news_header_bot_970_100
Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
<i>Не можешь - не пиши.</i> </br>Поэт в России - больше, чем поэт!
Скопировать ссылку
Поэт в России - больше, чем поэт! Но целлюлоза, к счастью, в дефиците
Кто из нас в пору прекрасной юности не писал стихов о неразделенной любви и несправедливости окружающего мира? Но у одних исписанные листки легли в стол, а другие продолжили изливать душу на бумаге и, подбадриваемые друзьями и родственниками, почувствовали себя настоящими литературными гениями. Такие поэты и писатели горько сожалеют о том, что их талант пропадает в безвестности, и всячески стремятся ознакомить широкую публику со своими шедеврами. Но, может, лучше не надо?..
То, что на врача или агронома нужно долго учиться, ни у кого не вызывает сомнений. А вот в отношении труда литературного многие уверены: стать писателем или поэтом может каждый, достаточно лишь, чтобы тебя посетила муза. Мало кто отдает себе отчет в том, что писательство - не спонтанный порыв вдохновения: сел и написал, а хотя и творческая, но тоже профессия, которую нужно осваивать.
По словам казанской поэтессы, руководителя секции русской литературы и художественных переводов Союза писателей РТ, заслуженного деятеля искусств РТ Лилии Газизовой, часто люди начинают писать стихи или прозу, выйдя на пенсию, когда у них появляется много свободного времени. Окрыленные похвалами окружающих, такие сочинители просят принять их в Союз писателей, напечатать стихи в литературных журналах либо помочь издать «собрание сочинений». Впрочем, некоторые дарования не ждут ни от кого милостей, а издают книги за свой счет. Благо бумага все стерпит…
- Люди тратят большие деньги на издание своих сочинений, - говорит Газизова. - При этом им даже не приходит в голову сначала отдать рукопись на рецензию и корректуру профессионалам. Ведь в книгах порой такие «перлы» попадаются… К тому же стихотворные сборники издаются по определенным правилам: стихи нужно делить либо по хронологии, либо по тематике, либо по другому критерию.
Лилия Газизова утверждает, что не все литераторы-любители - графоманы и бездарности, есть среди них и настоящие таланты. Но для того, чтобы превратить неограненный камень своего дарования в бриллиант, и талантам нужно потрудиться.
- Во-первых, необходимо общаться с другими поэтами, профессионалами, - советует Газизова, - показывать им свое творчество, выносить на обсуждение, ходить в литературные кружки. Главное - не вариться в собственном соку. Во-вторых, надо много читать. Причем не как обычный читатель, получая эстетическое наслаждение, а следить за техникой, ритмом.
- А заканчивать литературный институт для того, чтобы стать настоящим поэтом или писателем, обязательно?
- Необязательно. Если у человека есть литературный слух, он может его развить, вращаясь в литературной среде, занимаясь в кружках. Например, когда Анну Ахматову спросили о ямбах и хореях, она переспросила: «А что это такое?». Она писала по наитию, следуя врожденному литературному слуху. При этом Ахматова жила в поэтическом окружении. И Пушкин, и Лермонтов творили в поэтической среде, у них были хорошие учителя. Так что всех, кто приходит ко мне со своими рукописями и книгами, я направляю на занятия литобъединения в музей Горького или в «Белую ворону».
- И многие следуют вашему совету?
- Увы, процентов пять. Хотя занятия литобъединения, которые ведут профессионалы, - это серьезная школа и испытание на прочность. Помню, я сама с первого занятия в музее Горького ушла в слезах. Но через месяц пришла снова. Остаются самые упорные, те, для кого писательство - не просто хобби.
- О чем сегодня пишут чаще всего?
- О том же, о чем и раньше, - любовь, измена, война, смерть… Поэзия молодежи, как правило, очень трагичная - о том, что всё уже испытано и жизнь кончена. Но это нормально для их возраста, когда особенно остро ощущается дисгармония мира.
Люди постарше пишут воспоминания и рассуждают на социальные темы. При этом проза часто получается довольно интересная, ведь каждому человеку есть что рассказать о своей жизни и кое-какие литературные навыки есть у всех - все мы писали сочинения в школе. Если же это поэзия, то здесь уже чувствуется, что не хватает школы.
А вообще важно не о чем писать, а как. Важна личность писателя, насколько это яркий, интересный человек и есть ли у него что сказать.
- А для детей сегодня кто-нибудь творит?
- Пожилые люди часто пытаются писать детские стихи. Но детская поэзия - нелегкий труд. Как справедливо отметил Сергей Михалков, для детей надо писать, как для взрослых, только лучше. Поэтому детских поэтов не так много. Обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах - «лапочка», «деточка», «сандалики», «платьице» - еще не делает стихи детскими. Здесь важен простой, понятный детям, но хороший литературный язык - ведь, читая стихи, они учатся правильно говорить.
Недавно приходил к нам мужчина - грибник, охотник. Выпустил на свои деньги красочную, на прекрасной бумаге книгу со стихами про грибы, хочет, чтобы их читали в школах. Не думаю, что это хорошая идея - стихи не очень грамотные, учиться по ним явно не стоит. (Отрывки из стихов поэта-«грибника» читайте в сносках под буквой «i». - Е.Ч.). Кстати, сами дети тоже пишут. Только что прочитала рукопись десятилетнего мальчика в жанре фэнтэзи. Очень неплохой текст, может, даже книга выйдет.
- Часто ли вам приходится говорить поэтам-любителям, как булгаковский Мастер - поэту Ивану Бездомному: «Не пишите больше»?
- Я такого никому не говорю. Если у человека есть потребность выражать свои мысли и чувства в стихах или прозе, значит, это ему нужно, зачем же его этого лишать. Другой вопрос, насколько это нужно другим.
Евгения ЧЕРНОУСОВА
Как писать не нужно:
«В травке резал я грибки -
Рыже-рыжие комки.
Их порой так много было,
Что в глазах слегка рябило».
«Гриб вы этот не найдете,
Хоть над ним вы и пройдете,
В почве леса он живет,
Вот его кабан берет!»
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»
news_right_column_2_240_400