news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Минтимер Шаймиев, Президент Республики Татарстан: «Горжусь тем, что люблю сельское хозяйство»

Не скроем, нам было приятно, что в одном из недавних интервью Минтимер Шарипович Шаймиев отметил: “Первые публикации обо мне в центральных изданиях появились в “Сельской жизни” и “Огоньке”.

Тогда, 40 лет с лишним назад, он не был, конечно, главой республики. Но верная принципам показывать людей труда, “Сельская жизнь” в год проведения 14 съезда ВЛКСМ не могла не рассказать о молодом инженере, придумавшем оригинальный способ получения квадратов на посевах кукурузы. Новинка получила широкую популярность, а сам специалист был избран председателем совета молодых кукурузоводов республики.

У Минтимера Шариповича крепкие крестьянские корни. Сегодня он с гордостью говорит: “Меня иногда некоторые называют сельхозником, видимо, имея в виду, что я люблю сельское хозяйство. И это звучит даже как обвинение. Стараются ущемить, что ли? А я этим всегда горжусь. Каждому бы побыть “сельхозником”, тогда люди больше бы понимали жизнь... Мне эта крестьянская психология передалась от деда, от отца, который долгие годы был председателем колхоза. Она сидит во мне с детства, и ничего с этим поделать не могу”.

Он родился 20 января 1937 года в деревне Аняково Актанышского района Татарской АССР. Дед – Шагимухаммет, крепкий середняк, в годы коллективизации попал под раскулачивание. Отец – Шагишарип – всю жизнь проработал в сельском хозяйстве, из них 26 лет колхозным председателем.

Сам Минтимер Шарипович после окончания в 1959 году факультета механизации Казанского СХИ работал сначала инженером в МТС, потом управляющим районным объединением “Сельхозтехника”. И дальнейшая его работа прошла в родной республике: в советское время он был инструктором, заместителем заведующего сельхозотделом обкома КПСС (1967-1969 гг.), министром мелиорации и водного хозяйства (1969-1983), первым заместителем председателя Совмина, секретарем обкома КПСС (1983-1985), председателем Совмина республики (1985-1989), первым секретарем обкома партии (1989-1990), председателем Верховного Совета (1990-1991). С 12 июня 1991 года М.Ш. Шаймиев – президент Республики Татарстан. Он член Президиума Государственного Совета РФ сопредседатель Высшего совета партии “Единая Россия”.

И во все времена, на всех постах Минтимер Шарипович оставался верен своей любви к деревне. Всегда его отличало глубокое понимание нужд и чаяний крестьянства. Еще одно тому подтверждение – публикуемый сегодня (с небольшими сокращениями) доклад Минтимера Шаймиева на VII съезде “Единой России”.

Определяя свое видение перспектив развития российского общества, чтобы быть обреченными на успех, нам крайне важно не распыляться и сконцентрировать усилия на стратегических направлениях развития страны. Всероссийская политическая партия “Единая Россия” одним из таких направлений считает обустройство сельских территорий на основе ускоренного развития агропромышленного сектора экономики на текущее десятилетие. Сельское хозяйство страны должно стать одним из важнейших составляющих базиса суверенной демократии, от которого зависит конкурентоспособность, безопасность экономики и одновременно благосостояние наших граждан.

Сегодня на селе проживает свыше трети всего населения страны. Оно является хранителем устоев традиционной культуры и нравственности нашего народа. Нелишне будет напомнить, что сельчане – одна из самых активных категорий избирателей, которая подчас составляет до половины проголосовавших на выборах.

Насколько адекватно наша партия, а мы себя считаем партией реальных дел, в своей практической деятельности отвечает на чаяния людей, связавших свою судьбу с селом? Скажу откровенно, вопрос для нас с вами пока из числа неудобных. Российская деревня никогда не жила легко. Политика социализма о сближении уровня города и села так и осталась красивым лозунгом. К сожалению, и в результате реформ 90-х годов, и далее наиболее ощутимо пострадала именно эта сфера экономики. Аграрный сектор практически оказался вне поля зрения государства. Удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны за годы реформ снизился более чем в три раза, доля инвестиций в сельское хозяйство сократилась в пять раз. Наша страна, обладающая самыми большими запасами пахотных земель (10% мировых), огромными ресурсами пресной воды, стала в значительной степени зависимой от импортного продовольствия. До трети продуктов питания ввозится, и поток этот, к сожалению, продолжает расти. Так, только с 2000 по 2005 год среднегодовые объемы импорта сельхозпродукции возросли с 7 до почти 18 млрд. долларов, и это при 1,5 млрд. долларов, выделяемых федеральным бюджетом на собственное сельхозпроизводство. Понимаю, что нельзя употреблять понятие “евро” и “доллары”, но вынужден только по той причине, что нам за рубли эти продукты не продают. Это происходит еще и на фоне того, что основные отечественные продукты более натуральны и вкуснее, в чем мы с вами все больше убеждаемся. В дальнейшем данный фактор должен стать локомотивом к конкурентоспособности нашей сельхозпродукции.

Сильно упала за девяностые годы и эффективность использования сельхозугодий, самой ее плодородной части – пашни. Поля начали забрасываться, зарастать бурьяном и мелколесьем. Из оборота выведено свыше 13 млн. гектаров пашни. Это равнозначно исключению из оборота пашни трех не маленьких регионов Российской Федерации – Татарстана, Башкортостана, Саратовской области, вместе взятых. Теряется то, что составляло сущность бытия многих поколений россиян, живущих на земле и землей. Страна, которая теряет десятки миллионов гектаров освоенных ранее земель, не может считать себя благополучной. Агропромышленный комплекс – категория не только экономическая. Благополучие всей территории страны для государства – категория из судьбоносных.

Резкое снижение производственных мощностей в аграрном секторе привело к усугублению социальных проблем на селе, которое и ранее страдало от бытовой неустроенности. Сегодня практически около 60 процентов поселений не имеют элементарных удобств. Только треть из них газифицированы. Почти половина сельских поселений остаются без регулярного автобусного сообщения. По сравнению с городом в разы ниже обеспеченность объектами соцкультбыта, дошкольными учреждениями, школами, медицинским персоналом. Главное, что недопустимо – постепенно безвозвратно разрушаются нравственные устои сельской жизни.

В проекте программного заявления есть очень глубокий по содержанию и весьма своевременный тезис о сбережении нации. Убежден, что добиться этого без сбережения села нереально, как невозможно и реализовать стратегию обновления, выдвигаемую нашей партией.

Что же делать и как быть?! В первую очередь до конца года наконец-то мы должны принять закон о развитии сельского хозяйства, который мы сами же инициировали и не смогли принять в течение трех лет, имея абсолютное большинство в Госдуме. В первом же квартале будущего года нам необходимо добиться принятия правительством страны программы развития АПК. Что я при этом предлагаю? Сначала в штабе партии совместно с правительством должны быть отработаны все параметры развития сельского хозяйства на ближайшие десять лет. И только после этого принять закон о сельском хозяйстве. Потому что иначе закон работать не будет.

Учитывая, что мы скоро окажемся в ВТО, следуя практике развитых стран, для конкурентоспособного развития отечественных товаропроизводителей мы должны обеспечить адекватное финансирование сельского хозяйства. В соответствии с вкладом нашего АПК в формирование валового внутреннего продукта страны, что составляет в среднем за последние годы порядка 6 процентов, удельный вес аграрной составляющей в федеральном бюджете должен составлять минимум такую же планку, вместо одного процента, что мы имеем на сегодня. Без этого говорить об успешном развитии невозможно. Скажу, что за последние годы в бюджете Республики Татарстан эта цифра достигает 10 процентов.

Подлинное возрождение села невозможно без господдержки и крупных инвестиций. Сегодня на дворе не 90-е годы, у страны есть возможности. Как представляется, инвестиционные программы на селе должны реализовываться на трех уровнях ответственности: федеральном, региональном и местном.

При этом видится целесообразным внесение поправок в действующее законодательство, согласно которым определяются обязанности и полномочия федеральных органов власти в развитии сельского хозяйства с его финансовым мандатом. А то получилось так, что мы сделали всё для того, чтобы за развитие сельского хозяйства, за благополучие страны в этом секторе отвечали только региональные и местные органы власти. А это невозможно и нереально.

К примеру, сегодня до 90 процентов производимых в стране минеральных удобрений уходит на экспорт из-за финансовой недоступности отечественным товаропроизводителям. Российская Федерация на 1 гектар пашни вносит сегодня лишь чуть более 10 кг действующего вещества минеральных удобрений. Я могу вам сказать из опыта нашей республики и из собственного опыта: мы вносим порядка 50 кг действующего вещества на гектар, и этого мало. А надо выйти хотя бы на 70-80 кг, тогда наша земля заработает. Иначе это самообман... Минимум 30-процентное субсидирование стоимости минеральных удобрений и средств химзащиты растений – как раз то, о чем я говорил в рамках обсуждения федерального мандата – федеральный бюджет должен взять на себя.

Анализируя ход реализации национальных проектов, предложенных Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным, можно уже сегодня сказать, что АПК оказался наиболее отзывчивым. Малейшая поддержка, первые шаги начинают давать положительные результаты. В этих условиях особую актуальность имеет привлечение к делу инвестирования сельхозпроизводства частного бизнеса.

Убежден, что мы должны взяться за индустриализацию сельского хозяйства на основе высоких технологий. Иного не дано. Если на Западе этот процесс идет на основе взаимопоглощения фермерских хозяйств, то, получив в наследство от недалекого прошлого колхозы и совхозы с просторными полями, мы как бы перепрыгнули эту крайне сложную и болезненную стадию. Это в нашу пользу. Как говорится, в данном случае “несчастье помогло”. Теперь мы должны в полной мере воспользоваться этим преимуществом.

Если сегодня кто-то надеется, что через малый и средний бизнес на селе мы способны произвести конкурентоспособную полеводческую, животноводческую продукцию – это заблуждение, которое очень скоро развеется в условиях мирового сельхозрынка. Это я не к тому, что мы не поддержим личные хозяйства. Их нужно поддержать, это важно в социальном плане, это поможет закреплению людей на селе. А конкурентоспособности можно достичь только через высокотехнологичную индустриализацию.

Нашей партии на данном этапе необходимо определить правила на долгосрочный период, приняв соответствующие законы, включить рычаги таможенно-тарифного и налогового регулирования экономики. Следует привести в соответствие со спецификой аграрного производства налоговое законодательство, распространив действие системы налогообложения для сельхозпроизводителей на сельскохозяйственные потребительские кооперативы, упростить процедуру оформления права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Граждане России и наши соотечественники из ближнего зарубежья, пожелавшие переехать на постоянное место жительства в деревню и заняться сельским хозяйством, должны иметь возможность получить для этих целей земельный участок.

Важнейшая задача, которую должна решать партия, – создание механизма поддерживания паритетных отношений агропромышленного комплекса с другими отраслями экономики. Положение дел здесь, все вы знаете, сложное и нетерпимое. Раньше стоимость дизельного топлива составляла 2,5 процента в себестоимости сельхозпродукции. За последние же годы стоимость дизтоплива и электроэнергии достигла более 20 процентов в структуре себестоимости. Как работать в этих условиях? По самым скромным оценкам, сельское хозяйство ежегодно теряет на этом почти 20 млрд. рублей.

Если мы действительно хотим поддержать своих сельхозпроизводителей, необходимо принять комплекс мер по обеспечению их участия в прибылях оптовых и розничных рынков, осуществлять антимонопольное регулирование тарифов, цен на товары и услуги. Надо также обеспечить достаточную доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, развития системы лизинга, страхования рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений от стихийных бедствий и других природных явлений.

Следует, наконец, решить и вопрос с долгами сельскохозяйственных предприятий, появившимися у сельхозпроизводителей ранее в результате длительной политики государства. Все знают, что никто и никогда их не вернет. Сейчас они превышают 400 млрд. рублей. Судьбу этих долгов надо решить раз и навсегда, и начать с чистого листа.

Особое значение для решения сельских дел имеет муниципальная реформа. Повышение роли органов местного самоуправления является также одним из приоритетов нашей партийной политики. Земля, рациональное ее использование – основа финансовой устойчивости ОМС, в большинстве случаев это – единственный источник их доходов. Как можно смириться с тем, что органы местного самоуправления встанут на ноги, если не будет работать земля?! Все их доходы – от земли: и зарплата, и имущественные, и земельные налоги. У ОМС других налогов нет. Значит, мы обречены поддерживать сельское хозяйство. А что такое орган местного самоуправления? Это основа демократии.

Давно известно: сельчане – особый народ. Они не очень доверчивы к красивым словам, настороженно относятся к громким обещаниям. Говори правду и дело делай – вот что их может убедить. Что же, этому их научил собственный горький опыт, непростая действительность. Но если крестьяне увидят за каждым тезисом нашей программы реальное дело, то, я вам скажу, нет более твердого, последовательного, преданного сторонника нашей партии. Давайте же бережно относиться к труженикам земли!

(«Сельская жизнь», 18.01.07)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100