news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

На Абязов-фестивале показали современного Садко, доброго Шурале и традиции Тувы

Публика концерта-открытия VII «Абязов-фестиваля» увидела прекрасную тувинскую природу сквозь музыку, встретилась с Садко нашего времени и познакомилась с невероятно добрым и заботливым лесным чудищем.

На Абязов-фестивале показали современного Садко, доброго Шурале и традиции Тувы

(Казань, 8 декабря, «Татар-информ», Алина Ганеева). В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева художественный руководитель камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов продемонстрировал слушателям свои реализованные музыкальные идеи, тесно связанные с мифами, сказками и легендами.

Открыл фестиваль совершенно уникальный проект «Гудимир» в лице одного из лучших гусляров России Максима Анухина. «Садко нашего времени» — так обозначил Рустем Абязов музыканта. Как и игру героя старинной былины на волшебном инструменте Морской царь мог слушать часами напролет, так и исполнение сказочных произведений Максима Анухина с оркестром La Primavera заворожило казанскую публику. Судя по аплодисментам, особенно тепло слушатели восприняли фрагмент из музыкального спектакля Анухина «Житие Заяньки» — метафизической сказки для взрослых, наполненной мистикой, юмором и красивейшей мелодикой по белорусской народной колядной песни о смысле жизни «А у Заяньки три думаньки».

Несмотря на то, что гусли — фольклорный инструмент, композиции Гудимира полны симфонизма: в аккордах скрыто множество музыкальных тем, которые Анухин дополняет вокальной мелодической линией. Однако из-за специфики инструмента темы звучат в небольшом диапазоне, оттого порой затруднительно проследить за их мелодикой. Для облегченного восприятия молодой татарский композитор Ильяс Камал сделал оркестровки («разложил» темы для оркестра) произведений, которые позволили в этот вечер гусляру из Санкт-Петербурга выступить вместе с La Primavera.

«На данный момент совместное исполнение с оркестром La Primavera — наш первый опыт симфонического выступления. Выйти на сцену с маэстро Рустемом Абязовым и его коллективом — это потрясающий опыт. Ощущение, что некая махина подхватывает тебя и ведет вперед. Невероятно комфортно играть», — поделился впечатлениями Максим Анухин.

Он подчеркнул, что «Гудимир» — единственный проект на музыкальной арене, где создаются уникальные для гуслей произведения, в которых синтезируются различные современные стили и нео-академические техники с русской мелодикой и традициями индийской музыки.

«Некоторых российских музыкантов ввергает в шок тот факт, что я аранжирую темы индийских Раг. Те, кто любит фолк, этнику, академические гусли в чистом виде, не воспринимают такую музыку. Зато ее понимают европейские джазмены и симфонисты, а также Рустем Абязов», — прокомментировал гусляр.

Кстати, казанцы услышали произведения на уникальных гуслях XXI века (акустической и электронной), созданных специально по заказу Гудимира лучшими российскими мастерами.

Первое отделение концерта продолжил коллектив, уникальный в своем роде — ансамбль «Хуун-Хуур-Ту». Через свою музыку тувинский квартет рассказал казанцам предания старины своего народа. Они исполняли как народные тувинские, так и авторские песни лидера группы Кайгал-оол Ховалыг.

При помощи техники горлового пения и традиционных тувинских инструментов, таких как игил, хомус, дошпулуур, тунгур, участники имитируют звуки природы. Достаточно закрыть глаза, и в смешении звуков можно услышать пение птиц, крик ворона, раскаты грома, топот копыт степной лошади. Порой сложно поверить, что тувинцы не используют записи, а все звуки воспроизводят с помощью инструментов и собственных голосов.

Неслучайно ансамбль носит название «Хуун-Хуур-Ту», что в переводе с тувинского означает расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Уникальность традиционного горлового пения в том, что музыкант способен выводить две, а то и три мелодические линии. Именно поэтому их музыка производит столь мистический эффект.

На пресс-конференции, посвященной VII «Абязов-фестивалю», дирижер оркестра La Primavera отметил, что ансамбль «Хуун-Хуур-Ту» появился на афише незадолго до открытия фестиваля, потому они не успели создать совместный проект. Для слушателей коллектив выступал сольно. Остается надеяться, что в ближайшем будущем Рустем Абязов вновь пригласит тувинский ансамбль, и они выйдут на сцену вместе с оркестром La Primavera.

«Несмотря на все проблемы, происходящие в мире, очень приятно, что слушатели идут на концерты и тепло встречают нас», — рассказал участник группы Радик Тюлюш.

Оркестр La Primavera за многие годы работы неразрывно связан с областью синтезирования сил академического струнного оркестра не только со всевозможными музыкальными течениями, но и с разными видами искусств. Рустем Абязов, находясь в постоянном поиске новых «смыслов», заражает своим безмерным энтузиазмом других. Так, с подачи маэстро новый художественный руководитель театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев переосмыслил знаменитую татарскую легенду «Шурале».

Абязов оркестровал симфоническую Сюиту по одноименному балету Фарида Яруллина для своего оркестра, и результат стал музыкальной составляющей творческого излияния Зайниева. «Shurale: новая фантазия под музыку из балета» — спектакль, в котором гармонично переплетены драматический театр, хореография и кукольное представление.

Легенду о Лесном Духе серьезно переработали. Стереотип об очаровательной, но совершенно не властной над своей судьбой заколдованной девушке-лебеде разрушен. Теперь Сююмбике — современная самодостаточная личность, способная нести ответственность за свою жизнь. Она не нуждается в своем спасении «принцем на белом коне». К слову, Али-Батыр фактически не фигурирует в постановке. Зрителю он встретится только однажды: в кукольном действе — отсылке к событиям, происходившим в прошлой жизни Сююмбике. Кстати, образ татарской красавицы для актрисы Ляйсан Миннахметовой стал дебютной драматической ролью.

Шурале и вовсе сменил место обитания: из лесной фауны он перебрался в шкаф главной героини, чтобы в нужный момент напомнить ей об ее истинном предназначении. Как отметил автор и режиссер постановки Ильгиз Зайниев, Шурале — хранитель крыльев татарской культуры, который ждет возвращения прекрасной Сююмбике.

Сам персонаж Шурале получился совершенно очаровательным: он не наводит ужас и не вселяет страх. Его образ вызывает сопереживание: только совершенно бездушный зритель не смог бы посочувствовать скрюченному на полу Шурале, пока главная героиня, потеряв самообладание, безжалостно швыряет в напуганного лешего книги в твердых обложках.

«Для того чтобы собрать образ Шурале, мы с моей супругой — хореографом спектакля Салимой Аминовой — спрашивали у разных детей: каким они его видят? И почти все безапелляционно заявляли: Шурале пугает, но где-то в глубине души он невероятно добрый. И мы решили показать его зрителям с совершенно другой, чувственной стороны», — рассказал о своем образе народный артист РТ, актер Камаловского театра Ильдус Габдрахманов.

Вчера зритель увидел только эскизный вариант спектакля, так как площадка Большого концертного зала не предназначена для проведения театральных постановок. В новом году «Шурале» войдет в репертуар театра «Экият», где «обрастет» декорациями, новыми куклами, продуманной светографией.

Впереди зрителей ждет еще два фестивальных дня — 14 декабря и 28 января, где будут представлены новая одноактная моноопера «Щелкунчик», музыкальное действо Алексея Шелыгина «Слово о полку Игореве», режиссерский балет Наиля Ибрагимова «Аполлон Мусагет» на музыку Стравинского и произведения в исполнении проекта «Треугольный сон», греческого вокалиста Яниса Кофопулоса и оркестра La Primavera.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100