news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Мяч над сеткой. Аппетит приходит во время еды

Чемпионат России по волейболу среди женских команд вышел на финишную прямую, и перед «Динамо-Казанью» замаячила перспектива сделать победный дубль - вслед за первым в своей истории Кубком России выиграть и первое «золото» первенства страны. О том, как обстоят сейчас дела в команде, мы расспросили ее главного тренера Ришата Гилязутдинова.

- Ришат Сиразутдинович, сначала расскажите, почему вы отказались возглавить сборную Болгарии. Ведь от таких предложений обычно не отказываются.
- Действительно, предложение было заманчивым, но у меня еще не закончился действующий контракт с «Динамо-Казанью», а руководство клуба отрицательно отнеслось к совмещению мною двух постов. Так что я остаюсь в столице Татарстана.
- И теперь…
- И теперь после того, как мы уже выполнили поставленную на сезон задачу - выиграть одно из двух главных внутренних соревнований и путевку в Лигу чемпионов - у нас есть все шансы стать чемпионами страны. Место в играх плей-офф мы за собой уже забронировали, и теперь наша задача - подойти к ним в максимально боевой форме. Но это не значит, что на оставшиеся матчи регулярного чемпионата мы будем выходить только для того, чтобы отбывать номер. В любой игре - вне зависимости от того, аутсайдер наш соперник или фаворит, может ее результат как-то повлиять на наше турнирное положение или нет - мы всегда бьемся за победу не на жизнь, а насмерть.
- Если я вас правильно понял, то вы не станете специально проигрывать даже в том случае, если, скажем, благодаря поражению в последнем туре регулярного чемпионата вашим соперников в первом раунде плей-офф станет не хабаровский «Самородок», а самарский «Протон»? Все-таки одно дело ехать играть на Дальний Восток, и совсем другое - к своим соседям по ПФО.
- Совершенно верно. С одной стороны, гадать, кто в итоге займет седьмое место, а кто - восьмое, занятие неблагодарное. А с другой - если ты однажды позволишь себе сыграть спустя рукава, то у тебя может не получиться собраться в тот момент, когда это будет нужнее всего. Уверен, что точно так же решают для себя эту дилемму наши главные конкуренты в борьбе за медали - динамовцы из Москвы и Краснодара.
- Совсем недавно команда получила в свое распоряжение новый спорткомплекс «Санкт-Петербург», построенный к Универсиаде. Вы уже освоили его или продолжаете тренироваться на привычной базе автотранспортного техникума?
- Мы осваиваем «Санкт-Петербург» и, как вы знаете, именно там провели победный для нас «Финал четырех» Кубка России. Но что касается тренировок, то пока часть занятий проходит в «Санкт-Петербурге», часть - в автотранспортном техникуме. Старый спортзал удобен для нас прежде всего тем, что мы, тренеры и игроки, живем неподалеку от него.
- Сразу после победы в Кубке России вы вместе с командой отправились в горнолыжный комплекс «Казань», расположенный на берегу Свияги. А ведь у многих представителей игровых видов спорта прямо в контрактах содержится запрет на занятия экстремальными видами спорта, к которым относятся горные лыжи, сноуборд и т.д. И вдруг вы сами повезли туда наших девушек…
- Вы правильно заметили, что это был именно горнолыжный комплекс. Но ни на какие горные лыжи мы не посягали, а покатались на каких-то снарядах, как они называются… «бублики», по-моему. Это практически детская забава. Травмироваться на них в принципе невозможно, а получить дополнительный заряд энергии - запросто. И потом - свежий воздух, положительные эмоции от катания на фуникулерах… Всем всё понравилось.
- Как вы считаете, приезд в Казань игроков уровня Гамовой и Кошелевой стал одной из причин того, что местные болельщики начали проявлять больше интереса к выступлениям команды?
- Ну, это даже не обсуждается, потому что игроки сборной - это игроки сборной. И то, что армия наших болельщиков стала куда более многочисленной, можно было увидеть, побывав на матчах «Финала четырех». Но хотелось бы, чтобы трибуны не пустовали и на играх регулярного чемпионата страны. Надеюсь, что по мере развития, становления команды количество пустых мест в «Санкт-Петербурге» будет уменьшаться.
- Довольно часто классные игроки переходят в другой клуб «по знакомству». Интересуются - эта будет играть, а эта? Ну, значит, и я тогда подпишу контракт. А как было дело с переездом звездных новичков в Казань?
- В селекционной работе всегда есть определенные моменты, которые не должны становиться достоянием широкой публики. Поэтому я оставлю этот вопрос без ответа.
- Как вы считаете, нужно ли российскому чемпионату увеличение лимита на легионеров?
- Да, лично я считаю, что два человека на команду - это слишком мало. Но при этом я против того, чтобы волейболисты копировали опыт футболистов, где вся команда может состоять сплошь из одних легионеров. При таком подходе почти не имеет смысла развивать детский спорт, готовить смену тем, кто играет сегодня ведущие роли в командах, выступающих в высшем дивизионе чемпионата страны.
- Не секрет, сколько у вас выходных в неделю?
- Это никак не регламентировано. Выходные зависят от графика соревнований, мы работаем и отдыхаем в зависимости от дат наших игр. К примеру, на Новый год мы отдыхали в отличие от всех остальных россиян только три дня: 31 декабря - день возвращения команды с полуфинала Кубка России, первого и второго января. Правда, это был отличный от обычного график, потому что чаще всего уже второго января команда собирается на вечернюю тренировку.
- Что вы успеваете сделать за время отпуска?
- Я всегда стараюсь вырваться в родной город - Алма-Ату. Что касается прошлого лета, то свободного времени у меня прибавилось, потому что предыдущие пять лет я работал с юниорской, молодежной и первой сборными страны, а на этот раз был свободен от обязательств перед ними. Три недели из полутора месяцев отпуска я провел в Казахстане, потом отдыхал в Турции и, кроме того, был здесь, в Казани.
- Куда, кроме, конечно, Казахстана, вы планируете поехать этим летом?
- Отпуск никогда не был для меня пустым времяпрепровождением, когда только и делаешь, что целый день валяешься на пляже и купаешься в море. На этот раз я хотел бы отправиться в Сингапур, куда ездят учиться наши министры, и тоже чему-нибудь научиться.
- Как правило, тренерами становятся бывшие профессиональные игроки. Но почему вы стали тренировать не мужские, а женские команды?
- Я заканчивал свою игровую карьеру в команде ЦСКА-«Азамат» из Алма-Аты, которая в советские времена называлась «Дорожник» и была крепким «середняком», занимая в высшей лиге чемпионата СССР четвертые-пятые-шестые места. Доиграв, в 1996 году перебрался в Россию и планировал начать тренерскую карьеру в мужской команде. Но таких предложений не было, а первое, которое поступило, оказалось из женской команды из Липецка. Условия контракта были приемлемыми, команда - с амбициями, и я согласился. А позже даже не задумывался о том, чтобы начать работать с мужскими командами. Кстати, если сравнивать мою бывшую игровую и нынешнюю тренерскую карьеры, могу сказать, что основные особенности в работе связаны с психологией. Скажем так, тренируя мужчин, мы изначально делаем ставку на то, что они спортсмены, а в работе с волейболистками всегда следует помнить о том, что они прежде всего - женщины. Хотя нынешний наставник женской сборной России Владимир Кузюткин, а он поработал и с мужскими, и с женскими командами, как-то сказал мне такую вещь: «Ни одна мужская команда не выдержит такую нагрузку, которую можно предложить женщинам на сборах». Это уже вопрос чистой физиологии, поскольку женщины, в принципе, выносливее мужчин. И еще Кузюткин добавил, что ему больше нравится работать с женщинами. Потому что они более терпеливы, работоспособны и выкладываются не просто на 100, а на 150 процентов.

Беседовал Джаудат АБДУЛЛИН

 
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100