news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Мухаметшин: Единицы из наших ученых прочитали и проанализировали хоть одно произведение Марджани

Ректор РИИ считает, что до сих пор татарская богословская мысль не изучена в полной мере и Болгарская исламская академия призвана решить эту проблему.

Мухаметшин: Единицы из наших ученых прочитали и проанализировали хоть одно произведение Марджани

(Казань, 2 июня, «Татар-информ», Рустам Кильсинбаев). Болгарская исламская академия в сентябре 2017 года должна начать свою работу. Основная цель и идея создания учебного заведения — воссоздание отечественной богословской школы. Член Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир», ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин считает, что сегодня среди современных ученых сложно найти человека, который бы хорошо был знаком с трудами татарских богословов. Об этом специалист рассказал в интервью журналисту ИА «Татар-информ».

Интервью с ректором РИИ Рафиком Мухаметшиным

«Не открою секрета, если скажу, что сегодня практически единицы из наших ученых прочитали и проанализировали хотя бы одно богословское произведение Шихабутдина Марджани и других татарских богословов, — комментирует Рафик Мухаметшин. — Потому что практически никто не владеет богословским научным инструментарием. Этим и можно объяснить то, что до сих пор наше многовековое богословское наследие не изучено. Потому что некому. Знающих арабский язык предостаточно, владеющих богословским инструментарием единицы. В самом деле, лишь немногие из текстов, созданных нашими богословами, вряд ли могут быть признаны исламоведами научными в современном смысле. Прежде всего они несут в себе определенное понимание Бога и его отношения к человеку, значимость которого определяется совершенно другими критериями, чем соответствие стандартным процедурам научного метода. Так кто будет изучать наше богословское наследие? Исламоведы? Философы? Историки? Все должны изучать. Но без богословского осмысления мы никогда не поймем основные идеи, заложенные в этих трудах. Это же неслучайно, что некоторые ученые до сих пор и Курсави, и Утыз-Имяни, и Марджани считают философами. Мне кажется, это самое большое оскорбление для наших богословов!»

Интервью с ректором РИИ Рафиком Мухаметшиным

По словам ректора Российского исламского института, разгоревшиеся споры по вопросам планирования учебной программы и организации учебного процесса говорят о непонимании со стороны исследователей фундаментальных понятий исламского образования. «Сегодня, как ни печально, об исламском богословии рассуждают все имеющие какое-либо отношение к исламу ученые, публицисты и эксперты. Поскольку они представляют совершенно иные школы и представления об исламе, ими движет совершенно другой методологический посыл или просто они атеисты. Отношение сегодня к исламскому богословию в обществе, даже в научном сообществе довольно негативное. Дескать, это не наука, а совокупность догматических принципов, которые из века в век без изменений передаются, поэтому для современного общества эта так называемая псевдонаука не актуальна. Тем не менее необходимо помнить, что в основе богословского знания лежит весьма специфический опыт человеческого существования. Он определяется фундаментальными понятиями "вера" и "откровение", мыслимыми в конкретном конфессиональном пространстве. А такой тип знаний для многих исследователей ислама непонятен и неприемлем. Поэтому они хотят его заменить чем угодно. Вот поэтому и вокруг разработанного стандарта разгорелись споры, дескать, почему нет этого предмета, другого. Сегодня нужно четко освоить: в Болгарской академии необходимо дать целостное богословское знание, а не пичкать программу различными исламоведческими и философскими дисциплинами. Почему? Хотя бы потому, чтобы могли наконец-то освоить наше богатейшее богословское наследие», — подытожил Рафик Мухаметшин.

Полный текст интервью читайте на портале «События».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100