news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Минтимер Шаймиев: "Я просто работаю"

14 января на телеканале «Россия» в программе «Вести недели» прошел сюжет Андрея Медведева, посвященный Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву

"Я ПРОСТО РАБОТАЮ"

В субботу Минтимеру Шаймиеву - этому, наверное, самому необычному региональному руководителю - 70. Если считать с назначения в предсовмины Татарской АССР, то он руководит республикой 21 год. За это время случилось многое, но сегодня уже точно позади стремление к отделению, в чем прямая заслуга самого Шаймиева, которого в республике называют уважительным "Бабай".

На горные лыжи он встал всего три года назад. Почти случайно. Поехали с женой в горы, и там его уговорили попробовать. Теперь он регулярно заезжает на горнолыжный курорт в 35 километрах от Казани. Спускается в сопровождении малоприметной охраны, и далеко не все понимают, что рядом с ними катается президент. Шаймиев рассказывает, что лыжи любил с детства, правда, катались на самодельных.

"Из досок различных пород дерева делали, потом в бане их гнули, и были готовые как бы лыжи. Но самое разочарование постигало, когда они разгибались назад", - вспоминает президент республики Татарстан Минтимер Шаймиев.

Горнолыжный комплекс "Казань" начали строить всего два года назад, он все только расширяется, вот-вот введут в строй еще одну трассу.

"Татарстан, я думаю, будет развиваться. И я не побоюсь сказать слова "он обречен на успех", - считает Минтимер Шаймиев.

Так рассуждает бывший первый секретарь Татарского обкома КПСС, который, когда на излете перестройки стал первым президентом Республики Татарстан, начинал реформы еще от обратного.

"Я работал тогда председателем совета министров Татарстана, попозже некоторое время и партийным руководителем. Даже, какой жирностью творога и масла мы должны были торговать, регулировала Москва", - рассказывает Минтимер Шаймиев.

Он вырос в деревне, учился в сельзинституте. Работал на целине, потом - на МТС. Потом 20 лет - министром мелиорации и водного хозяйства республики. К началу реформ он как никто знал экономику республики изнутри и знал, что перемены нужны.

"Мы раздали населению ваучеры. Я считаю, что это совершенно правильно сделали. Ругай Чубайса, не ругай Чубайса, другого пути не было, бесплатно надо было раздавать собственность, что и было сделано правильно", - уверен Минтимер Шаймиев.

Но инфляция тогда оставляла до 1000%, и в Татарстане решили ввести мораторий на приватизацию местных предприятий. Чтобы не ушли за бесценок. В частные руки заводы попали только в середине 90-х.

Как пример удачной приватизации по-татарстански - завод "Оргсинтез". Принадлежит местной компании, конкурирует на международном рынке. Главное направление - полиэтилен, сейчас строят новый цех по производству поликарбонатов - это сырье для изготовления CD, автомобильных фар, защитных экранов вдоль дорог. Производить его будут из углекислого газа, который сейчас просто выбрасывается в атмосферу. До сих пор таких производств в России не было.

"Конечно, мы пошли на закупку очень дорогой лицензии у японцев. Но во-первых, это конкурентоспособное сырье, во-вторых, - это экология", - говорит генеральный директор компании "Казаньоргсинтез" Леонид Алехин.

"Таким образом, собственность у нас просто так никому не ушла, и в этом понимании в Татарстане олигархов нет. Есть ребята, которые появились попозже уже, в более цивильных условиях, действительно есть ребята преуспевающие, но это уже другие ребята, и им несколько иначе досталась эта собственность", - рассказывает Минтимер Шаймиев.

Вслед за революцией зарплат в промышленности - революция потребительская. Где кроме Москвы, такой набор практически всех торговых сетей? А на днях открыли по-настоящему столичный новый широкоэкранный кинотеатр. Именно в этом комплексе выбирали, кто поедет от республики на бал дебютанток в Австрию. Сам по себе набор финалисток - татарка, русская и чувашка - показывает, как теперь захлебнулись радикалы, которые 15 лет назад на пике "парада суверенитетов" требовали то отделения от России, то выселения всех "нетатар". Именно Шаймиев сумел тогда найти компромиссные решения. Конституция Татарстана определяет два государственных языка. Шаймиев ссылается тут на советский опыт - ведь были же в паспортах страницы на языке союзных республик.

"Президент должен обладать обоими языками. Они говорят - это ущемление конституционных прав человека. А я задаю вопрос: а не ущемляются ли права, если, например, пришел президентом Татарстана человек, который знает только один язык? Не важно, что он или русский, или татарский знает", - говорит Минтимер Шаймиев.

Семья Шаймиевых считалась зажиточной. Потомственных крестьян советская власть классифицировала как кулаков. Но отца - удивительно - отца взяли в партию.

Так и жили: папа - коммунист, родной дядя - глубоко религиозный мусульманин. Каждый раз, когда Шаймиев приходит в построенную при нем главную казанскую мечеть Кул Шариф, он вспоминает как тайком учился совершать намаз.

"Открытой конфронтации не бывало, но напряжение все равно какое-то было. Бывали случаи, что он за намазом, вдруг видит отец едет, он быстро заканчивал молитву", - вспоминает Минтимер Шаймиев.

Еще в 1991-м он вернул верующим все храмы и монастыри, поставил все конфессии в равные условия и тем самым обеспечил и религиозный мир. В Казани можно видеть мирно беседующих православного священника и католического епископа. А в Кремле - Благовещенский собор - в каких-то 300 метрах от той самой главной казанской мечети, построенной вместо той, что снесли еще при Иване Грозном. Шаймиев и для новой мечети нашёл место, и православный храм отреставрировал. Между ними поставили памятник древним зодчим - русскому и татарину. Кремль ведь строили и те, и другие, то по очереди, то вместе.

Самая впечатляющая светская новостройка Казани - клинико-диагностический центр. Построен и финансируется полностью за счет Татарстана. Но на операции едут со всего Поволжья. А это могло бы означать и частично федеральное финансирование. В одном таком конкурсе Татарстан уже победил. Деньги из федерального инвестфонда приходят в Нижнекамский нефтехим, который республика строила сама.

На этом и основывается право Шаймиева на особое к себе отношение. Он сделал свой регион таким, каким должны быть многие другие. Соответственно и ко многим другим таким особым отношением могло бы быть и отношение Москвы. Но пока кроме него такого добились единицы.

"Система должна быть такой, чтобы средних способностей руководитель мог хорошо работать. У нас до сих пор страна держалась на сильных людях, особенно на местах. Будь они руководители региона, будь они руководители районов, городов, хозяйств, предприятий. На сильных людях. На нервах. На особом таланте. А вообще-то общественный строй должен быть таким, чтобы человек средних способностей мог бы спокойно работать", - считает Минтимер Шаймиев.

70 лет - юбилей солидный, однако Шаймиев все переубеждает жену, которая говорит, что пора отдохнуть. Но сейчас Казань бьется за право принимать всемирную Универсиаду 2011 года.

"А я не знаю. Мне говорят, что я президент, а мне кажется, что я просто работаю", - говорит Минтимер Шаймиев.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100