news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Мнение//ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ, НАДО СТАВИТЬ БОЛЬШИЕ ЦЕЛИ//29 марта, №12

Казанская губерния была периферией имперской культуры, типичной провинцией, в которой татары были на положении угнетенной нации. Даже элита русского общества в Казани не имела о татарской культуре ни малейшего представления.

В советские годы, с возникновением своей республики, положение несколько изменилось. Но татары оставались «младшим братом», которого опекают, но с которым не особо считаются.

В конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века татары заговорили о суверенитете и самостоятельной национальной политике. Но эпоха подъема национальных чувств, своего рода национального возрождения, оказалось кратковременной.

А сейчас наша нация переживает период растворения в русскоязычной среде. И все чаще звучит вопрос: исчезнем ли мы совсем?

А ведь у нас есть своя почти тысячелетняя история, своя культура и своя мифология. На это мне хочется сделать особый упор, ибо на мифе держится национальное самосознание. И все писатели, если вдуматься - мифотворцы. В том числе и я, культивирующий миф о Джалиле. Это - реальный миф, основанный на действительных фактах. Если бы их не было, их следовало бы выдумать - для поддержания национального имиджа.

Чтобы нация осознавала свою целостность, надо культивировать и древне-булгарские легенды, и мифы о создании Казани, и сказания об озере Кабан, и другие мифы, уходящие своими корнями в мифологию древних тюрок.

Нам надо сохранять свои фундаментальные национальные ценности. Это прежде всего народные традиции, нравы и обычаи: гостеприимство, открытость миру, широта души. Татарский народ, во многом благодаря исламу, всегда придерживался трезвого образа жизни. А сейчас это золотое правило утрачивается - вместе с языком и государственностью. А ведь трезвость - не просто требование ислама, а главное условие выживания нации.

Основой нации всегда была татарская деревня. Именно здесь сохранялись язык, обычаи, приверженность исламу, короче, основные слагаемые национального менталитета. А сейчас деревня умирает. Исчезает, уходит... Отсюда и исчезающая культура. И неизбежное растворение в урбанизированной и глобализированной среде. Приближается конец татарской истории. Все это можно выразить одним словом - РАСТВОРЕНИЕ.

Сейчас стало модным ругать советское время. Но ведь именно в советские годы творили такие самобытные художники слова, как Амирхан Еники, Хасан Туфан, Фатых Хусни, Аяз Гилязов, Мухаммед Магдеев... Но это - только айсберги, плавающие на поверхности моря национальной культуры. А в подводной части моря были такие крупные фигуры, как Гаяз Исхаки, Галимджан Ибрагимов, Шигабутдин Марджани, Риза Фахретдинов. Я имею в виду многослойность нашей культуры и ее глубокие корни.

Национальный фактор нельзя недооценивать. Ведь, если вдуматься, основной причиной распада СССР стали центробежные этнические тенденции к независимости. Этносы претендуют на независимость - это закон жизни. Вот наша страна и распалась по этническим швам, которые проложили сами же большевики. В пропагандистских целях, разумеется. Но со временем это аукнулось...

Очень меня беспокоят так называемые необольшевики, которые пропагандируют все тот же великодержавный шовинизм. Эта заразная болезнь быстро распространяется среди части неустойчивой русской молодежи. В качестве ответной реакции на это усиливаются и националистические настроения на местах.

Усиливаются и царистские тенденции. Императора Николая Второго, прозванного кровавым, провозгласили мучеником и причислили к лику святых. Между тем Ленин вполне справедливо называл Российскую империю тюрьмой народов. Вот почему татары в основной массе поддерживали большевиков и Ленина. Что скрывать, большевикам, чтобы прийти к власти, потребовался лозунг самоопределения народов. И это сыграло немалую, если не решающую, роль.

В годы революции, гражданской войны и особенно голода 1921 года наша республика понесла колоссальные людские потери. Если прибавить к этому потери в результате репрессий тридцатых годов и во время Отечественной войны, получаются астрономические цифры, которые никто еще точно не подсчитал. Но в то же время за годы Советской власти в Татарстане выросли новые города, проложены асфальтированные магистрали, в села проведен газ. Большинство из этого стало возможным благодаря нефти. Является ли это достаточной компенсацией утраты национального языка, древних традиций и культуры? Вопрос повисает в воздухе. Да, русские были для нас «старшим братом», то есть империообразующей нацией. Но в то же время надо признать, что татарину в Татарстане сделать карьеру было куда легче, чем «старшему брату». Ведь это был «национальный кадр»!

К числу национальных ценностей принадлежат также история народа, фольклор, литература, театр и музыка, особенно песня. Если все это потерять, отдельные люди, может и выживут, но нация исчезнет.

Чтобы выжить, надо ставить большие цели. В идеале нам надо добиться равноправного статуса с русской культурой. Более того - стать частью общемировой культуры. А для этого нужны крупные и национально мыслящие художники, писатели, композиторы, ученые.

Для этого нужны такие элементарные чувства, как национальная гордость, самоуважение, интерес к собственным корням и истокам. И еще – осознание опасности, грозящей нации.

Рафаэль МУСТАФИН

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100