Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
На соискание тукаевской премии//ПОЭТ СТРАСТНОЙ МЫСЛИ//23 апрель, №15
В литературе существует такое понятие, как преемственность: художественные традиции предыдущих мастеров слова обновляются писателями последующих поколений. Многие известные татарские поэты погибли в Великой Отечественной войне.
После войны их традиции продолжили молодые поэты. В шестидесятые годы татарская поэзия засияла доселе невиданными красками. Ведущей в ней стала философская лирика. Поэзия вышла на авансцену как сплав мыслей и чувств. В среде нового поколения поэтов неповторимостью, оригинальностью выделяется Разиль Валеев.
В шестидесятые годы татарская поэзия засияла доселе невиданными красками. Ведущей в ней стала философская лирика. Поэзия вышла на авансцену как сплав мыслей и чувств. В среде нового поколения поэтов неповторимостью, оригинальностью выделяется Разиль Валеев.
Сегодня он общеизвестный, признанный поэт, автор более сорока книг. Его книга «Старые часы ходят верно» («Иске сђгать дљрес йљри”) и сборник песен «Память сердца» («Ядкарь») выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Татарстан им.Габдуллы Тукая. Выдвижение кандидатуры поэта на соискание столь весомой Государственной премии уместно и своевременно, ибо Разиль Валеев внес ощутимый вклад в развитие песенного жанра в татарском искусстве. Настоящая поэзия – всегда основа для популярных песен. Секрет прост: если стихи близки к народному духу, складу его мышления, они могут поистине стать народными песнями. Его стихи «Разделим яблоко на пятерых» («Бер алманы бишкђ бњлђек»), «Песня зари» («Таћ ќыры»), «Волна» («Дулкын»), поистине стали народными песнями. В них высокие гуманистические, нравственные принципы, неповторимое лирическое начало. Думается, что видный русский поэт-песенник, один из преподавателей Р.Валеева в Литературном институте им.А.М.Горького Лев Ошанин не случайно дал высокую оценку творчеству своего ученика: «Я уже не считаю Разиля своим учеником. Многие годы мы перекликаемся с ним в литературе на равных, и многие годы нас связывает дружба».
Примечательно и то, что на стихи Разиля Валеева написали песни самые видные композиторы Республики Рустем Яхин («Вернись ко мне»), Мирсаит Яруллин («Поют девушки», Захид Хабибуллин («Идут снега»). Целый цикл стихов написал на стихи Р.Валеева композитор Рашит Абдуллин. Песни, написанные на слова Р.Валеева, не песни-однодневки: они популярны среди народа, регулярно звучат по телевидению и радио, республиканские торжественные концерты редко проходят без них. Сегодня песни, написанные на стихи Разиля Валеева, поют самые знаменитые татарские певцы – народные артисты Ильгам Шакиров, Ренат Ибрагимов, Эмиль Залялетдинов, Рафаэль Сахабеев. Не случайно стихи поэта стали народными песнями, ибо только истинная поэзия покоряет душу народа. Один из поэтических сборников Разиль Валеев назвал «Корень молнии». На мой взгляд, поэт сумел раскрыть секрет «корня молнии». Раскрыть волшебные тайны поэзии. У него – философский склад мышления. Все изменения в жизни словно проходят через сердце поэта. Порою его стихи тревожны, они будто предупреждают человека, призывают быть бдительными, утверждают готовность сына земли противостоять катастрофам. Полно оптимизма его символическое стихотворение «Человек». Главная отличительная черта этого поэтического произведения – вера в победу добра над злом.
Я – материк. Я зовусь
человеком.
Что бы моя не сулила
звезда –
Ядерным взрывам и атомным
рекам
Не уничтожить меня
никогда.
(Перевод Л.Барбас)
Поэтический оптимизм поэта достоин одобрения и уважения.
Заметных успехов Разиль Валеев добился в жанре прозы.
Произведение Р.Валеева «Старые часы ходят верно» («Иске сђгать дљрес йљри») можно назвать психологическим романом. Свое отношение к жизни в целом, к миру, к событиям, происходящим в стране, Р.Валеев выражает через размышления, сомнения и тревоги главного героя Искандера.
Психологическая проза Р.Валеева отличается тем, что она воспроизводит новую внутреннюю красоту, красоту чувств, мыслей современного героя – Искандера. В романе дается символический образ старых часов – дедовских часов основного персонажа. Эти часы странные, они иногда показывают точное время, порою – ошибаются, то забегают вперед, то отстают.
В романе мастерски выражены чувства и переживания главного героя Искандера. Для раскрытия характера, основных присущих черт Искандера писатель прибегает к особой форме художественного изложения. Автору присуще логическое развитие мысли. Его главному герою не присущи мелкие, никчемные мысли и чувства. Искандер словно стоит на развилке дорог, ищет ответ на серьезный вопрос: «Как жить дальше?».
Герой произведения «Старые часы ходят верно» старается найти ответ на этот непростой вопрос, ибо он освободит его от суеты жизни, хаоса, безвыходности, непонимания окружающих людей.
Известно, что прототипами многих главных героев произведений являются сами писатели. Жизненная биография того или иного писателя помогает отчетливо понять смысл произведения, уловить главные идеи произведения.
Уже первый сборник стихов поэта «Синие ракушки» (“Зђћгђр кабырчыклар”, 1971) отличается философичностью, раздумьями о кардинальных нравственных проблемах. После издания сборника стихов “Память сердца” (“Ядкарь”, 1987) литературные критики назвали Разиля Валеева “поэтом страстной мысли”.
Основная тематика стихов поэта – родная земля, тревога за судьбу Вселенной, охрана природы, им присущи романтический пафос, высокая идейность.
Во время учебы в Литературном институте на творчество молодого талантливого поэта обратил внимание популярный поэт Лев Ошанин. Общение с метром песенной поэзии для Разиля Валеева не прошло даром. Творчество известного всему миру автора песен Л.Ошанина оказало на Р.Валеева сильное влияние. Молодой поэт начинает писать песни.
Нет секрета, если хочешь познать душу народа, послушай его песни. Содержание песенных стихов должно быть созвучно духу времени. К тому же они должны быть душевными, лиричными. Только при соблюдении таких условий рождается настоящая песня, способная покорить народную душу. Чем талантливей автор, шире его душа, тем лучше получается песня, она становится любимой народом, долговечной. Именно таковы песни Разиля Валеева “Родина моя” (“Ватаным”), “Татарстан”, “Тоскую” (“Сагынам”), “Зачем мама, зачем стареешь?” (“Нигђ ђнием, нигђ картаясыћ”), “Самая светлая звезда” (“Ић якты йолдыз”). Эти песни раскрывают душу народа, позволяют узнать много интересного о Татарстане, его народе, расширяют представление человека о национальной культуре, самобытных обычаях и нравах.
Во время учебы в Литературном институте Разиль Валеев обращается к жанру драмы. Его пьесы стали новым явлением в татарском искусстве.
Драматические произведения Разиля Валеева затрагивали самые актуальные вопросы современности, поднимали жизненно важные проблемы. Драматургия Р.Валеева отличается поэтичностью, в них звучат популярные песни автора, содержание пьес не оставляет равнодушым зрителя. Пьесы Разиля Валеева – его комедии “Пойдем посмотрим на девушек” (“Ђйдђ барыйк: кызлар карыйк”), “Выигрыш за №19171991” (“И машина, машина, ќитте минем башыма”) с большим успехом ставились в Татарском театре драмы и комедии им.К.Тинчурина, стали любимыми спектаклями молодежи.
Широкому кругу читателей Разиль Валеев известен как талантливый прозаик. В 21 год он написал повесть “Собачье солнце” (“Эт кояшы”), наполненную поэтическими размышлениями о жизни. В свое время эту повесть одобрил известный писатель Аяз Гилязев, всегда очень требовательно и строго относящийся к произведениям соратников-писателей.
Отдельные произведения Р.Валеева документальны, они написаны на основе отдельных жизненных фактов. Именно такова его повесть “Жить хочется” (“Яшисе килђ”), посвященного подвигу татарстанца Рифката Миргазизова, повторившего в мирное время подвиг Александра Матросова. Она была переведена на русский язык С.Комиссаровым и издана в авторитетном издательстве “Современник” в 1986 году. Таким образом, эта повесть стала достоянием многих народов, достоянием отечественной литературы.
Повесть “Жить хочется” была достойно оценена, она в 1982 году была удостоена республиканской премии им.Мусы Джалиля.
Разиля Валеева знают и за рубежом. Он представлял Республику Татарстан во многих междунарожных симпозиумах и конференциях. Он читал доклады в США, Канаде, Англии, Турции, Польше, Китае, Японии, Корее, Испании, Израиле. Он удостоен Международной серебряной медали “За заслуги в деле сохранения и развития цивилизации, жизни и культуры на Земле”, он член биографических центров США и Англии. О нем написано во всемирной энциклопедии “Кто есть кто”. Биографический институт Северной Королины США в 1993 году присвоил Разилю Валееву звание “Человек ХХ века”.
Разиль Валеев сегодня полон сил и энергии, он весь в заботах, труде, творчестве. Он активно выступает за развитие культуры и науки в Государственном Совете Татарстана, издательства готовят к печати его новые произведения, в письменных столах письма избирателей, адресованные ему как депутату.
Народный артист Татарстана и РФ Ильгам Шакиров дал высокую оценку деятельности Разиля Валеева: “Я считаю его одним из тех наших писателей, которые всем сердцем радеют за судьбу родного народа.” Остается добавить: “Разиль Валеев достоин по праву звания лауреата Государственной премии Республики Татарстан им.Г.Тукая.
Амир МАХМУТОВ,
доктор филологических наук
На снимках: на юбилейном вечере поэта.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»