелем, садом. Но еще важнее, что дом Боратынских, как и при их жизни, был очень гостеприимен, так и сегодня – музеем проводится постоянная активная работа с всевозможными аудиториями, проходят концерты, ночь музеев, собрания краеведов, здесь всегда кипит жизнь", - отмечает Олеся Балтусова. 

 

Фото: Василий Иванов

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100