news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Новый век//ЗА РОССИЙСКУЮ КУЛЬТУРУ ОПАСАЮСЬ...//25 мая, №19

В последнее время много говорят о культуре, о необходимости ее сохранения, возрождения национальных основ. Говорят на разных языках и на разных уровнях.

26,31 Kb

Говорят многие. Но мало кто скажет так, как русский писатель - душой и сердцем.

- Николай Васильевич, хочется снова затронуть болезненную для современной России тему. Русская культура – многовековая, великая – что с ней сегодня? Бытует ли она, развивается, или доживает последние дни?

- Я часто бываю в различных регионах Поволжья и Присурья – в Ульяновской области, Чувашии, Мордовии, районах и городах Татарстана. Встречаюсь в первую очередь с молодежью, беседую с ней как писатель, ученый, общественный деятель. И практически всегда возникает вопрос о состоянии России и русской культуры, волнующий, как оказалось, многих.

В нашей многонациональной и многоконфессиональной стране культура одного народа не может существовать без влияния другого, постоянно происходит взаимопроникновение творческих, духовных элементов. Культурное поле России уникально, оно основывается на удивительном русском духе, на чистейших родниках православия и возделывается примерно ста тридцатью народами, каждый из которых тратит на это свои особые умения. Наша культура гармонично сочетает в себе элементы духовного наследия соседних народов, как река питается водами множества родников на всем своем протяжении и течет, наполненная ими, дальше, вбирая в себя все новые и новые течения.…

Есть ли угроза исчезновения русской культуры?

Я уверен – никакой угрозы не существует. Есть беспокойство, связанное с тем, что мир, и Россия в том числе, живет в момент перехода из одной цивилизации в другую. Новая цивилизация подпитывается электронными системами и Интернетом, она формирует новые элементы, трансформируя традиционную культуру. Многое из реальной жизни перемещается в виртуальную, благодаря чему происходит «самоотторжение» большинства молодежи от классической культуры и литературы. А вместе с тем - и от традиционного языка, который, формируясь веками и тысячелетиями, постоянно подстраивается под сознание своих носителей и требования общественной формации. Интернет и проникновение в русский язык всевозможных иностранных лексических формирований оказывают большое влияние на происходящие культурные процессы.…

Но больше всего меня волнует – нет, не исчезновение, а постепенное «таяние» великой крестьянской культуры. Роль ее в российском государстве всегда была очень велика. Носителем ее являлся крестьянин–землепашец, который поэтически воспринимал даже тяжелую работу на земле. Этот пахарь сегодня практически исчез, не осталось даже следа его кованного вручную плуга на поле. И тоскует по нему природа!… Вот сейчас, например, уже прилетели скворцы. Возвращаясь на родину, они ждали, что встретит их Пахарь – с протяжными песнями, радостным говором, счастливым приветствием возрождения всего живого.… Но село уже не то.

Не то и мое родное Кадышево, где на сенокосе я часами слушал уникальную «сенокосную симфонию» из гармоничных сочетаний лягушечьих переливов, пения жаворонков, лошадиного ржания и песен сенокосцев, где до головокружения вдыхал аромат сочной летней травы, пропитанной солнцем и утренней росой. Сейчас наши заливные кадышевские луга заросли бастыльником…. И косца на них нет, как нет в поле пахаря.

- Но ведь и сегодня люди работают. Правда, вряд ли современные условия труда можно представлять так поэтично…

- Вообще невероятно сложно воспринимать поэтически тяжелую работу, городскому человеку этого не понять. А вот наши предки не умели иначе. Будь то трудовые будни крестьянина или тугая лямка бурлака на волжском берегу – всегда с песней, всегда с добрым настроением жили наши деды и прадеды. Все с душой, все через душу - в этом и есть их культура.

- Сейчас, на мой взгляд, несколько другие представления о поэзии. Прекрасным, вдохновляющим считается нечто более легкое, романтичное, все остальное – проза жизни…

- Традиционный русский крестьянин всю свою жизнь подчинял работе, в ней находил усладу. Пусть она тяжела, но это – смысл жизни, возможность работать – сама жизнь. Подъем на зорьке, чтобы трудиться весь день без тунеядства; ухоженный дом, помывка и стирка в субботний день, новая одежда к покосу и на праздники; хороводы с песнями, ни мата, ни пьянства...… На работу в грязной рубахе русский крестьянин никогда не ходил – это уже культура.

А что у большинства современных сельчан? Пьянство и ничего святого за душой!… Вот о чем я сожалею.

Сейчас за людей очень многое делают машины. Что касается горожан, так они вообще, можно сказать, живут на всем готовом. Продукты и одежду покупают, перемещаются на железных «конях»…. А ведь мой покойный отец и его товарищи владели более семьюдесятью ремеслами, все делали своими руками. Умел и косу наточить, пробить ее так, что лезвие становилось тончайшим, и топорище к топору выточить, и телегу смастерить. Сегодня что там кузнечное дело знать - лошадь запрячь мало, кто сможет!.. А ведь это – тоже культура.

Прежде в любой деревне были десятки, а то и сотни гармонистов, балалаечников, которые не только играли, но и мастерили музыкальные инструменты. Были девки-плясуньи; сельчане знали миллионы частушек на самые разные темы. Великое частушечье богатство - это многолетний результат устного творчества тысяч людей. Оно почти не сохранилось, ушло в другой мир вместе со своими творцами….

- Вы много говорите в своих книгах о «песенности светлых душ» русских крестьян. Что, по-вашему, произошло сегодня - эта «песенность» исчезла или души людей перестали быть светлыми?

- Да, я действительно подмечал эту особую, яркую черту наших предков. Их душа всегда разливанно, многоголосо, жизнеутверждающе пела – от зари до зари, днем и ночью, круглосуточно, на отдыхе, на войне в окопах, на работе.… В любой праздник вся крестьянская округа российской глубинки наполнялась сказочно-цветастым потоком голосяных песен, которые, сливаясь друг с другом, образовывали на всем пространстве нашей земли настоящий песенный океан. Способна ли на это современная «попса»?..

- Значит, все-таки уничтожает так называемая «попса» истинную российскую культуру?

- То, что формировалось веками, невозможно уничтожить за какие-то пятнадцать-двадцать лет. Но некоторые фрагменты постепенно отмирают. Конечно, все это естественный процесс – как в языке исчезают лексические обозначения ставших историей предметов и реалий, так и из культуры уходят течения, потерявшие своих носителей. И все-таки, я считаю, мы должны быть заинтересованы в сохранении того, что было дорого и жизненно необходимо нашим предкам.

- А в чем, по-вашему, причины столь явного засилья попсы сегодня?

- Суматошное время, неопределенность в мыслях и целях, особенно у молодежи, желание быстрого, сиюминутного самовыражения. Это как вызов среде и эпохе, в которой мы живем. В переходные исторические времена обычно и возникают всевозможные суррогатные формы культуры.

- И, наверное, становятся частью общей культуры, вливаются в большую реку духовного наследия человечества?..

- Важно, чтобы эти «вливания» реку не загрязняли. Не думаю, что современная попса способна внести достойный вклад в сокровищницу мировой культуры.…

Для того чтобы достичь духовного и нравственного ренессанса, необходима подлинная культурная революция. Не мнимая, шутовская, а истинно духовная культура должна проникнуть в каждый уголок российского общества. В город и в село, в учебное заведение и на завод, в ферму и в фирму, в каждую семью, в сознание и душу каждого человека.

Рыночная попса этому не способствует, необходимо культуру – несущие ее части – вывести из объятий рынка. Что есть несущие части истинной культуры сегодня? Это симфоническая музыка, театр – драматический, опера, балет, высокая литература, всевозможные виды изобразительного искусства. Конечно, это не так хорошо продается, как, скажем, супермодный попсовый проект. Но не должно государство жалеть денег на образование, воспитание своих граждан. Различные ракетные и ядерные отрасли всегда были очень затратными, однако правительство не жалеет средств на их развитие, ведь это мощный стратегический запас страны. Культура – это тоже запас страны, ее духовная мощь, ведь то, чем мы живем сегодня, станет основой будущего, фундаментом для новых поколений граждан.

- Вы видите какие-либо пути решения этой проблемы?

- Мы уже начали говорить об этом – прежде всего, необходима заинтересованность государства в сохранении своей культуры и повышении ее уровня у граждан. Сегодня особенно важно духовное воспитание молодых поколений, детей и подростков, ведь хороший вкус и высоконравственные идеалы лучше всего прививать, как говорится, с молодых ногтей. В городах для этого есть музыкальные, художественные школы, всевозможные досуговые учреждения. В селах же таковые можно пересчитать по пальцам во всей России, и множество талантливых детей не реализуют своих возможностей.

Классической культурой – большой, серьезной – охвачена лишь часть наших сограждан. Лучшая музыка, театральные постановки, знаменитые полотна мастеров изобразительного искусства доступны в основном жителям крупных городов. Значительная же часть населения нашей страны – сельчане, провинциалы – лишены возможности увидеть все это воочию. Я мечтаю о том, что к высокому искусству будут когда-нибудь приобщены и люди, живущие в глубине России, в отдаленных ее уголках, в селах, расположенных в конце географии. Решить это при помощи радио и телевидения можно лишь частично. Во-первых, современные радио и телевидение изрядно коммерциализированы, им выгоднее транслировать то, что хорошо продается, а именно продукцию массовой культуры. Во-вторых, аудиторное восприятие совсем не похоже на услышанное из приемника и увиденное с экрана, оно гораздо шире, объемнее. И еще один момент: для полноценного художественного воспитания, для поддержания интереса к искусству необходимо регулярное соприкосновение с прекрасным, а не разовые сеансы время от времени.

Культурное воспитание в Поволжско-Посурском крае может быть наиболее плодотворным, так как базой для нее служат свои собственные ресурсы. Целая плеяда блестящих деятелей культуры и искусства прошлого и современности - наши земляки. Писатели И.Гончаров, Н.Карамзин, поэт Н.Языков, первый в России переводчик с фарси Д.Ознобишин и многие другие. Знаменитые татарские поэты Г.Тукай, М.Джалиль. Творчество некоторых поэтов, писателей и прочих людей искусства уже при жизни снискало почитание современников, они должны стать частыми гостями в молодежных аудиториях, чтобы своим творчеством влиять на духовное воспитание и нравственный облик подрастающих поколений.

- Духовность, нравственность – это тоже «несущие части» культуры?

- Конечно! Бездуховный, безнравственный человек не только не способен создать что-либо прекрасное – он, не задумываясь, разрушает то, что создавалось другими. В последние годы таких все больше. Сегодня уже не удивляет, но возмущает агрессия вандалов, громящих и грабящих старейшие кладбища, мемориальные захоронения. А ведь кладбище – это святыня, это место, где концентрируется память народа…. Раньше во всех деревнях была церковь, погост и ухоженное кладбище – это было символом села, его глубинных нравственных основ.

Сейчас в Татарстане в большинстве сел есть мечети. В России не везде так. Церковь же накопила огромный опыт влияния на духовную жизнь народа, она требует от своей паствы уважения к законам жизни и абсолютной нравственной чистоты.…

Конечно, каждому времени свойственны свои культурные трансформации. Они напрямую связаны с социальными процессами в обществе, с научно-техническим прогрессом. Именно изменения в различных сферах бытия влияют на культуру и необходимость общества в ней.

- Высокое искусство призвано, прежде всего, образовывать и духовно развивать. Но ведь даже известная всем пословица гласит: делу время, потехе – час. Массовая культура была во все времена, невозможно запретить людям хотя бы иногда развлекаться...

- Я и не говорю, что попсу, или так называемую «массовую культуру» следует запретить совсем. Нельзя допустить, чтобы она заняла ведущее место в сознании людей, затмив настоящее, действительно талантливое искусство. Научиться воспринимать, понимать и принимать его – великий труд, результатом которого становится истинное наслаждение. А чтобы понять попсовый шлягер, большого ума и труда не нужно.…

- Мне кажется, Николай Васильевич, представители молодого поколения могут на вас сейчас обидеться. Ведь вы отвергаете то, что им нравится, то, что создает их современность…

- Нет, я вовсе не пытаюсь отвергать все, что создается днем сегодняшним. Я не против нового искусства, если оно действительно талантливо. Но в основе всего нового всегда лежит нечто древнее, былинное. Эти моменты присутствуют для того, чтобы скреплять культурные слои. И современная высокая культура невозможна вне связи с классической культурой, великим искусством прошлых лет.

В культуре должен быть синтез, должна сохраняться преемственность. Нельзя начинать искусство с чистого листа.

У каждого времени своя песня. Но основное – то, что проходит через годы, века, тысячелетия – оформляется в традиции и остается в памяти человечества. Конечно, не нужно любить то, что не прививается, то, что отталкивается от души молодого человека. И нам не нужно его насиловать, заставляя петь песни отцов и дедов. Но мы должны предлагать, и даже настойчиво просить прослушать, посмотреть, прочитать…. Молодежь сама потом нас будет благодарить за гармоничное развитие, за умение воспринимать небесные сигналы жизни.

Евгения НАДТОЧИЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100