news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Мурад ЮСУФ:

«Различные течения в исламе лишь разделяют верующих»

На днях в Казани побывал муфтий Румынии Мурад Юсуф. Он принял участие в Изге Болгар жыены и III Международном саммите исламского бизнеса и финансов («Kazansummit-2011»). Мурад хазрат рассказал о деятельности мусульманской общины Румынии, о религиозных уроках в школе, подготовке священнослужителей и о многом другом. 

Мурад хазрат, расскажите, пожалуйста, как живут мусульмане в Румынии?
М.Ю.:
В первую очередь я бы хотел поблагодарить Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова за то, что он пригласил меня сюда с официальным визитом. Это дало возможность увидеть республику, познакомиться с людьми, которые здесь проживают. 

В состав нашего муфтията входят 78 мечетей, 12 из которых - исторические памятники. Они подконтрольны Министерству культуры Румынии и являются международным достоянием. Государство выделяет нам бюджет и помогает следить за историческими зданиями. Это единственная в Европе страна, в которой государство официально оказывает помощь мусульманам, и где свобода вероисповедания используется полностью. Я говорю как человек, испытавший это на практике. Организации и учреждения  проводили исследования на данную тему, результаты оказались такими же положительными. 

Есть ли у вас в стране религиозные учебные заведения?
М.Ю.:
Согласно законодательству Румынии,  с 1-го по 12-й класс в обязательном порядке в школах уроки религии, в том числе по исламу. Кроме того, есть центры по изучению Корана, которые находятся в подчинении муфтията. В период летних каникул для детей при всех мечетях будут организованы курсы по изучению Корана, основ ислама. Государство не ставит никаких преград в оказании данных услуг.

Каковы взаимоотношения религиозных структур и государства?
М.Ю.:
Власти нам помогают, если обратиться с просьбой. Если мы сами не будем что-либо предпринимать, то и государство нам не поможет. Мы сами проявляем инициативу, а правительство нас поддерживает. В Румынии государство к религиозным делам относится нейтрально. 

Население нашей страны составляет 23 миллиона человек, в том числе мусульман 70 тысяч. И муфтий, представляющий это меньшинство, обращается и просит помощи. У нас остались земли, которые принадлежат мусульманам с времен Османской империи, но их не так много, и большой прибыли они не приносят. Земельное имущество может покрыть расходы лишь в сельской местности. Если не было бы турецких спонсоров – инвесторов, предпринимателей, открывающих бизнес у нас в стране, нам было бы нелегко. 

В 2005 году я был избран муфтием, в прошлом году переизбран на этот пост еще раз. За этот период времени мы построили 8 мечетей и 18 минаретов. Предыдущий посол Турецкой Республики приложил усилия, чтобы ни одна мечеть не осталась без минарета. Мы считаем, что они являются нашими символами. У нас есть 20-40 метровые минареты. Как перед моей поездкой в Татарстан приехали турецкие строители, инженеры, с помощью Всевышнего, если позволит погода, мы должны до конца года возвести еще 4 минарета.  

Что примечательно, азан звучит через колонки,  его хорошо слышно в округе. Хочу рассказать интересную историю: в городе Костенджи,  в самом центре рядом с мэрией стоят две мечети, одна повыше, другая пониже. В одной из них сломались колонки, и азана не было слышно. Мэр отправил помощника, чтобы узнать, что произошло. Узнав причину, он выделил деньги на покупку нового оборудования. Он сам христианин.

В чем заключается работа муфтията?
М.Ю.:
Отвечаем за все, что связано с религиозной инфраструктурой, это  имущество, деньги, образование. Мы просим помощь у государства, распределяем средства туда, где  они необходимы. В обязательном порядке в любой религиозной организации должны быть люди, с которыми общаются и через кого решают проблемы мусульмане. Если бы в Татарстане не было бы муфтия Илдуса хазрата, получилось бы так, что мне надо общаться с каждым мусульманином в отдельности… У каждого человека должна быть своя роль. 

Практикуется ли получение образования за границей?
М.Ю.:
Да, за границей учатся. Я, например, учился в Турции. У нас существует такая практика – получают образование в Турции и других арабских странах. Нужно пояснить, что в Турцию мы отправляем на договорной основе, и тут помогает государство. А в другие страны студенты отправляются благодаря вакфной системе. 

Какого мазхаба придерживаются правоверные в вашей стране? Есть ли  экстремистские течения?
М.Ю.:
Религиозное образование мы даем по мазхабу Абу-Ханифа. 

Будь-то Татарстан, другой регион России или другая страна Европы – у нас есть общая проблема, с которой мы сталкиваемся и боремся: это течение ваххабизма. В Коране сказано: «Примкните к вере Аллаха и не разделяйтесь, будьте едины». Различные течения в исламе лишь разделяют верующих. 

В 2006 году я принимал участие в одной из встреч  главы российского государства с религиозными лидерами. Тогда я услышал от Владимира Путина предложение, которое я поддерживаю и теперь повторяю всем. Он сказал, что мир сейчас нуждается в традиционном исламе. И считаю, что это направление должно быть основным для всех тех стран, о которых я сказал. Я считаю, что мы должны вернуться к тем постулатам веры, которые нам перешли от наших предков. Именно борьба с течениями должна быть общей идеей всех стран, которые придерживаются традиционного ислама. При встрече с Илдусом Файзовым мы обсуждали эти вопросы. Насколько я понял, у Татарстана большой опыт  в этом вопросе и мы хотели бы перенять его. Лично я хотел бы, чтобы было взаимопонимание и уважение мусульман друг к другу и к другим религиям.

Расскажите, пожалуйста, о том, как выдаются сертификаты халяль.
М.Ю.:
Мы только приступили к выдаче сертификатов халяль. У нас есть предприятия, которые производят и экспортируют свою продукцию в арабские страны. И в этих вопросах мы четко контролируем исполнение всех наших требований. Но у нас нет такой организации как комитет «халяль». У нас есть люди, которые занимаются этим вопросом. Но, к сожалению, некоторые из них, не имея знаний, тонкостей, навыков выдают для данного продукта документы соответствия стандарту халяль 

Я считаю, что на международном уровне надо собраться и урегулировать вопросы, касающиеся сертификации халяль. Определить в каждой стране орган, у которого будут полномочия заниматься этим вопросом и выдавать сертификат халяль, и чтобы никто кроме него не мог иметь на это право. Потому что в некоторых странах Евросоюза  есть организации, которые без каких-либо знаний, ради коммерческой выгоды печатают сертификаты и раздают всем, кто пожелает. Выдача этого документа является очень серьезным действием, требующим большой ответственности и профессионализма. Выдавая его, необходимо помнить, что данным продуктом могут воспользоваться миллионы мусульман. 

Вам понравилось в Татарстане?
М.Ю.:
С того дня как я сюда приехал, мне все нравится. Я еще раз хочу поблагодарить Президента Татарстана Рустама Минниханова за то, что он пригласил меня сюда. Так получилось, что я оказался единственным представителем одной из стран Евросоюза. И для меня это было приятно вдвойне. Я считаю, что данное событие – первый шаг к тому, чтобы между нашими государствами построить хорошие и плодотворные взаимоотношения. Надеюсь и прошу у Всевышнего, чтобы наши начинания стали полезными, как для мусульман живущих здесь, так и для мусульман, живущих в Румынии. Я увидел, что здесь очень хорошо и очень красиво. Здесь много направлений, по которым мы могли бы обменяться опытом, поучиться у вас. Особенно хотелось бы перенять опыт и наработки в направлении по борьбе с ваххабизмом. Мы должны разрешить вопросы урегулирования и  улучшения традиционного ислама на международном уровне.

Подготовила Алия САБИРОВА по материалам пресс-службы ДУМ РТ.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100