Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Нацмузей РТ: «Наше собрание исламских печатей сравнимо с коллекцией Британского музея»
Раритеты четырнадцати веков мусульманской культуры, некоторые из которых никогда прежде не демонстрировались, собрал в специальную выставку Национальный музей Татарстана. Часть предметов настолько ценна, что не может долго находиться в экспозиции, поэтому успеть увидеть редкости нужно до 5 июля. Корреспондент «Татар-информа» побывала в фондах музея во время подготовки выставки и детально рассмотрела несколько экспонатов.
На уровне Британского музея
Около 200 экземпляров печатей с мусульманскими надписями – такова коллекция именных штампов Национального музея РТ. В прошлом эти оттиски использовались наряду с личной подписью как муллами, так и мусульманами, обладавшими состоянием и авторитетом в деловой переписке. Такая коллекция, по словам заместителя генерального директора Национального музея РТ Лилии Саттаровой, большая редкость, причем не только для России.
«Вообще в мире она сравнима с коллекцией Британского музея (главный историко-археологический музей Британской империи и один из крупнейших музеев в мире, второй по посещаемости среди художественных музеев после Лувра. – Ред.), где есть 800 таких печатей. Но там же они пришли из разных уголков колоний империи, а у нас это печати, которые принадлежали татарам, татарским муллам, купцам и промышленникам», — пояснила собеседница.
Лампа «Аладдина»
Большая ажурная лампа из бронзы — по всей видимости, ближневосточная работа XIX века, которую сделали для продажи на иранском рынке. В витринах выставки музейщики разместили только одну, на самом деле это парный предмет декора интерьеров. Вторая также есть в фондах Национального музея РТ, но находится на реставрации.
«Подобные лампы большое место занимали в декоре жилища и мечетей. На ней благопожелательные надписи и характерные изображения людей и животных. Это было очень популярно – сидящие, бегущие животные или сидящие, музицирующие молодые люди. Внутрь ставилась лампада, просветы в корпусе лампы давали интересное освещение интерьера. Эти предметы из наших старых коллекций, скорее всего из Лихачевской коллекции», — сказала Саттарова.
Шамаили рубежа XIX-XX веков, собранные церковным профессором
В 1941 году профессор Иван Михайлович Покровский передал тогда называвшемуся Центральным музеем краеведения Татарской АССР альбом — по сути собственноручно собранную им подшивку шамаилей конца XIX — начала ХХ века. В ней более 70 изданных в Казани шамаилей — религиозных текстов, картин, композиций, рассказывающих о ценностях ислама.
Из-за того, что такие шамаили выполнялись на бумаге, они хоть и были в то время очень популярны у татарского населения, но сохранились до наших дней только благодаря прозорливости и увлечению краеведением русского церковного историка, ординарного профессора Казанской духовной академии. Через два месяца после передачи не только этого альбома, но и других ценных документов и книг музею профессор Покровский скоропостижно скончался после сердечного приступа в возрасте 76 лет.
Кораны Османа и мамлюков
Один из раритетов выставки – так называемый «Коран Османа» (древнейшая сохранившаяся до наших дней рукопись Корана, обагренная, как полагают, кровью третьего халифа Усмана и хранящаяся в Ташкенте в Медресе Муйи Муборак. – Ред.). Эта 153-сантиметровая книга очень редко оказывалась в экспозициях. Правда, музейщики признаются, что это не оригинал — список VIII века, а факсимиле (копия), изданное в Санкт-Петербурге в 1905 году.
«Тиражом всего 50 экземпляров. У нас хранится один из них. В России их очень мало и в мире практически не сохранилось — они в свое время были подарены как дипломатические дары разным главам мусульманских государств от имени России», — подчеркнула Лилия Саттарова.
В огромном текстильном чехле в фондах музея также хранится факсимиле 12 больших разворотов (листов) Коранов мамлюкского периода. Они были изданы для ознакомления с памятниками исламской культуры жителей разных стран в 2005 году с использованием сусального золота и точным соответствием оригинальному рисунку и каллиграфии фондом Thesaurus Islamicus (один из фондов, созданных в государстве Лихтенштейн, гарантирующем конфиденциальность активов. – Ред.).
«Это богато украшенные страницы из Коранов мамлюкского времени — XIV — XV века. Мамлюки правили в Египте, и эти Кораны, скорее всего, были изготовлены в их дворцовых мастерских. Всего таких экземпляров было издано 250, у нас 92-й набор. Каждый лист имеет свой сертификат о том, что он издан в точном соответствии с таким-то оригиналом, принадлежавшим такому-то султану. Отпечатаны эти развороты в Корее на специальной акварельной бумаге, которая будет сохранять эту краску, этот цвет и это золотое покрытие», — акцентировала собеседница агентства.
Представлены на выставке, конечно, и другие Кораны, в первую очередь изданные в Казани. Среди них известный «Казан басмасы», экземпляр 1908 года, а также факсимильные издания с рукописей знаменитых турецких каллиграфов, подаренные турецким министерством культуры и туризма.
Сердоликовые четки от султана и фрагменты покрова Каабы
Никогда прежде музей не показывал, а теперь включил в экспозицию сердоликовые четки с кораллами и золоченой кистью, подаренные турецким султаном Мехмедом V Решадом теологу, религиозному и общественному деятелю, ученому Хасану-Гату Габяши. В залах также представлены части кисвы — покрова Каабы, который по окончании хаджа разрезается на небольшие куски и раздается паломникам.
«Один из фрагментов пришел из Музея Востока. Молодая Татарская республика приняла решение о создании такого в Казани в 1920 году, но так и не было выделено здание, вещи попали в Центральный музей Татарской республики. А в Музей Востока эта вещь в свое время была закуплена у знаменитого купца, предпринимателя Мухаммед Шакира Казакова. Это знаменитый промышленник и меценат, благотворитель. По призыву комиссии, создававшей Музей Востока, он принес и сдал небольшой фрагмент покрова Каабы, который, видимо, привез из хаджа сам», — рассказала Саттарова.
Второй фрагмент покрова Каабы в 1937 году сдала в музей жительница Казани, сказав, что она купила его у кого-то, кто привез из Турции. Но, возможно, это связано с тем, что в те годы боялись хранить дома религиозные предметы, так что кисва могла принадлежать членам ее семьи, но она не стала этого раскрывать.
«Это черный трехметровый фрагмент — самый большой фрагмент покрова Каабы у нас. Он соткан во второй половине XIX века в Каире. Интересная техника — так называемое лампасное ткачество, арабские буквы, канонические фрагменты, восхваление Аллаха», — подчеркнула подробности заместитель генерального директора Нацмузея РТ.
Ювелирное искусство казанских татар, намазлыки — коврики для совершения молитв (намаза), футляры для хранения молитв, Корана, предметы культа и одежда духовенства — всего более 150 предметов — также вошли в выставку «Раритеты». Экспозиция — одновременно пролог к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, которое будет отмечаться в следующем году, и условная компенсация невозможности совершить хадж во время пандемии коронавируса.
«Хадж в этом году могут совершить только сами жители Саудовской Аравии. А месяц зуль-хиджа посвящен хаджу, поэтому мы решили представить на выставке и раритеты мусульманской культуры, связанные с хаджем тоже», — резюмировала Лилия Саттарова.
Фото: Салават Камалетдинов, Оксана Романова
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»