news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Невероятный Жиль Апап и La Primavera Рустема Абязова дали старт гастрольному туру по Татарстану

Для слушателей Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска и Иннополиса музыканты подготовили программу «с вкраплениями цыганских и ирландских» мотивов.

Невероятный Жиль Апап и La Primavera Рустема Абязова дали старт гастрольному туру по Татарстану

(Казань, 21 октября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Накануне вечером в Государственном большом концертном зале имени Салиха Сайдашева в Казани был дан старт гастрольному туру по Татарстану Камерного оркестра La Primavera под руководством Рустема Абязова и одного из любопытнейших современных музыкантов, скрипача французского происхождения, автора фантастических каденций на произведения мэтров академической музыки Жиля Апапа.

Для слушателей Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска и Иннополиса, концерты в которых пройдут с 21 по 24 октября, музыканты подготовили интересную программу из сочинений Моцарта, Равеля и Баха с импровизационными вставками этнической музыки разных континентов. Концерты тура венчает дуэт скрипок: маэстро Абязов в новом сезоне радует своих преданных слушателей скрипичным солированием, а, как известно, у Рустема Абязова и скрипки совершенно особенные отношения.

Зал был полон, а публика настроена крайне позитивно: как стало понятно уже в холле концертного зала, многие пришли, вспоминая первое знакомство с Жилем Апапом в прошлом году. История творческих взаимоотношений Казани, оркестра La Primavera с Апапом началась крайне драматично в марте прошлого года, когда Рустем Абязов пригласил скрипача на открытие IV международного фестиваля L'arte del arco.

«Являясь гражданином двух стран – США и Франции, сначала он пытался получить визу в Штатах, но из-за напряженного гастрольного графика не успел это сделать и уехал в Европу. При этом его американский паспорт остался в российском посольстве в США. Во Франции Апап решил подстраховаться и передал свой консульский паспорт вместе со всеми необходимыми документами доверенному лицу. За три дня до открытия фестиваля выяснилось, что господин, который должен был сделать визу, в посольстве не появлялся, а самое главное – его самого нигде не могут найти, а с ним и второй, теперь уже последний паспорт Жиля Апапа», – с ироничной улыбкой напомнил маэстро залу.

Жиль Апап и La Primavera

Впоследствии господин, забравший у Апапа паспорт, все-таки был обнаружен, как оказалось, он попал в автомобильную аварию и никак не мог об этом предупредить. За один день до фестиваля стало ясно, что артист приехать не сможет и Абязову пришлось искать замену. Спас фестиваль российский виолончелист Денис Шаповалов, сразу согласившись приехать. В октябре 2016 года отложенный концерт все-таки состоялся: музыкант выступил на открытии 28-го концертного сезона La Primavera.

«Сказать, что это был ошеломительный успех, это не сказать ничего. Это мнение разделили не только слушатели, но и музыканты оркестра. Судя по всему, Апапу тоже понравилось с нами музицировать, во всяком случае, мое предложение вернуться сюда через год и дать несколько концертов в Татарстане, он воспринял с воодушевлением», – рассказал маэстро.

Еще до выхода солиста в качестве увертюры La Primavera исполнил Бранденбургский концерт №3 Иоганна Баха, и получил хорошею порцию добрых оваций. А дальше – все замерли в ожидании, прислушиваясь к традиционному анонсу Рустема Абязова.

Жиль Апап и La Primavera

Жиль Апап считается одним из самых необычных музыкантов нашего времени. Этот скрипач известен своими импровизациями, он добавляет цыганские мотивы в музыку Бетховена, а ирландские – в произведения Вивальди. Западная пресса называет Жиля Апапа звездой-бунтарем за его манеру играть, сидя на краю сцены и болтая ногами даже в самых пафосных концертных залах, во время игры он часто насвистывает. Но все-таки не эпатаж, играет в его исполнении решающую роль, подчеркивает Рустем Абязов. Он берет зал своей харизмой и индивидуальностью. В Европе Апапа называют «душой богемы», но не смотря на это, скрипач живет один в маленьком домике из секвойи с подвесной койкой и без телевизора. Он говорит, что такой скромный быт позволяет ему много путешествовать. Он объехал вокруг света уже два раза.

«Моя музыка – это никакое не шоу, это музыкальная игра, это то, что мне нравится делать на сцене. Прежде чем экспериментировать я изучаю сочинения в течение целого года, добавляю к ним что-то свое, специфическое и неповторимое, – поделился Жиль Апап. – Когда я изучаю музыку, я много часов провожу, думая о ней и разбирая ее язык. Добавление чего-то в классическую музыку или фольклор происходит без натяжки, естественно. Я не назвал бы себя академичным музыкантом, хотя мне очень нравится академичная музыка, я люблю ее играть. Но когда ты много лет играешь во множестве других музыкальных стилей, ты переносишь накопленный опыт в классическую музыку. Так рождается мое веселье – моя музыка».

По словам скрипача, он не всегда увлекался такими экспериментами, было время, когда Жиль Апап исполнял вполне себе классическую музыку и точно мог назвать себя академичным музыкантом. Импровизации он начал во время обучения в Калифорнии. Репетируя один из концертов Вольфганга Амадея Моцарта, Апап начал думать: «что же я могу сделать интересного, что могло бы быть любопытным в этой музыке?». Так и было положено начало его знаменитым каденциям.

Виновник торжества – Жиль Апап – вначале осторожно выглянул «из-за кулис», а затем – появился на сцене, непринужденно, чуть ли не подпрыгивая, и широко улыбаясь, прошагал к центру рассадки оркестрантов. Был объявлен скрипичный концерт №3 Вольфганга Амадея Моцарта в оркестровке Рустема Абязова. Первые несколько минут Жиль Апап, как казалось из зала, держался изо всех сил, строго следуя нотам, хоть и слегка выбиваясь из общего настроения. Однако к концу концерта он уже не отказывал себе ни в чем, дав волю импровизации, иногда удивляющей оркестр. Прозвучала и рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка» Мориса Равеля, в такт которой Апап, не стесняясь, насвистывал.

Жиль Апап и La Primavera

«Люди могут меня критиковать, но в основном они говорят что-то хорошее, иногда бывают в шоке, но я особо не переживаю по этому поводу. Несколько дней назад моя девушка отправила мне ссылку, в статье были собраны мнения людей, которые рассуждают о моей музыке. Я подумал: Боже, почему они относятся к этому так серьезно? Ведь это просто то, что мне нравится делать», – настаивает инструменталист.

Аплодисменты в этот вечер сыпались на музыкантов без конца. Особенно тепло зал принял Концерт для двух скрипок Иоганна Баха, где, взяв в руки скрипку, к солисту присоединился сам Маэстро Абязов. В финале программы зал благодарил La Primavera стоя.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100