Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Олег РОМАНЕНКО: «Мы хотим, чтобы о СПИДе не забывали»
Пресс-конференция, приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом, прошла 1 декабря в режиме он-лайн в агентстве «Татар-информ». О лечении и профилактике страшной болезни рассказал главврач Центра профилактики и борьбы со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями при МЗ РТ Олег Романенко. Вела беседу журналист Яна Валиди.
Олег Михайлович, с момента регистрации первого ВИЧ-инфицированного как менялась статистика заболеваемости у нас в Татарстане за прошедшие годы?
О. Р.: С 1987-го по 1994 год было всего 8 случаев выявления ВИЧ-инфекции. И дальше до 2000 года было достаточно спокойно, а вот в 2000 году – уже 968 случаев ВИЧ-инфекции. В 2001-м – 2736, 2002-м – 1464, и с 2003 по сегодняшний день статистика держится на уровне примерно 900 случаев в год. Сегодня - 739-740. Я прогнозирую, что за этот год будет выявлено не более 800 случаев ВИЧ-инфекции. Это обусловлено рядом объективных факторов. В 2001 году на территории Татарстана была применена программа снижения вреда, с наибольшим успехом по России. Я считаю, что за счет обмена шприцев для потребителей инъекционных наркотиков (а всплеск был как раз за счет инъекционного потребления наркотиков) мы и сумели стабилизировать ситуацию.
В настоящее время пациенты вашего центра профилактики СПИДа – это какая категория населения?
О. Р.: Практически все категории населения. Согласно статистике, ВИЧ-инфекция полтора-два года назад вышла за пределы группы риска, и половой путь ее передачи последние два года догоняет, а в этом году уже и перегонит наиболее распространенный ранее путь передачи – при внутривенном употреблении наркотиков. Около 60 процентов пациентов все-таки малоимущие, безработные. Но есть и работающие, интеллигенция, учащиеся, школьники, есть и представители бизнеса. Мы живем в такое время, когда отправиться в секс-путешествие в ту же Индию или Африку не составляет труда. Поэтому сегодня это интернациональное заболевание, которое остановить можно только общими усилиями.
Современные препараты способны достаточно долго поддерживать здоровье инфицированных. Можно ли их купить в аптеке или они распространяются только стационарно?
О. Р.: Нужно уметь лечить ВИЧ-инфекцию, обладать достаточно большими знаниями и опытом. Каждый заболевший имеет свою индивидуальную картину заболевания, и ему требуется индивидуальный подбор лекарств. В нашем центре есть оборудование на определение резистентности к лекарственным препаратам. Если препараты будут выписываться простым врачом-терапевтом и находиться в свободном доступе в аптеке, то мы получим огромное количество резистентных штаммов. Лекарства страшно дорогие и токсичные, и неправильное лечение способно погубить больного.
Сейчас государство выделило огромные деньги для того, чтобы помочь ВИЧ-инфицированным прожить достаточно долго и не заражать других, потому что при приеме препаратов репликативность вируса падает практически до неопределяемых пределов. В рамках приоритетного национального проекта в Татарстан поступило такое количество лекарственных препаратов, что на всех ВИЧ-инфицированных вполне достаточно, под любого больного подберем. Но сами больные оказались не готовы к этому. Есть среди них и такие, которые от нас прячутся и бегают. Я гарантирую, что сейчас при правильном лечении можно прожить долго, можно родить детей, тем более здоровых, и вырастить их. До 2000 года это было вообще невозможно, даже и речи быть не могло. А сегодня это есть.
То есть человек, больной СПИДом, может жениться или выходить замуж?
О. Р.: Конечно, может. Согласно законодательству и всем человеческим канонам, тот, кто болен, должен предупредить своего партнера. Такие пары у нас есть, и свадьбы играются. Скорее всего, они живут с презервативами, потому что мы так рекомендуем. Когда заходит речь о ребенке, ведется определенная подготовка. С 14 недель беременности начинается прием профилактических препаратов, и во время родов тоже, и ребеночек рождается абсолютно здоровым. Единственное, что после родов запрещается кормление. Но это не так страшно. Таких детей у нас очень много.
В Казани учится много студентов из Африки и Азии, гастарбайтеры приезжают. Ведется ли контроль за временными эмигрантами?
О. Р.: С легальными работа ведется вовсю, но это абсолютное меньшинство. Буквально осенью началась разработка программы по работе с нелегальными эмигрантами, она сейчас находится на утверждении. Я думаю, что эта программа будет работать. Но дело в том, что это очень труднодоступная категория людей. А обследовать их необходимо, потому что, по моим данным, достаточно большое количество гастарбайтеров завозят ВИЧ-инфекцию в республику.
Предусмотрены ли какие-то психологические реабилитационные программы для заболевших?
О. Р.: Такие программы есть в Казани, в Набережных Челнах. При казанском центре СПИД есть филиал, там собирается очень много ВИЧ-инфицированных, работают в группах самоподдержки. Мы им помогаем - с документами, где-то с жильем, где-то с работой.
Для врачей, которые занимаются вопросами и проблемами СПИДа, этот день, 1 декабря, какое имеет значение?
О. Р.: Мы просто хотим обратить внимание всех, что такая проблема есть, чтобы ее не забывали. Если служба СПИД останется один на один с этой проблемой, то мы одни не справимся. Мы хотим, чтобы вместе с нами были СМИ, чтобы нас поддерживало наше правительство, наше непосредственное руководство, чтобы нас понимали простые граждане, прислушивались к нашим словам. Мы опираемся на жизненный опыт, а он у нас достаточно богатый.
Материал подготовила Елена ЧЕМБАЕВА
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»