Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА 02/07
Вакф в законе
Вакф в законе
Российские мусульмане борются за финансирование
Госсовет Татарстана намерен предложить ввести в федеральное российское законодательство понятие «вакуфное имущество». В 1999 году в Татарстане был принят республиканский Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В него был включен пункт о вакуфном имуществе и его неотчуждаемости. Впрочем, по словам Валиуллы Якупова, это положение оставалось «чисто декоративным» и своей функции не выполняло. В феврале 2008 года генпрокурор республики Кафиль Амиров обнаружил, что данный пункт противоречит федеральному законодательству. В итоге Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву пришлось вносить в закон изменения. Положение о вакуфном имуществе в нем сохранено. При этом в документе уточняется, что данная сфера регулируется федеральным законодательством. Как итог, татарстанский Закон «О свободе совести» содержит совершенно неработающую норму. Этим и вызвана инициатива местных депутатов.
Два года назад в газете мусульман Поволжья «Медина аль-Ислам» появилась развернутая статья профессора казанского филиала Российской академии правосудия Айдара Хабутдинова о проблеме вакфов. Хабутдинов отмечает, что вакуфное имущество существовало в дореволюционной России, но было конфисковано советским режимом. За вакфами, по мысли ученого, нужно закрепить статус и права «юридического лица как религиозной организации». При них нужно создавать попечительские организации – так называемые мутаваллиаты. Айдар Хабутдинов видит в вакфе аналог православного монастыря, который может регистрироваться как религиозная организация с образованием юридического лица. Мысль интересная, но и разница между монастырем и вакфом (в изложении Хабутдинова и Якупова) довольно существенна – и для чиновника, регистрирующего религиозные организации, она вполне очевидна. Монастырь не создается как коммерческий актив. Например, в монастыре может размещаться православное издательство. Но это издательство платит налоги с продаж. Ожидать, что федеральные власти пойдут на подобные уступки мусульманам (даже входя в их тяжелое финансовое положение), – утопия.
Исламовед Роман Силантьев, чье мнение публикует агентство Regnum, считает, что восстановление ислама в России происходило очень нелегко именно в связи с отсутствием вакуфного имущества. «Мусульмане, лишенные материальной базы, были вынуждены на любых условиях соглашаться на помощь зарубежных «благодетелей», которые на поверку не всегда преследовали благие цели», – отметил Силантьев. В то же время он считает, что вводить такого рода привилегию только для мусульман не стоит – она должна распространяться и на другие религиозные организации. (Станислав Минин)
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»